Логика рассуждения как метод обучения иностранному языку (русский) в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)

Статья просмотрена: 1137 раз

Библиографическое описание:

Инасаридзе, Т. П. Логика рассуждения как метод обучения иностранному языку (русский) в вузе / Т. П. Инасаридзе. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3600/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современному обществу 21 века требуется самоактуализирующаяся творческая личность, способная ориентироваться в информационном потоке: осознанно воспринимать и производить информацию.

Рассуждение — при овладении иностранным языком (русский) в вузе, необходимый навык, который формируется в учебном процессе, способствует интеллектуальному развитию студента.

Под логикой рассуждения мы понимаем обучение мыслительным процессам поиска и построения доказательства т. е. учить доказывать означает прежде всего учить рассуждать,это также умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её, способность выслушать собеседника, обдумать аргументы и проанализировать их логику, способность рассуждать, ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать независимые решения.

Суть рассуждения заключается в объяснении какого- либо утверждения, или в обосновании истинности какой-то основной мысли(тезиса) другими суждениями (аргументами). Целью рассуждения в процессе обучения русскому языку является воспитание у студентов сознательного отношения к речи, умения понимать речь другого и строить свою речь аргументированно, умения грамотно вести дискуссию.

Основную функцию рассуждения следует определить как выполнение особого коммуникативного задания — придать речи аргументированный характер, отразить логику отношений между явлениями окружающего мира.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы.

В тексте- рассуждении обычно выделяются три части:

  • тезис (высказывается какая то мысль);

  • доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы;

  • вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, чем яснее сформулированы, тем неотразимее всё рассуждение и бесспорнее вывод.“ [1,с.182].

Истинность суждений устанавливается логическим способом -через посредство других суждений, обосновать какое -либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения, аргументы.

Поиск эффективных путей связаны на ориентацию смысла“, аргументов“.

В этих поисках видится развитие мысли, И. В. Щерба о том, что ведущим началом для активного усвоения языка должен быть смысл“.

Поэтому можно выделить:

  • умение правильно мыслить;

  • умение выражать свои мысли в конкретной языковой форме;

  • умение находить доводы за и против, и анализировать их;

  • умение научиться аргументированно доказывать собственное мнение;

  • умение использовать языковые средства для связи смысловых частей;

  • умение видеть структуру текста и логику его построения;

  • умение сформулировать свою точку зрения: тезис, аргументы, вывод;

  • умение выслушать партнёров;

  • умение поддержать дискуссию;

  • умение соблюдать речевой этикет;

  • умение приходить к консенсусу;

  • умение формулировать совместно принятие решения.

Научить рассуждению на иностранном языке трудная задача. Логическое мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения.

Аргументация учитывает исследовательские, критические и всесторонние подходы к действительности, студенты формируют возражения и контр- возражения и понимают разнообразие точек зрения.„ [2, с. 245].

Научные взгляды Перре- Клермонта является важным методическим ресурсом в разработке гипотезы по рассуждению и аргументации, которая формирует умение чётко высказать свои мысли, слушать других, приводить аргументы, взвешивать основательность доводов и искать противоречия.

Рассмотрим умение построения текста- рассуждения:

студентам разъясняется, что содержание высказывания, состоящего из одного предложения со ссылкой на его автора, можно передать следующими синтаксическими формами: предложением с прямой речью или предложением с косвенной речью.

Чтение- вот лучшее учение“- А. Пушкин.

  • Во –первых, оно знакомит нас с новыми словами;

  • Во- вторых, активизирует нашу мысль;

  • Наконец, расширяет наши знания;

  • Итак, чтение — хорошее учение, потому что оно обогащает наш словарь, нашу мысль, наши знания.

Этим примером, мы показали студентам, как можно, уместно используя в основной части вводные слова во первых, во- вторых, а в заключительной- вводное слово итак, построить рассуждение на тему Виды синтаксических построений высказывания.„

Студенты получают необходимую речеведческую информацию о видах и структуре рассуждения, строя высказывание по типу рассуждения, он должен преследовать: убедительность,и выразительность своей речи.

Поэтому студенту необходимо — владеть логическими навыками: формированием понятия; суждениями тезиса; подбора и выстраивания аргументов, и иллюстрация их фактами, создание вывода.

Логика аргументов отражает путь познания, которым идёт студент в процесс обучения, овладевает логическими навыками, проверяет её эффективность. Эффективность дискуссии во многом зависит от опоры на логику, от владения искусством аргументации. Доказывать же свою точку зрения -это необходимое условие культуры рассуждения.

Технология развития логического рассуждения ориентирована на вопросы как ключевую силу размышления, и студентов необходимо обращать к их собственной интеллектуальности.

Во время рассуждения студенту необходимо мыслить чётко, логично строить свои выступления, давать аргументированные ответы,т. е. обладать высокой культурой мышления. Для этого важно соблюдать основные законы формальной логики.“ [2, с.416].

Культура логического мышления отличается аргументированностью и логичностью суждений, стремлением прояснять проблемы и сложные вопросы, смелостью аргументов, чёткостью формулируемых положений, ясностью изложения высказывания, умением выявлять противоречивые факты.

Итак, рассуждение на иностранном языке в вузе, формирует у студентов культуру творческого, логического мышления. Можно сказать, студентам только тогда удаётся логически грамотно сформулировать аргумент, когда достигается уровень объективной позиции в собственных рассуждениях.

Данная статья способствует решению актуальной психолого-педагогической задачи- поиску эффективных средств рассуждения и аргументации речи на иностранном языке, и мышление студента.


Литература:

  1. Власенков А. А. Рыбченкова Л. М. Русский язык М. 2007- 182 с.

  2. Ивин А. А. Теория аргументацииМ. 2000 -416 с.

  3. Перре-Клермон А. Н.- Роль социальных взаимодействии в развитии интеллектаМ. 1991- 245с.


Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, аргумент, логическое мышление, рассуждение, мысль, процесс обучения, речь, умение.