Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе
Авторы: Козьмина Наталия Анатолиевна, Гуреева Людмила Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 4219 раз
Библиографическое описание:
Козьмина, Н. А. Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Н. А. Козьмина, Л. В. Гуреева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3565/ (дата обращения: 19.12.2024).
В специальной литературе понятие «педагогическая технология» определяется как совокупность целей, задач, форм, методов (способов, приёмов обучения и воспитательных средств), которые системно используются в образовательном процессе, на основе психолого-педагогических установок, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Одной из главных задач является точное определение цели, как конечной, так и промежуточной. Правильное определение цели позволяет наиболее точно определить структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, разработать методы ее достижения, избежать ошибок и просчетов. Оптимальная организация учебной деятельности даст более высокие и стабильные результаты.
Перед преподавателями вузов стоит ряд задач: дать студентам необходимые знания, умения, навыки, научить их осуществлять различные виды деятельности, уметь использовать новые информационные технологии, быть готовыми к сотрудничеству, стремясь избегать и преодолевать конфликты. Эти задачи невозможно решить без личностно-ориентированного подхода к процессу образования и воспитания, без учета всех потребностей и возможностей студентов. [2].
Фокусом личностно-ориентированного подхода является уникальная целостная личность ученика, которая живет, развивается, творит, имеет свои задачи и цели, стремится к максимальной реализации своих способностей и возможностей, открыта для всего нового, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно-ориентированный подход является методологической ориентацией в педагогической деятельности. Базируясь на системе взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, создавая атмосферу творчества, сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи, она делает возможными и вдохновляет процессы самопознания и самореализации личности. [1].
Гибкость в определении целей, учет личностных интересов, индивидуальных возможностей и способностей учащихся делает процесс обучения более успешным, результативным. При этом подходе создается особая атмосфера творчества, взаимопомощи, эмоционального контакта, выстраиваются межличностные отношения.
Личностно-ориентированное обучение включает метод проектов, обучение в сотрудничестве, и разноуровневое обучение.
Технология обучения в сотрудничестве(cooperative learning) разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота, группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Ее суть заключается в том, чтобы создать такую благоприятную среду, в которой каждый из учащихся имел бы возможность максимально проявить свои способности в ходе активной совместной учебной деятельности на базе различных учебных ситуаций.
Багаж знаний и умений студентов одной группы технического вуза иногда существенно различается. Это особенно касается иностранного языка. В одной группе могут встретиться студенты — выпускники серьезных специализированных английских школ, где ряд предметов преподается на иностранном языке, и выпускники школ, где иностранный язык, мягко говоря, преподавали плохо. У первых — достаточно высокий уровень знаний, они моментально понимают все объяснения учителя, без проблем овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, в то время как последним требуется «разжевывание» материала, гораздо больше времени на его осмысление. В этой ситуации первым может стать скучно, в то время как последним — очень «некомфортно». Они стесняются задавать вопросы при всей группе, понимая, что им никогда не догнать остальных, и часто «выпадают» из общего процесса обучения.
При такой ситуации технология обучения в сотрудничестве может быть особенно полезной. Преподаватель объединяет студентов в небольшие группы, по 3–4 человека, и дает им одно общее задание. При этом оговаривается роль каждого ученика группы в выполнении этого задания. Технология обучения в сотрудничестве дает возможность дифференцировать задания по уровням сложности. В этой ситуации каждый студент, с одной стороны, отвечает за результат своей работы, с другой же стороны, он также несет ответственность за результат работы всей группы. Сильным студентам интересно выполнять такое групповое задание. Во-первых, оно отвечает их уровню подготовки, им не скучно, они чувствуют развитие, занимаются творчеством. Во-вторых, они чувствуют свою «важность и нужность» в данной команде, поскольку они отвечают за слабых студентов, работая на общий результат. Слабые студенты выясняют все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы полностью разобрались в материале. Слабые студенты, при поддержке, постепенно овладевают материалом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Они испытывают благодарность за оказанную помощь и более не чувствуют себя «вышибленными из седла». Такая коллективная работа, направленная на достижение общей цели, гораздо более эффективная, увлекательная, творческая. Она приносит радость, создает дружескую атмосферу взаимопомощи. В этом и есть суть обучения в сотрудничестве.
Согласно Полат Е. С., существует ряд основных принципов обучения в сотрудничестве: 1) группы формируются преподавателем до урока с учетом психологической совместимости. В составе группы должен быть сильный ученик, средний и слабый. Если группа на протяжении ряда уроков работает эффективно, нет необходимости менять ее состав (это, так называемые, базовые группы); 2) группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации); 3) оценка ставится за работу всей группы; важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Оценивать результаты могут сами учащиеся; 4) учитель сам выбирает ученика группы, который должен доложить результаты работы. [3].
Давайте рассмотрим наиболее распространенные варианты метода обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами: Student Team Learning (STL, обучение в команде), Jigsaw (пила), Learning Together (учимся вместе).
