Использование современных информационных технологий в образовательном процессе
Автор: Малышева Татьяна Васильевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 2102 раза
Библиографическое описание:
Малышева, Т. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / Т. В. Малышева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3578/ (дата обращения: 16.11.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения по специальностям среднего профессионального образования (СПО) построен на овладении студентом профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК). Компетенции — это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств студента. В частности, к ОК относят такие результаты обучения, как:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
Компетенции реализуются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в семинарах, конференциях, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями.
Новая методологическая основа требует внедрения в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий. Поставленным целям соответствуют такие новые педагогические технологии как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению. Данные цели педагогических технологий можно реализовывать на базе современных информационных технологий. Современные информационные технологии основаны на использование современных компьютерных и сетевых средств. Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Современные информационные технологии предполагают использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Согласно ГОСТу электронный образовательный ресурс (ЭОР) — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [1]. ЭОР можно разделить на несколько групп по принципам классификации:
По среде использование -Интернет- для «электронных досок»;
по назначению — электронные справочники и учебники, словари, лабораторные работы, тренажеры, контрольно-измерительные материалы и т. п.;
по среде реализации — мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения.
ЭОР предполагают использование текстов с гиперссылками, графиков, таблиц, рисунков, аудио и видео фрагментов, причем каждый ЭОР должен содержать информационную часть, практическую часть и контролирующую часть. Современные ЭОР должны преподавателю предоставлять следующие педагогические инструменты:
Интерактивное обучение;
Мультимедийное представление материала;
Имитационное моделирование (моделинг);
Коммуникативность;
Производительность студента (пользователя).
Интерактивное обучение позволяет взаимодействовать студенту с электронным ресурсом. Интерактивность позволяет вводить активно-деятельную форму обучения. Мультимедиа ЭОР позволяет реалистично представлять объекты и процессы, что в свою очередь, повышает качество обучения. Моделинг — имитационное моделирование с использование аудио и видео фрагментов, реализует реакции, необходимые для изучаемых процессов. Коммуникативность — возможность непосредственного общения студентов и преподавателя, оперативный отклик на событие, удаленный контроль над процессом обучения. Производительность повышается за счет автоматизации многих операций в процессе обучения. ЭОР нового поколения реализуются как открытые образовательные модульные мультимедийные системы.
Опираясь на определение ЭОР можно выделить две составляющие ЭОР: содержательную и технологическую. Содержательная составляющая — это предметное содержание в форме образовательного контента и метаданные, представленные информацией о его структуре. Технологическая составляющая базируется на специально разработанном программном обеспечении, состоящем из определенного набора компьютерных оболочек. Программное обеспечение или программные оболочки управления обучением (LMS — Learning Management Systems) широко представлены различными компаниями на рынке образовательных услуг. Правильный выбор программной оболочки — это успешное внедрение информационной технологии в образовательный процесс [5,42]. Различные источников предлагают следующие показатели выбора:
Набор свойств и функций, удовлетворяющий потребностям учебного учреждения;
Стоимость приобретения, использования или разработки системы, т. е. полная стоимость владения системой;
Возможность работы с национальным алфавитом;
Производительность, платформа, требования к аппаратному и программному обеспечению сервера.
Таблица характеристик ПО ведущих коммерческих систем Blackboard и WebCT с открытой системой Moodle
Возможности |
Blackboard |
WebCT |
Moodle |
Загрузка и совместный доступ к документам |
+ |
+ |
+ |
Создание курсов online в HTML-редакторе |
- |
+ |
+ |
Online дискуссии |
+ |
+ |
+ |
Совместное обсуждение оценок |
_ |
+ |
+ |
Online чат |
+ |
+ |
+ |
Оценка студентами друг друга |
_ |
_ |
+ |
Online опрос (проверка) |
+ |
+ |
+ |
Online журнал оценок |
+ |
+ |
+ |
Самооценка выполнения |
_ |
_ |
+ |
Групповое управление студентами |
+ |
+ |
+ |
Уроки с управляемыми маршрутами |
+ |
+ |
+ |
Журнал студентов |
_ |
_ |
+ |
Встроенный глоссарий с автоматическим связыванием записей |
_ |
_ |
+ |
На сегодняшний день LMS Moodle [2;3,38] самая востребованная система, которая имеет большое количество пользователей благодаря своей открытости и более интенсивному росту возможностей.
Moodle — бесплатная модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, предназначенная для использования в сети Internet. Последние версии СДО Moodle можно скачать с сайта мирового сообщества пользователей Moodle -http://www.moodle.org.
