Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся
Автор: Ахмедова Майя Саидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 1152 раза
Библиографическое описание:
Ахмедова, М. С. Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся / М. С. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3598/ (дата обращения: 16.11.2024).
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев
Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листке.
И. В. Гёте.
Экология сегодня — это комплексная социоестественная наука, в предмет которой вовлечены практически все стороны жизнедеятельности человека. Знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе. Порядок этот не случаен, он необходим для существования и развития всего живого, в том числе и человека. Глобальный экологический кризис — прямое следствие неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой роли в мире, осознать свои обязанности в нём. В наше время как никогда остро стоит проблема реализации безопасного экологического развития, а для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения.
В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) утвердила стратегию устойчивого развития как руководство к действию для всех стран. Главная идея заключается в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами, для чего потребуется изменить мировую экономику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Всё это связывают с понятием экологической революции, цель которой — восстановление равновесия между потребностями населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием, обучение населения основам общения с внешним миром для гармонизации своей жизни и окружающей среды. Учитывая положение на сегодняшний день, человечество не располагает избытком времени, поэтому на передний план выходят проблемы культуры и образования. [4]
Результатом освоения основ экологии является ответственность за своё поведение в природной среде, признание необходимости для природы любого живого существа и его права на существование, понимание важности сохранения биологического разнообразия, признание добра, красоты, духовности и культуры главными общечеловеческими ценностями и всеобщим достоянием. Фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды является экологическое образование, которое предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. [1]
В настоящее время главной целью экологического образования стало воспитание у подрастающего поколения экологической культуры как особого свойства личности исходить в своих действиях из признания абсолютной ценности всего живого. Такое отношение к природе возникает как результат усвоенных экологических знаний и умений рационального природопользования, как проявление экологического сознания. Экологическая культура не только представляет собой знание ключевых моментов биологических, экономических и правовых подходов к проблеме защиты окружающей среды, но основывается на экологическом мировоззрении. [2]
Цель экологического образования и воспитания состоит не только в том, чтобы школьники овладели определённым набором знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы в их сознании сложилась картина мира, которая способствовала бы формированию нравственных качеств личности, использованию экологических принципов во всех областях деятельности. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем выше эффективность воспитания. Также многое зависит от выбранных средств обучения и воспитания. Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Для достижения цели — формирования нового типа мышления молодого поколения — необходимо задействовать все методы и формы экологического образования и воспитания: интерактивные методы, анкетирование, работа в малых группах и в парах, ролевые, деловые и интеллектуальные игры, дискуссии, мозговой штурм, рисование, самообразование и самооценка, видеосъёмка и просмотр видеофильмов, экологические практикумы, тропы и экскурсии, экологические экспедиции и полевые лагеря, тренинги, моделирование и защита проектов, участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, слётах, творческих ярмарках. Наиболее эффективный способ реализации задач экообразования — это непосредственное участие учащихся в практической природоохранной деятельности, направленной на решение экологических проблем своей местности. [5]
Особое значение имеет исследовательская деятельность. Экологические исследования позволяют учащимся обобщить полученные знания, применять сведения, приобретенные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения этой или иной экологической проблемы. Компетентностный подход, который наряду с другими основополагающими подходами лежит в основе современной модернизации образования, не нов. Ориентация на освоение умений, способов деятельности, в том числе и обобщённых, была ведущей в работах Скаткина М. Н., Лернера И. Я., Давыдова В. В. и др. отечественных педагогов. Понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач, что, в свою очередь, требует не только наличия определённых знаний и умений, но также определённых стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей этой системой.
Основными задачами экологической исследовательской деятельности являются:
получение новых экспериментальных данных, требующих научного обоснования и систематизации;
проверка теоретических положений и предварительных результатов экологического эксперимента в модельных условиях непосредственно в естественной природной среде;
развитие познавательных способностей и исследовательских умений субъектов исследовательской деятельности.
Результатом подобной деятельности чаще всего становится знание — новое как для обучаемых, так и для обучающих.
Отмечены две особенности экологической деятельности школьников:
1 — чаще всего она имеет проблемный характер и поисковую направленность;
2 — высокая степень достоверности и объективности обеспечивается за счёт систематических программных комплексных исследований, сочетания теоретических знаний и практической деятельности. [3]
Истинный интерес к учебному предмету возникает у школьников тогда, когда приходит глубокое понимание изучаемого и формируется устойчивая потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков в конкретной области. Очень действенный способ для того, чтобы заинтересовать учащихся — использование видеоматериалов: небольших, но ярких, запоминающихся фрагментов из жизни дикой природы или примеров компромиссного взаимодействия человека и окружающей среды, примеров из жизни (авария на ЧАЭС, извержение вулкана в Исландии), особенно имеющих отношение к проблемам своего региона.
