Нужна ли отметка в начальной школе? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)

Статья просмотрена: 2517 раз

Библиографическое описание:

Юдина, Е. Н. Нужна ли отметка в начальной школе? / Е. Н. Юдина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3592/ (дата обращения: 16.11.2024).

В своём эссе, размышляя над вопросом: «Нужна ли отметка в начальной школе?», я объясняю коллегам и родителям свою точку зрения.

Весь мой многолетний педагогический опыт доказывает, что отметка в начальной школе — не всегда благо, порой она приносит больше вреда, чем пользы. В своей работе я привожу примеры отрицательного влияния отметки на формирование личности ребёнка и пытаюсь найти выход из сложившейся ситуации.


Нужна ли отметка в начальной школе?

Большинство людей ответят на этот вопрос утвердительно. Огромная часть учителей, родителей и детей даже не могут представить себе: «Как же учиться без отметки?»

Но я с каждым годом всё больше убеждаюсь, что отметка в начальной школе не нужна. Она приносит маленьким ученикам больше вреда, чем пользы.

Не сразу я пришла к такому выводу. Многие годы, выставляя детям отметки, я не испытывала душевного дискомфорта, была уверена в том, что всё делаю правильно.

Но, годы летят, меняется мир вокруг нас, другими становимся мы.

Раньше задачей учителя было вооружить учеников суммой знаний, умений и навыков, а сейчас мы должны способствовать развитию творческой личности, которая сможет самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

Парадокс! Цели и задачи обучения изменились, а отметка остается! А нужна ли она? Убеждена, что в начальной школе можно и нужно учиться без отметки!

Попробую доказать свою мысль.

Давайте задумаемся, для чего дети приходят в школу? Правильно, учиться. Но в процессе обучения неминуемы ошибки. Ребёнок, пришедший в 1 класс, не может всё делать правильно. Он живой человек, а не машина. Я думаю, что с этим согласны все. У ученика должно быть право на ошибку! А задача учителя строить работу так, чтобы эта ошибка была вовремя обнаружена и исправлена самим ребёнком! Педагог должен это оценить по достоинству (но не отметкой!). Способов словесного поощрения много: «Молодец!», «Горжусь тобой!», «Настоящий ученик!», «Внимательный читатель!» и т. п. У мудрого учителя всё так и происходит... в первом классе. Почему только в первом? Да потому, что именно первый учебный год у ребятишек страны безотметочный. Счастливое время для маленьких учеников, учителей и родителей! Дети учатся спокойно. Нет страха ошибиться. Они нацелены на процесс познания! Никто никого ни с кем не сравнивает. Нет «сильных» и «слабых». Учителя отслеживают индивидуальное продвижение каждого и с радостью сообщают об этом родителям. Те, в свою очередь, гордятся своим чадом. Довольны все: ребёнок, учитель, родители.

С переходом во второй класс ситуация меняется. Труд детей оценивается не только словесно, но и отметкой. Сколько проблем она приносит с собой! Как болит душа учителя, вынужденного оценивать ребятишек по существующим нормам! Хорошо, если у всех учеников получается, тогда и педагог счастлив — с радостью выставит лучший балл. А если кто-то не в состоянии выполнить задание на 4 или 5? Не секрет, что в большинстве классов есть дети, которые при всем старании не успевают за одноклассниками. И таких с каждым годом всё больше и больше. Экология, неправильное питание, проблемы в семьях не способствуют правильному развитию детей. А ведь дети стараются. Они хотят быть успешными! Некоторые «из кожи готовы вылезти», чтобы добиться результата, но получается у них плохо. Представьте себе такого малыша. Восьмилетний ребёнок пыжится, работает изо всех сил, над домашними заданиями сидит дольше других. А отметки чаще всего плохие!

Кто виноват в этой ситуации? Учитель? Он связан нормами оценивания, которые больно бьют по нашим ученикам. В них не учитывается ни ухудшающееся год от года состояние здоровья ребятишек, ни их психологические особенности, и главное, не поощряется исправление собственных ошибок!

Приведу пример:

По существующим нормам, в контрольных работах по русскому языку, два исправления приравниваются к одной ошибке. А если этих исправлений больше? Или они не очень аккуратные? Тогда хорошей отметки не жди.

Второклассник Андрей пишет диктант. Он очень старается, шепчет себе слова по слогам, пишет, высунув язык. При проверке предложения мальчик обнаруживает, что пропустил слово, из-за этого другие слова поменяли свою форму. Андрюша вписывает нужное слово и исправляет все окончания. В тетради получилось 5 исправлений. В результате — «тройка». Какой удар по психике ребёнка! Маленький ученик сам нашёл свои ошибки, сам исправил их, а получил плохую отметку.

