Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах
Автор: Дерюгина Любовь Игоревна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 5617 раз
Библиографическое описание:
Дерюгина, Л. И. Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах / Л. И. Дерюгина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 87-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3597/ (дата обращения: 16.11.2024).
Познавательный процесс является важным фактором учения и в то же время это жизненно-необходимый фактор становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика, сильно влияет на формирование личности и обеспечивается определенными условиями: сила, глубина, устойчивость развития интереса; многосторонность характера и интересов ученика; взаимодействие познавательного интереса с другими мотивами [3].
Педагогическое исследование по данной теме проводилось в 10 классах профильного и непрофильного уровня (по биологии) школ города Курска. Выявление познавательного интереса происходило посредством проведения анкетирования детей, опросников.
Для выявления мотивов учащихся к изучению предмета биология мы использовали тест — опросник на выявление мотивации учащихся [1,2].
Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних (№ 3, № 4, № 8), внешних положительных (№ 1, № 5, № 9) и внешних отрицательных (№ 2, № 6, № 7).
Результаты исследования обобщены в таблице 1 и рисунке 1 и 2.
Таблица 1
Выявление мотивов учащихся к изучению предмета биология
Мотивы |
№ ответа |
Количество ответов |
Количество ответов в % от числа испытуемых |
||
Непрофильный уровень по биологии |
Профильный уровень по биологии |
Непрофильный уровень по биологии |
Профильный уровень по биологии |
||
Внутренние |
3 |
5 |
8 |
31,3 |
88,8 |
4 |
1 |
9 |
6,3 |
100 |
|
8 |
2 |
3 |
12,5 |
33,3 |
|
Внешние положительные |
1 |
6 |
3 |
37,5 |
33,3 |
5 |
5 |
6 |
31,3 |
66,6 |
|
9 |
5 |
3 |
31,3 |
33,3 |
|
Внешние отрицательные |
2 |
4 |
4 |
25 |
44,4 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
7 |
1 |
3 |
6,3 |
33,3 |
Рис. 1. Соотношение мотивов обучающихся 10 класса непрофильного уровня по биологии к изучению предмета биология
По данным опросника нами было выявлено, что у обучающихся 10 класса непрофильного уровня по биологии преобладают внешние положительные мотивы к изучению предмета биология. На их долю приходится 55,2 % ответов от общего числа ответов. На долю внутренних приходится 22,6 %, а на долю внешних отрицательных — 17,2 %.
Среди внешних положительных мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию потому, на уроке интересно» — так ответило 37,5 % учащихся. По 31,3 % набрали варианты ответов «Я учу биологию потому, что нравиться учитель» и «Я учу биологию потому, что нравится предмет».
Среди внутренних мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию, что хочу больше знать» его выбрали 31,3 % опрошенных. 12,5 % обучающихся 10 «Б» класса выбрали ответ «Я учу биологию потому, что в наше время нельзя быть незнайкой». 6,3 % детей выбрали ответ «Я учу биологию потому, чтобы потом работать в этой сфере».
Среди внешних отрицательных мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию потому, что заставляют родители» — данный ответ выбрали 25 % обучающихся. 6,3 % учат биологию потому, что любят животных и растения. Никто из детей не выбрал вариант ответа «Я учу биологию, чтобы не отставать от товарищей».
Рис. 2 Соотношение мотивов обучающихся 10 класса профильного уровня по биологии к изучению предмета биология
Анализируя полученные данные, было выявлено, что у обучающихся 10 класса профильного уровня по биологии преобладают внутренние мотивы к изучению предмета биология. На их долю приходится 51,3 % ответов от общего числа ответов. На долю внешних положительных приходится 30,7 %, а на долю внешних отрицательных — 18 %.
Среди внутренних мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию, чтобы потом работать в этой сфере» его выбрали 100 % опрошенных. 88,8 % обучающихся профильного класса выбрали ответ «Я учу биологию потому, что хочу больше знать». 33,3 % детей выбрали ответ «Я учу биологию потому, что в наше время нельзя быть незнайкой».
Среди внешних положительных мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию потому, что нравиться предмет» — так ответило 66,6 % учащихся. По 33,3 % набрали варианты ответов «Я учу биологию потому, что на уроке интересно» и «Я учу биологию потому, что им нравиться учитель».
