Технология коррекционной работы по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников
Автор: Скитская Лариса Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 1964 раза
Библиографическое описание:
Скитская, Л. В. Технология коррекционной работы по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников / Л. В. Скитская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3581/ (дата обращения: 19.12.2024).
- Социально-психологическая готовность к эффективному
коммуникативному общению человека с людьми в настоящее
время является необходимым условием развития личности уже в период
дошкольного детства. Именно на ранних этапах детского онтогенеза
складываются базисные личностные качества и психологические
особенности ребенка, имеющие первостепенное значение для его
дальнейшего развития. Оптимизация коммуникативного общения у детей
старшего дошкольного возраста является важнейшей составляющей
личностной сферы и обеспечивает необходимую
социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его
мире. Умение вступать в контакты с другими людьми,
устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое
поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную
совместную деятельность, но и на будущий социальный статус
ребенка в современном обществе. В связи с этим перед
психолого-педагогической наукой и практикой встают вопросы
теоретического обоснования и практического использования
эффективных форм и методов коррекционного образовательного
воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей
в системе дошкольного обучения и воспитания.
- Изменение отношения педагогов-практиков к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные исследования в области дошкольной педагогики, раскрывающие особенности формирования и развития общения дошкольников, представлены исследованиями И. И. Иванец, посвящённых речевой коммуникации детей. Непосредственно формированием коммуникативных умений дошкольников занимались Л. Р. Мунирова, С. В. Проняева, Е. Г. Савина, О. С. Степина, О. А. Черенкова и др. Они отмечали, что отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности. Именно развитие коммуникативных умений является важнейшим направлением социально-личностного развития дошкольника [3, с. 120]. Однако современная практика дошкольного обучения и воспитания свидетельствует, что оптимизация коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных учреждений, тем не менее, носит стихийный, нерегулируемый и не целевой характер его усвоения (А. Г. Арушанова, О. В. Гаврилушкина, Н. А. Короткова, В. Т. Кудрявцев, С. В. Маланов, Н. Я. Михайленко и др.). Отсутствие типовой, базовой программы по оптимизации коммуникативного общения дошкольников не ориентирует деятельность педагогов на реализацию коммуникативных задач. Внедрение же разнообразных развивающих обучающих технологий, как правило, не изменяет психологических и педагогических основ дошкольного образовательного процесса, напротив, отмечается его формализация [1, с. 85].
- Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту в Приднестровской Молдавской республике, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты по оптимизации коммуникативного общения остаются мало разработанными. Как в республике Молдова, так и в Приднестровской Молдавской республике отсутствуют исследования, посвящённые изучению коммуникативного общения детей. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативного общения, критерии и показатели сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс его оптимизации и не намечены формы коррекционной работы. Практическая деятельность ряда ДОУ в Приднестровье показывает, что старшие дошкольники испытывают большие трудности в коммуникативном общении: не всегда могут наладить контакт со сверстниками, не умеют понять и выслушать другого, не контролируют свое поведение и т. п., что свидетельствует о низком уровне коммуникативного общения. Анализ имеющихся исследований позволил выделить ряд противоречий между:
- Изменение отношения педагогов-практиков к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные исследования в области дошкольной педагогики, раскрывающие особенности формирования и развития общения дошкольников, представлены исследованиями И. И. Иванец, посвящённых речевой коммуникации детей. Непосредственно формированием коммуникативных умений дошкольников занимались Л. Р. Мунирова, С. В. Проняева, Е. Г. Савина, О. С. Степина, О. А. Черенкова и др. Они отмечали, что отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности. Именно развитие коммуникативных умений является важнейшим направлением социально-личностного развития дошкольника [3, с. 120]. Однако современная практика дошкольного обучения и воспитания свидетельствует, что оптимизация коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных учреждений, тем не менее, носит стихийный, нерегулируемый и не целевой характер его усвоения (А. Г. Арушанова, О. В. Гаврилушкина, Н. А. Короткова, В. Т. Кудрявцев, С. В. Маланов, Н. Я. Михайленко и др.). Отсутствие типовой, базовой программы по оптимизации коммуникативного общения дошкольников не ориентирует деятельность педагогов на реализацию коммуникативных задач. Внедрение же разнообразных развивающих обучающих технологий, как правило, не изменяет психологических и педагогических основ дошкольного образовательного процесса, напротив, отмечается его формализация [1, с. 85].
