Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Авторы: Малыхина Галина Алексеевна, Горшкова Лариса Владимировна, Луценко Елена Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 1759 раз
Библиографическое описание:
Малыхина, Г. А. Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. А. Малыхина, Л. В. Горшкова, Е. В. Луценко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3571/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема достижения функциональной грамотности, т. е. уровня образованности, достаточного для продуктивного функционирования в обществе, впервые обозначенная в документах ЮНЕСКО в середине XX века, актуальна и до настоящего времени. Изменение общества в силу его технического, информационного, ценностного развития приводит к появлению новых требований к уровню функциональной грамотности. Уровень, допустимый 50 лет назад, сегодня не позволяет эффективно жить в современном обществе.
Функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом. Закономерно, что с середины XX века проблема функциональной грамотности попала в поле зрения международных организаций, 1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности, ООН объявила 2003–2012 годы Десятилетием грамотности в широкой интерпретации этого понятия. Условно уровень функциональной грамотности отмечается в утверждении: «Современный европеец (гражданин) должен знать и уметь.».. и определяется для каждой страны с учетом культурной и региональной специфики.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Традиционная педагогика рассматривает грамотность как психологическую способность индивида — внутреннее когнитивное свойство. Отличие понятия базовой грамотности от функциональной грамотности состоит именно в наличии социального контекста. Если базовая грамотность является устойчивым свойством личности, то функциональная грамотность есть ситуативная характеристика для осуществления жизнедеятельности в конкретной социокультурной среде. Тенденция к расширению понятия «функциональная грамотность» выразилась во введении в него деятельностного аспекта, то есть способности человека эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции.
Особого внимания заслуживает снижение общей грамотности выпускников. Как показали результаты единого государственного экзамена по русскому языку, прямыми проявлениями невысокого уровня практической грамотности явились: бедность и односторонность словарного запаса учащихся, примитивность и однообразие синтаксического строя речи, слабо сформированное чувство стиля, неумение ясно и стройно как по форме, так и по содержанию излагать свою точку зрения по поставленной проблеме. Эти характеристики можно дополнить материалами, касающимися низкого уровня функциональной грамотности выпускников в области элементарной математики, истории и т. д. Не случайно преподаватели вузов констатируют растущий разрыв между школой и высшим учебным заведением.
В ходе проведения исследований образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было предложено оценить значимость функциональных умений в период постинтернатной адаптации воспитанников, а также указать, какая часть воспитанников владеет указанным умением к моменту выпуска из учреждения. Получились довольно интересные результаты.
Крайне необходимыми для выпускников, по мнению педагогов, психологов, воспитателей, оказались следующие умения:
заботиться о своем здоровье (86,8 %);
адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей (78,9 %);
грамотно отстаивать свои права и интересы (73,7 %);
ориентироваться в мире профессий и в своих профессиональных возможностях (68,4 %)
действовать в ситуации угрозы личной безопасности (68,4 %);
эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом (81,6 %);
эффективно и безопасно пользоваться домашними бытовыми электроприборами (76,4 %);
ориентироваться в районе проживания, в своем городе (73,7 %);
и действовать с позиции гражданина в решении проблем распространения наркотической зависимости в обществе (68,4 %).
Возникает вопрос: «Какие умения, по мнению педагогов и других специалистов, наиболее хорошо сформированы у сегодняшних воспитанников выпускных классов?». Оказалось, что почти все воспитанники умеют эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом (65,8 %), средствами связи (63,8 %), домашними бытовыми приборами (57,9 %) и могут ориентироваться в районе проживания и в своем городе (50 %). Большая часть будущих выпускников умеет заботиться о своем здоровье (60,3 %) и действовать в ситуации угрозы личной безопасности (55,3 %), а также умеют отбирать необходимую информацию из книг (57,9 %) и работать на компьютере (55,3 %).
Анализируя список умений, которые, с точки зрения опрашиваемых, не так важны для выпускника интернатного учреждения, можно сказать, что сюда попали все умения, связанные с культурным развитием человека: умение ориентироваться в произведениях искусства, в живописи, архитектуре, музыке, умение пользоваться каталогами при посещении музеев, библиотек, выставочных залов и т. д.