Согласно разработкам трех вышеупомянутых групп американских педагогов, методSTL базируется на «групповых целях» (teamgoals) и успехе всей группы (teamsuccess), как результате самостоятельной работы каждого члена группы в совместной групповой работе над изучаемой проблемой. Задача каждого учащегося — не просто выполнить какое-то задание, а овладеть необходимыми знаниями и сформировать нужные навыки. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого в решение поставленной перед ними проблемы. Метод STL сводится к трем основным принципам: 1. «награды» (teamrewards) — в виде сертификата, диплома и других видов оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них критерий. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение; 2. «индивидуальная» ответственность означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует взаимопомощь членов команды при решении поставленной задачи;3. равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Это дает сильным, средним и слабым ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их) и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». [3].
Метод STL очень эффективен при изучении нового материала. Схема обучения проста. Малая группа получает задание от преподавателя и работает до тех пор, пока оно не будет выполнено всеми членами группы. При такой работе формируются групповое сознание, позитивная взаимозависимость, коммуникативные навыки. Преподаватель объясняет новый грамматический материал, например theModalVerbs. Затем раздает всем группам одинаковые наборы заданий(таблицы, картинки, упражнения). Каждый из членов группы может выполнять свое задание индивидуально, либо же каждое последующее задание выполняется следующим членом группы. Данный метод акцентирует внимание на успехе всей группы, который можно достичь только в результате самостоятельной работы каждого члена малой группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы. Таким образом, задача каждого студента — овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки. При этом вся малая группа должна знать достижения каждого ее члена. Выполнение задания объясняется, комментируется и контролируется членами группы. Подобная отработка новой темы очень эффективна, т. к. такой вид работы не дает студенту возможности «проспать» подачу нового материала, тут же активизирует все его ресурсы, включает его в групповую работу. В условиях, когда каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде, работа проходит живо, активно, в атмосфере взаимопомощи, что создает микроклимат, благоприятный для обучения. Для закрепления материала можно предложить выполнить тест.
Отличительная особенность данного метода заключается в системе оценки индивидуальных работ. Оценка выполняется по прогрессивно-сравнительному признаку. Студент может выиграть дополнительные баллы для команды только в том случае, если его оценка за эту работу выше его средней оценки за предыдущие. Команда, которая набрала по итогам изучения темы самое большое количество баллов, считается победившей.
Другим методом обучения является метод, который называется Jigsaw («Пила»). Учащиеся разбиваются на группы по 4–6 человек. Каждой группе предлагается работа над общей темой, например “SourcesofRenewableEnergy”. Каждому из членов группы предлагается работа над отдельным фрагментом общей темы. Например, тема может быть разбита на следующие части: SolarEnergy, EnergyofWind, BiomassEnergy, GeothermalEnergy. Каждый член группы находит материал по своей части. Студенты, которые изучали одну и ту же часть, например SolarEnergy, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данной теме. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и делятся новой информацией, которую они узнали на «встрече экспертов», с другими членами своей группы. Так происходит с каждым экспертом. Чтобы получить материал всех фрагментов, учащимся необходимо внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи. Учащиеся чрезвычайно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и всей командой.
Метод LearningTogether (Учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (DavidJohnson, RogerJohnson). Всей группе студентов предлагается одна общая тема, например“OrganizingtheConferenceInnovationsinScienceandTechnology”.Класс студентов делится на группы по 3–4 человека в каждой. Группы должны быть однородными по уровню знаний и умений. Каждая группа получает одно задание, которое является частью данной темы. Работая над общей темой “OrganizingtheConferenceInnovationsinScienceandTechnology”, группа может получить одно из следующих заданий: разработать программу конференции, организовать регистрацию участников конференции, организовать расселение участников в гостинице, заказать билеты для всей группы, и т. д. Каждая группа работает над своей темой. При совместной работе отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. При подготовке своих заданий группы совместно обсуждают информацию, задают вопросы, предлагают свои варианты решения проблем. Эта работа может быть успешно выполнена только при условии тщательной предварительной подготовки и владения лексикой по данной теме. Соблюдаются основные принципы; это награды — всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
Итак, перед группой, с одной стороны, стоит познавательная цель, т. е. успешное выполнение академического задания, а с другой — социальная — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения, умение приходить на помощь друг другу и работать на достижение общей цели.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы также упомянуть три отличительных черты работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах.
Каждый член малой группы несет личную ответственностью не только за свои успехи и достижения, но и за результаты работы своих товарищей, т. е. за всю группу.
Особое внимание акцентируется на социальных аспектах обучения, на способах общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
В общую оценку работы группы входит не только оценка академических результатов работы группы, но и оценка формы общения учащихся. После работы малой группы необходимо уделить время на обсуждение социального аспекта работы членов группы: поведение, способы общения, взаимопомощь, ошибки и достижения.
Литература:
Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе — Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Леонтьев А. А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад / А. А. Леонтьев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 24 с.
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия,1999
http://urok123.org/book/export/html/50Обучение в малых группах по методике сотрудничестваС. Дьячкова