И учителю в данной ситуации невесело. Он-то видит, что работа достойна большего и ошибка была сделана по существу одна (пропущенное слово). Исправлялись лишь последствия. Но, педагог, связанный по рукам нормами отметок, не может в данной ситуации выставить более справедливый балл.

Плохо всем: мальчику, учителю, родителям.

Подобные ситуации порождают страх детей перед ответственными контрольными работами. А страх, как известно, не лучший помощник. С его помощью творческую личность не воспитать.

Ребёнок, нашедший свою ошибку и исправивший её, достоин поощрения. А на деле мы его наказываем за это.

Если бы отметки не ставились, довольны в этом случае были бы все: Андрюша собою и своими умениями, учитель тем, что работа без ошибок, родители радовались бы тому, что их сын усваивает материал.

А если учесть, что с каждым годом в наших классах всё больше больных детей, из года в год увеличивается число ребятишек с нарушением эмоционально-волевой сферы, станет понятно, что психика ученика не выдерживает таких эмоциональных ударов. Он начинает паниковать, и, как правило, делает другую ошибку... Так недолго и руки опустить.

У современных детишек слабо развита моторика, особенно мелких мышц руки. Легко ли им писать каллиграфически правильно? А многие ли из вас могут похвастаться идеальным написанием букв или соединений?

По существующим нормам, отметку «5» за диктант получает ученик, работа которого написана каллиграфическим почерком, без ошибок. Допустимо 1 аккуратное исправление.

Получается, что ребенок, почерк которого далёк от идеала, обречен получать отметку хуже, чем красиво пишущие одноклассники, даже при безошибочной работе.

Отметка бесстрастно фиксирует состояние знаний, умений и навыков ребёнка на сегодняшний момент.

В очень незавидной позиции находятся слабые ученики. Поясню свою мысль. В течение небольшого периода времени, данного по программе, класс изучает какую-то тему. Одни ученики, быстро ухватив суть, легко и просто справляются с заданиями, другим труднее. Постепенно усваивает материал большинство детей. Но есть ребятишки, которые что-то не поняли, либо не научились делать. Знания и умения ещё не превратились в навык. С ними бы поработать ещё, позакреплять материал, но срок контрольной работы уже подошёл. Естественно, эти дети не справляются и получают «2». А ведь через какое — то время эти же ученики смогут выполнить подобную работу успешно. Так зачем им ставить «2»?

Плохо слабым детям, но плохо и сильным. Ведь ребёнок, которому легко дается учёба, часто получает «пятерки» без напряжения, не прикладывая особых усилий. Таким детям хорошие отметки достаются даром. Это опасно по многим причинам: во-первых, у таких детей не формируется навык преодоления трудностей, и при столкновении с реальными затруднениями, они пасуют; а во-вторых, у многих из них создаётся ложное представление о своём превосходстве над другими детьми; в — третьих, награду они получают не по работе.

У Лизы прекрасная память, развитое мышление. Девочка легко усваивает материал, без труда комментирует, употребляя в речи термины, которыми пользуется учитель. Она всегда готова рассуждать, отвечать... Ей можно ставить «5» на каждом уроке. Но... рука моя застывает на полпути, когда я вижу, с каким превосходством девочка оглядывает класс при правильном ответе на трудный вопрос, как победно поводит плечами. Как горько видеть это.

Не все дети могут учиться на 5. Это не их вина! За что их наказывать?

И ещё один аргумент против отметки. Многие родители рассуждают так: «Получил ребёнок «5» или «4» — молодец! Похвалим». А всегда ли за это надо хвалить? Получил «2» или «3» — ругают, наказывают. Не ругать надо, а помочь. К сожалению, за отметками мамы и папы часто не видят своих детей, не могут разглядеть то хорошее, что в них есть.

Так, может, попробуем в начальной школе учить без отметок, фиксируя рост каждого ребенка, его продвижение, радуясь вместе с ним его успехам? Как это сделать? Очень просто! Учитель должен фиксировать усвоение учеником тем и разделов программы, следить за формированием учебных умений и навыков, проводить мониторинг развития каждого ребёнка.

Дайте нам поработать без отметки!

Мы будем помогать маленькому ученику находить и исправлять свои (и чужие) ошибки, не наказывая его за них. Тогда и учить, и воспитывать детей будет легче. А в спокойной, доброжелательной атмосфере легче формировать творческую личность.


Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, отметка, ребенок, ошибка, работа, родитель, творческая личность, ученик, учитель, маленький ученик.