Что касается наличия этих умений у сегодняшних воспитанников, то поданным опроса лишь единицы смогут найти нужную книгу в библиотеке, наметить маршрут при посещении музея, разобраться в литературе об искусстве, поговорить о шедеврах живописи или архитектуры, выразить свое мнение о классических музыкальных произведениях.
Такое положение дел не может иметь положительного влияния на постинтернатную адаптацию выпускников. Расширение социальных контактов, выход за пределы социального слоя, к которому принадлежат родители большинства социальных сирот, не возможны, если выпускник интернатного учреждения остается культурно неграмотным человеком. Однако недооценка этого факта педагогами, работающими с социальными сиротами, приводит к тому, что дети, выходя из стен государственного учреждения, не чувствуют себя комфортно в обществе молодых людей не своего круга, культурный уровень которых выше их собственного. Знакомство с молодым человеком (девушкой) из интеллигентной семьи предполагает необходимость умения поддерживать разговор о литературе, об искусстве, о музыке, о театре, а если выпускник детского дома не имеет понятия об этих вещах, то вряд ли у него есть шанс на развитие серьезных отношений. Следствием этого становятся дружба и браки в пределах «круга своих», т. е. бывших воспитанников интернатных учреждений, что далеко не всегда имеет положительный результат.
Согласно опросу 78,9 % педагогов, участвующих в исследовании, считают, что один иностранный язык желательно знать всем выпускникам интернатных учреждений. Однако на практике, судя по всему, желаемое далеко от действительности: 70 % опрошенных педагогов указали на то, что меньшая часть их выпускников владеют каким-либо еще языком, кроме родного.
Что касается умений, наиболее плохо сформированных у будущих выпускников, то, согласно результатам исследования, среди них можно назвать умение определять критерии для оценки достигнутых результатов в разных сферах деятельности, в т. ч. образовательной и умение адекватно действовать в ситуации психической опасности (угрозы, запугивания, давления, оскорбления).
Для успешного воспитания функционально грамотной личности в российской школе необходимо придать образованию личностный смысл, т. е.усилить смысловой характер его содержания и реализовать в образовательной среде соответствующие педагогические принципы и условия.
Таким образом, функциональная грамотность выступает непременным условием успешной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей к окружающей среде. В современных условиях она является гарантией выживания человека и атрибутом непрерывного образования. В уровне функциональной грамотности просматривается социальный аспект: зависимость способности молодых людей применять прикладные знания и умения от материального положения семьи, ее социального статуса.
Недооценка уровня функциональной грамотности выпускника как одного из показателей их готовности к взрослой жизни, надежда на «доучивание» в последующей деятельности усложняет процесс социализации и снижает значение школы как ее института. Представляется целесообразным ввести характеристику функциональной грамотности выпускников в качестве одного из индикаторов оценки модернизации отечественной средней школы.
Литература:
Астраханцева, Т. С. Итоги единого государственного экзамена по русскому языку и литературе в 2007 году / Астраханцева Т. С., Семенов А. Н.; Департамент образования и науки Ханты-Мансийского авт. окр. — Югры, Бюджетное учреждение доп. проф. образования Ханты-Мансийского авт. окр. — Югры «Ин-т развития образования». — Ханты-Мансийск: ИРО, 2008. — 128 с.
Гаврилюк, В. В. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу / В. В. Гаврилюк, Г. Г. Сорокин, Ш. Ф. Фарахутдинов; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тюменский гос. нефтегазовый ун-т». — Тюмень: Изд-во гос. образовательного учреждения высш. проф. образования «Тюменский гос. нефтегазовый ун-т», 2009. — 243 с.
Перминова, Л. М. Формирование функциональной грамотности учащихся: культурологический подход: (учебно-методическое пособие) / [Л. М. Перминова]; Департамент образования города Москвы, Московский ин-т открытого образования. — Москва: [б. и.], 2009. — 131 с.