- признанием значимости коммуникативного общения в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и недостаточным уровнем исследования данной проблемы в научно-педагогической теории и практике дошкольного образования;
- необходимостью использования коррекционных методов, приёмов педагогической работы, методического инструментария по оптимизации данного общения и неготовностью специалистов в решении этого вопросах в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.
- Коммуникативное общения старших дошкольников, с нашей точки
зрения, предполагает проявление субъективных качеств ребёнка
в процессе осуществления данного вида общения — это
и интерес к общению, и наличие предпочтений в выборе
партнёра по коммуникативному общению, и умения по кодификации
и декодификации информации в процессе коммуникативного
общения, а также проявление инициативы и активности при
организации коммуникативного общения, самостоятельности
и независимости суждений в процессе разговора, проявление
творчества для поддержания интереса собеседника.
- В связи с этим построение педагогического процесса, направленного на оптимизацию коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста, должно начинаться с определения его цели. В нашем экспериментальном исследовании целью работы по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников явилась коррекция коммуникативных трудностей ребенка на основе развития у него различных критериев коммуникативного общения (базового, содержательного, операционального, рефлексивного) и приобретение навыков эффективного коммуникативного общения. Реализация данной цели предполагает усвоение стандартных приемов поведения в коммуникативном общении; доведение этих приемов до автоматизма; развитие импровизации в их применении и перенос умений конструктивного коммуникативного общения из одной ситуации в другую, а также коррекцию коммуникативных представлений, вербальных, просодических и экстралингвистических трудностей, декодификации, получаемой информации.
- Мы разработали технологию коррекционной работы «Я слушаю и понимаю тебя» по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников, которая призвана изменить сложившуюся ситуацию в положительную сторону. При выборе технологии мы ориентировались на следующие требования:
- В связи с этим построение педагогического процесса, направленного на оптимизацию коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста, должно начинаться с определения его цели. В нашем экспериментальном исследовании целью работы по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников явилась коррекция коммуникативных трудностей ребенка на основе развития у него различных критериев коммуникативного общения (базового, содержательного, операционального, рефлексивного) и приобретение навыков эффективного коммуникативного общения. Реализация данной цели предполагает усвоение стандартных приемов поведения в коммуникативном общении; доведение этих приемов до автоматизма; развитие импровизации в их применении и перенос умений конструктивного коммуникативного общения из одной ситуации в другую, а также коррекцию коммуникативных представлений, вербальных, просодических и экстралингвистических трудностей, декодификации, получаемой информации.
- ориентация технологии не на обучение, а на оптимизацию коммуникативного общения, воспитание культуры общения и речи;
- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в коммуникативном общении;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;
- организация активной коммуникативной практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер.
- Логика конструирования и реализации технологии коррекционной работы по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников реализовывалась посредством разработанной нами программы «Четыре шага» и осуществлялась в основных формах коррекционной работы со старшими дошкольниками: коллективных, групповых и индивидуальных занятиях, а также специально организованных интегрированных видах деятельности, (диалогово-игровых, познавательно-игровых, невербально-игровых), где применялся комплекс методов:
- методы стимулирования и мотивации коммуникативного общения (сюрпризный момент, создание проблемных ситуаций, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса и др.);
- методы работы над содержанием детской речи и коммуникативного общения:
- — наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, игрушек, предметов);
- — словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т. д.);
- — игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение, драматизация литературных произведений, доступных ребенку старшего дошкольного возраста, которые обеспечивали ему активность и самостоятельность в способах оптимизации своего коммуникативного общения);
- — практические методы (изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п.); упражнение в умениях;
- методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм в коммуникативном общении (пересказ литературных произведений, рассказы по плану и т. п.);
- методы, обеспечивающие оптимизацию самостоятельности и творчества старших дошкольников в коммуникативном общении (сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончания к рассказу и т. д.);
- методы, направленные на оптимизацию и коррекцию умений детей доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки в коммуникативном общении:
- методы внешней педагогической оценки (анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ-самооценка);
- методы сущностной оценки (оперативная диагностика уровня сформированности коммуникативного общения старших дошкольников);
- коррекционные методы (арт-терапия, куклотерапия, сказкотерапия, игротерапия).