Среди внешних отрицательных мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию потому, что заставляют родители» — данный ответ выбрали 44,4 % обучающихся. 33,3 % учат биологию потому, что строгий и требовательный учитель. Радует, что никто из детей не выбрал вариант ответа «Я учу биологию, чтобы не отставать от товарищей», это говорит о том, что обучающиеся выбрали этот класс обдуманно, а не следую за одноклассниками.
Полученные данные можно объяснить тем, что у детей разные профили обучения (общеобразовательный и профильный) и уровень подготовки ученика, стремление к знаниям, использование полученных данных в дальнейшем. Кроме того, ученикам общеобразовательного класса знания биологии необходимы для общего развития, как обязательного предмета в школе, а ученикам профильного класса знания по биологии нужны для дальнейшей работы в данной области.
Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательной потребности, интересов и мотивов учения. Познавательные интересы учащихся подростковых классов требуют индивидуализированного педагогического влияния.
Для изучения интенсивности познавательного интереса обучающихся мы использовали одноименную методику, целью которой является выявление с помощью анкетирования интенсивности интересов обучающихся.
Результаты представлены в таблице 2 и рис. 3,4.
Таблица 2
Изучение уровня развития познавательных интересов обучающихся
Вопрос |
Вариант ответа |
Количество ответов в % от числа испытуемых |
|
Непрофильный уровень по биологии |
Профильный уровень по биологии |
||
1. Как часто ты подолгу занимаешься умственной работой? |
Часто |
12,5 |
88,9 |
Иногда |
87,5 |
11,1 |
|
Очень редко |
0 |
0 |
|
2.Что предпочитаешь ты, когда задается вопрос на сообразительность? |
Помучиться, но самому найти ответ |
43,8 |
22,2 |
Когда как |
37,5 |
66,7 |
|
Получить готовый ответ от других |
18,7 |
11,1 |
|
3.Много ли ты читаешь дополнительной литературы? |
Постоянно много |
12,6 |
0 |
Неровно: иногда много, иногда ничего не читаю |
43,7 |
88,9 |
|
Мало или совсем ничего не читаю |
43,7 |
11,1 |
|
4.Насколько эмоционально ты относишься к интересному для тебя занятию, связанному с умственной работой? |
Очень эмоционально |
12,5 |
33,3 |
Когда как |
62,5 |
44,5 |
|
Эмоции ярко не выражены |
25 |
22,2 |
|
5.Часто ли ты задаешь вопросы |
Часто |
6,3 |
33,3 |
Иногда |
81,2 |
44,5 |
|
Очень редко |
12,5 |
22,2 |
Рис. 3. Изучение уровня развития познавательных интересов обучающихся 10 класса непрофильного уровня по биологии, % от общего числа ответов
Анализ результатов показал, что у 17 % обучающихся проявляется сильно выраженный познавательный интерес, у 63 % обучающихся выявляется средне выраженный познавательный интерес.
Рис. 4. Изучение уровня развития познавательных интересов обучающихся 10 класса профильного уровня по биологии, % от общего числа ответов
По полученным данным видно, что сильно выраженный познавательный интерес проявляется у 35,6 % обучающихся, что в 2 разы выше, чем в непрофильном классе; у 51,1 % обучающихся выявляется средне выраженный познавательный интерес.
Так в результате исследования нами было выявлено, у обучающихся 10 класса непрофильного уровня по биологии преобладают внешние положительные мотивы к изучению предмета биология (55,2 %), что объясняется тем, что нравится предмет и интересен учитель. А у обучающихся 10 класса профильного уровня по биологии преобладают внутренние мотивы к изучению предмета биология (51,3 %), так все анкетируемые хотят в дальнейшем работать в этой области и желают больше узнать интересующего их материала.
При опросе обучающихся 10 класса профильного уровня (по биологии) школ города Курска сильно выраженный познавательный интерес проявляется у 35,6 % обучающихся, так как знания по биологии нужны в будущей профессиональной деятельности. У 17 % обучающихся непрофильного класса, проявляется сильно выраженный познавательный интерес, что в 2 раза ниже, так как знания биологии необходимы для общего развития, как обязательного предмета в школе.
Вопрос снижения познавательного интереса у школьников к процессу обучения важен в современном мире и требует постоянных доработок, введение каких-либо новшеств, постоянную работу учителей над методами и способами подачи информации на уроках.
Литература:
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.
http://psyvision.ru/help/pedagogika/42-pedagogika/468-ped005.
Цветкова Л. И. Активизация познавательной деятельности на уроках биологии [Текст] / Л. И. Цветкова // Молодой ученый. 2011. — № 5. Т.2. С. 171–173.