Логика рассуждения как метод обучения иностранному языку (русский) в вузе
Автор: Инасаридзе Тамара Павловна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 1137 раз
Библиографическое описание:
Инасаридзе, Т. П. Логика рассуждения как метод обучения иностранному языку (русский) в вузе / Т. П. Инасаридзе. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3600/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современному обществу 21 века требуется самоактуализирующаяся творческая личность, способная ориентироваться в информационном потоке: осознанно воспринимать и производить информацию.
Рассуждение — при овладении иностранным языком (русский) в вузе, необходимый навык, который формируется в учебном процессе, способствует интеллектуальному развитию студента.
Под логикой рассуждения мы понимаем обучение мыслительным процессам поиска и построения доказательства т. е. учить доказывать означает прежде всего учить рассуждать,это также умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её, способность выслушать собеседника, обдумать аргументы и проанализировать их логику, способность рассуждать, ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать независимые решения.
Суть рассуждения заключается в объяснении какого- либо утверждения, или в обосновании истинности какой-то основной мысли(тезиса) другими суждениями (аргументами). Целью рассуждения в процессе обучения русскому языку является воспитание у студентов сознательного отношения к речи, умения понимать речь другого и строить свою речь аргументированно, умения грамотно вести дискуссию.
Основную функцию рассуждения следует определить как выполнение особого коммуникативного задания — придать речи аргументированный характер, отразить логику отношений между явлениями окружающего мира.
„Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы.
В тексте- рассуждении обычно выделяются три части:
тезис (высказывается какая то мысль);
доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы;
вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, чем яснее сформулированы, тем неотразимее всё рассуждение и бесспорнее вывод.“ [1,с.182].
Истинность суждений устанавливается логическим способом -через посредство других суждений, обосновать какое -либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения, аргументы.
Поиск эффективных путей связаны на ориентацию „смысла“, „аргументов“.
В этих поисках видится развитие мысли, И. В. Щерба о том, что „ведущим началом для активного усвоения языка должен быть смысл“.
Поэтому можно выделить:
умение правильно мыслить;
умение выражать свои мысли в конкретной языковой форме;
умение находить доводы за и против, и анализировать их;
умение научиться аргументированно доказывать собственное мнение;
умение использовать языковые средства для связи смысловых частей;
умение видеть структуру текста и логику его построения;
умение сформулировать свою точку зрения: тезис, аргументы, вывод;
умение выслушать партнёров;
умение поддержать дискуссию;
умение соблюдать речевой этикет;
умение приходить к консенсусу;
умение формулировать совместно принятие решения.
Научить рассуждению на иностранном языке трудная задача. Логическое мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения.
„Аргументация учитывает исследовательские, критические и всесторонние подходы к действительности, студенты формируют возражения и контр- возражения и понимают разнообразие точек зрения.„ [2, с. 245].
Научные взгляды Перре- Клермонта является важным методическим ресурсом в разработке гипотезы по рассуждению и аргументации, которая формирует умение чётко высказать свои мысли, слушать других, приводить аргументы, взвешивать основательность доводов и искать противоречия.
Рассмотрим умение построения текста- рассуждения:
студентам разъясняется, что содержание высказывания, состоящего из одного предложения со ссылкой на его автора, можно передать следующими синтаксическими формами: предложением с прямой речью или предложением с косвенной речью.
„Чтение- вот лучшее учение“- А. Пушкин.
Во –первых, оно знакомит нас с новыми словами;
Во- вторых, активизирует нашу мысль;
Наконец, расширяет наши знания;
Итак, чтение — хорошее учение, потому что оно обогащает наш словарь, нашу мысль, наши знания.
Этим примером, мы показали студентам, как можно, уместно используя в основной части вводные слова во –первых, во- вторых, а в заключительной- вводное слово итак, построить рассуждение на тему“ Виды синтаксических построений высказывания.„
Студенты получают необходимую речеведческую информацию о видах и структуре рассуждения, строя высказывание по типу рассуждения, он должен преследовать: убедительность,и выразительность своей речи.
Поэтому студенту необходимо — владеть логическими навыками: формированием понятия; суждениями тезиса; подбора и выстраивания аргументов, и иллюстрация их фактами, создание вывода.
Логика аргументов отражает путь познания, которым идёт студент в процесс обучения, овладевает логическими навыками, проверяет её эффективность. Эффективность дискуссии во многом зависит от опоры на логику, от владения искусством аргументации. Доказывать же свою точку зрения -это необходимое условие культуры рассуждения.
Технология развития логического рассуждения ориентирована на вопросы как ключевую силу размышления, и студентов необходимо обращать к их собственной интеллектуальности.
„Во время рассуждения студенту необходимо мыслить чётко, логично строить свои выступления, давать аргументированные ответы,т. е. обладать высокой культурой мышления. Для этого важно соблюдать основные законы формальной логики.“ [2, с.416].
Культура логического мышления отличается аргументированностью и логичностью суждений, стремлением прояснять проблемы и сложные вопросы, смелостью аргументов, чёткостью формулируемых положений, ясностью изложения высказывания, умением выявлять противоречивые факты.
Итак, рассуждение на иностранном языке в вузе, формирует у студентов культуру творческого, логического мышления. Можно сказать, студентам только тогда удаётся логически грамотно сформулировать аргумент, когда достигается уровень объективной позиции в собственных рассуждениях.
Данная статья способствует решению актуальной психолого-педагогической задачи- поиску эффективных средств рассуждения и аргументации речи на иностранном языке, и мышление студента.
Литература:
Власенков А. А. Рыбченкова Л. М. „ Русский язык“ М. 2007- 182 с.
Ивин А. А. „ Теория аргументации“ М. 2000 -416 с.
Перре-Клермон А. Н.- „ Роль социальных взаимодействии в развитии интеллекта“ М. 1991- 245с.