- В коррекционной деятельности внимание педагога было обращено на
создание специальных условий для детей с различным уровнем
сформированности коммуникативного общения. Для детей, отличающихся
деструктивным коммуникативным общением, использовались диалоги,
тренинги, ролевые игры, психотерапевтические методы. С теми
детьми, которые характеризуются адаптивным коммуникативным общением,
проводились знаково-символические игры, методы акцентирования
категорий и другие коммуникативно-диалоговые методы. Для детей,
отличающихся конструктивным коммуникативным общением, использовались
проблемные ситуации, стимулирующие приобретение опыта позитивного
поведения в различных ситуациях.
- Разработанная авторская программа «Четыре шага» стимулировала динамику коммуникативного общения старших дошкольников от низкого уровня (деструктивного коммуникативного общения) к более высокому (конструктивному коммуникативному общению). Целенаправленность и систематичность коррекционной работы при соблюдении экспериментально проверенной совокупности форм и методов её организации обеспечила управляемость и результативность процесса оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста. Контрольный этап эксперимента позволил выявить зависимости процесса оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников в ходе коррекционной работы:
- реализация разработанной коррекционной программы «Четыре шага» способствует оптимизации конструктивного коммуникативного общения детей 6–7 лет, так как она позволяет преодолевать коммуникативные трудности детей старшего дошкольного возраста, тем самым оптимизируя их коммуникативное общение;
- педагогические условия оптимизации коммуникативного общения детей, позволяют определить теоретические подходы к отбору содержания и технологий воспитания;
- реализация технологии коррекционной работы по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников обеспечивает результативность педагогических условий и придаёт целостность воспитательному процессу дошкольного учреждения.
- Проведённое исследование позволило обнаружить качественные
изменения, произошедшие в уровнях коммуникативного общения
детей старшего дошкольного возраста — от деструктивного
до конструктивного.
- В результате проведенной опытно-экспериментальной работы установлено, что процесс оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников будет эффективным при следующих условиях:
- определение структуры, компонентов и критериев сформированности коммуникативного общения;
- коммуникативное общение будет рассматриваться как интегративное образование личности ребёнка, обуславливающее его коммуникативный потенциал;
- технология коррекционной работы по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников представляет интеграцию игровых, диалоговых и практических действий, которые обогащают индивидуальный коммуникативный опыт, дающий возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях и опирается на индивидуально-личностные и субъект-субъектные ориентации воспитания;
- развитие высокого уровня компетентности педагогов, родителей предполагающего не только владение методиками и технологиями по оптимизации коммуникативного общения детей, но и способствующего становлению и проявлению субъектности личности старшего дошкольника.
- Наше исследование даёт основание считать, что разработанные
педагогические условия являются эффективными при оптимизации
коммуникативного общения детей дошкольного возраста. Вместе с тем
обозначился круг проблем перспективных исследований: значение
родительской позиции в оптимизации конструктивного/
деструктивного коммуникативного общения ребёнка; подготовка
педагогов, способных корректировать и оптимизировать
коммуникативное общение детей и др.
- Проведенное исследование не претендует на всестороннее решение исследуемой проблемы, а отражает лишь основные аспекты, связанные с оптимизацией коммуникативного общения старших дошкольников, с помощью разработанной и апробированной технологии коррекционной работы в условиях ДОУ.
- Литература:
- Проведенное исследование не претендует на всестороннее решение исследуемой проблемы, а отражает лишь основные аспекты, связанные с оптимизацией коммуникативного общения старших дошкольников, с помощью разработанной и апробированной технологии коррекционной работы в условиях ДОУ.
- Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы Текст. / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 86 -89; 1998. — № 8. — С.100 -111; 1998. -№ И.-С. 88- 100; 1998. -№ 12.-С. 84–103; № 1.- 1999.- С. 85–97.
- Давидович В. Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Дис… канд. пед. наук / В. Н. Давидович М., 1994.- 166 с.
- Кузнецова Л. А. Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольных учреждений средствами народной игрушки: Дис… канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. А. Кузнецова-Орел, 2005.-214 с.
- Кумова Инна Александровна. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Ростов н/Д, 2004 142 c.
- Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) — «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2010. — 384 с.