В системе определено несколько ролей, которые определяют права пользователей:
Администратор — имеет все права;
Создатель курсов — прав на регистрацию, редактирование курсов, назначение преподавателей;
Преподаватель — имеет права редактировать свои курсы, назначать студентов и ассистентов;
Ассистент — имеет права просматривать результаты деятельности студентов;
Студент — имеет право работать в доступном курсе и участвовать в форумах и чатах;
Гость может только ознакомиться с категориями курсов.
Moodle позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.
Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети. Для использования Moodle достаточно иметь любой веб-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. Для создания курсов в Moodle можно использовать набор элементов курса, таких как ресурс, задание, форум, глоссарий, тест и т. д. Назначение элементов:
Ресурс — это любой материал для самостоятельного изучения или обсуждения: текст, иллюстрация, веб-страница, аудио или видео файл. Для создания веб-страниц в систему встроен визуальный редактор, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.
Задание — это создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle студентом. Преподаватель может оперативно проверить сданные учеником файлы или тексты и отреагировать (прокомментировать, предложить доработать).
Форум удобен для обсуждения проблем, для проведения консультаций. Сообщения из форума могут автоматически рассылаться ученикам по электронной почте.
Глоссарий позволяет организовать работу с терминами. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария.
Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем.
Преподаватель может разрабатывать тесты с использованием вопросов различных категорий (множественный выбор, короткий ответ, числовой, верно/неверно, на соответствие, случайный вопрос на соответствие, вложенные ответы, эссе, вычисляемый, описание). Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток, можно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.
В СПб ТКУ и К (Санкт-петербургский технический колледж управления и коммерции) успешно внедряется в образовательный процесс среда Moodle, с помощью которой было разработано несколько УМК по разным дисциплинам. Например, в УМК по дисциплине «Технология разработки программных продуктов» были спроектированы узлы: «Сведения о курсе», «Теоретический материал», «Практикум», «Контроль знаний», «Методические пособия», «Словарь», «Рекомендованная литература», узел коммуникации.
Таблица использования средств системы Moodle для информационного наполнения узлов учебного курса
Узел электронного учебного курса |
Средства системы электронного обучения |
Сведения о курсе |
Веб-страница |
Теоретический материал |
Лекции, видео, текстовые и веб-страницы |
Практикум |
Задания с ответом в виде файлов |
Контроль знаний |
Тесты |
Словарь |
Глоссарий |
Рекомендованная литература |
Веб-страница |
Узел коммуникации |
Пояснение, форум, чат, электронная почта |
Методические пособия |
текстовые и страницы |
Лекция обычно включает несколько страниц, каждая из которых в конце содержит вопрос и предполагает разное продолжение изучения материала (повторение или продолжение). Лекции содержат иллюстрации и гиперссылки на дополнительный материал. В частности, после лекций перед выполнением очередной лабораторной работы приводится задание, вид работающего приложения (видео), порядок выполнения. Тесты и лабораторные работы завершают изучение соответствующих тем. Тесты включают вопросы разных типов, которые позволяют проверить знания, умение, понимание студентами пройденных тем. Задания позволяют студентам отправить преподавателю свои работы в виде файлов. В дополнение к лекциям курс содержит методические пособия по выполнению и оформлению курсового проекта. Использовать электронный курс удобно, если ученик по каким-то причинам не может посещать учебное заведение: длительная болезнь, частые поездки на соревнования, учащиеся с особыми потребностями, другие причины.
Применение современных информационных технологий позволяет:
построить открытую систему образования;
изменить организацию процесса обучения студентов;
рационально организовать познавательную и практическую деятельность студентов для овладения ими профессиональных и общих компетенций;
повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности и к самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач;
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.
Литература:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, ГОСТ Р 526567. Введ. 2008–07–01. М.:Стандартинформ, 2007. 21 с.
Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения. Горохова Ю. А. Структура электронного учебного курса в сдо moodle (http://www.smartlearn.ru/site-admin/posts/548-struktura-elektronnogo-uchebnogo-kursa-v-sdo-moodle).
Вахтина Е. А., Вострухин А. В. Образовательный ресурс как средство актуализации содержания обучения // Профессиональное образование. Столица. — 2011. –№ 6. — С. 37–39.
Дерябина Г. И. Создание электронных учебных курсов.– Самара: Универс-групп, 2006. — 32 с.
Андреев А. А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. — 2008. — № 9. — С. 114–116. Андреев, А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. — 2010. — № 9–10. — С. 41–44.