Целесообразным является привлекать самих учащихся к поиску необходимых сведений. Порой этого достаточно, чтобы пытливый ум начал свою работу, стремясь докопаться до сути происходящего или в полной мере представить возможные последствия. В подобных случаях результативна индивидуальная работа с отдельными школьниками с учётом их личностных характеристик. Педагог должен осуществлять руководящую роль, направить творческую энергию в нужное русло, помочь сориентироваться в бесконечном потоке разнообразной информации.
Основной тон всему предстоящему исследованию задаёт грамотный выбор темы. Несмотря на огромное разнообразие экологических проблем и вопросов, достойных изучения, всё же не стоит пытаться объять необъятное. Гораздо целесообразнее направить усилия на прояснение экологической обстановки в отдельно взятой местности. Например, с помощью косвенных методов — биоиндикация по состоянию хвои сосны, расчётная оценка выбросов вредных веществ от автотранспорта — в течение нескольких лет производить мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в районе учебного заведения или жилого района, задействуя новых учащихся по мере выпуска из школы прежних.
Следует отметить большое воспитательное значение групповой формы работы школьников, которая способствует развитию навыков общения, совместного творчества с учётом особенностей отдельно взятой личности, умения работать в команде, распределять обязанности и нагрузку так, чтобы каждый мог проявить себя в процессе выполнения задания с наилучшей стороны, а также — формированию чувства ответственности, взаимовыручки.
При организации исследовательской деятельности школьников немаловажно учитывать актуальность выбираемых тем и личную их значимость для учащихся, как и то, что экологическое образование включает в себя не только научные знания, оно гармонично дополняется образами искусства и литературы. Например, тема «Экологические аспекты в творчестве российских бардов и эстрадных исполнителей» возникла почти случайно: старшеклассники на перемене обсуждали современные музыкальные направления и заинтересовались мнением учителя на этот счёт. Ребята, обучавшиеся в художественной школе, во время проведения исследований по темам «Экологические аспекты в творчестве омских художников и поэтов» и «Экологические аспекты в изобразительном искусстве» получили возможность существенно расширить свой кругозор и применить имеющиеся знания в новом качестве. Кроме того, собранный материал в виде презентаций широко используется в учебном процессе, в частности при изучении сезонных изменений в жизнедеятельности растений и животных как приспособлений к меняющимся условиям среды, а также на уроках, посвящённых изучению экологических проблем современности.
Учащимся, проявляющим склонность к наукам гуманитарного цикла, было дано задание отобрать литературные произведения, содержащие тот или иной экологический аспект. В итоге получилась подборка сказок («Сова» В.Бианки, «Сова и летучая мышь» и др.), стихотворений М. Львовского и других авторов, загадок, рассказов и мультфильмов, фрагменты которых используются на различных этапах уроков экологии и биологии в разных параллелях. Подобный приём значительно способствует развитию интереса к изучаемому предмету.
Большое значение при выборе темы имеет практическая значимость исследуемой проблемы. Так, результаты исследования свойств популярных газированных напитков и состава продуктов питания на предмет наличия пищевых добавок Е и ГМО заставили задуматься не только учащихся, непосредственно выполнявших работу, но и остальных школьников — после того, как полученная информация была доведена до их сведения в виде бюллетеней и разъяснительных бесед. Итоги регулярно проводимых исследований по теме «Состояние воздушной среды в школьных помещениях» наглядно доказали необходимость контроля за вентиляционным режимом школьных помещений и значимость санитарно-гигиенических мероприятий. Информация, полученная в процессе работы над темой «Изучение внутренней отделки школьных помещений» и «Озеленение школьных кабинетов», позволила составить конкретные приемлемые рекомендации для повышения степени комфортности учебных помещений.
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников, дающая уникальную возможность проявить себя, принести пользу окружающим и природе. Виды её многообразны:
по защите природной среды (подкормка животных, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов и т. п.);
по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, младшими школьниками, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (изготовление поделок из природного материала, участие в фотоконкурсах).
Таким образом, экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, формирование лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Литература:
1. Куракова Н. Г. Экологическое образование и воспитание. http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/07/070710.htm
2. Пономарёва И. Н. Экология. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2001 — с. 3–8.
3. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. — М.: «Просвещение», 1995.
4. Экологическое образование: концепции и методические подходы. Отв. редактор
Мамедов Н. М. — М.: «Экономика и информатика», 1996 — с.10–18, 34.
5. 12 мая — День экологического образования. http://dbszao.ucoz.ru/ecobibl/ecobraz.html. 2013 г.