Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающихся, занимающихся спортом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шайдулина, Т. Н. Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающихся, занимающихся спортом / Т. Н. Шайдулина, А. А. Кошелев, С. Р. Осьминин, П. П. Невзоров. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3602/ (дата обращения: 17.10.2024).

Теория и практика формирования самостоятельности и культуры самостоятельной работы обучающихся определяется потребностью общества, состоятельностью идей о способности, возможности формирования потребностей, склонностей, предпочтений в деятельности обучающихся, формами, методиками и технологиями формирования модели продуктивной деятельности в спорте, науке, искусстве [1–10], которое осуществляется через предоставление большей свободы и уровня самостоятельной работы.
Выявленные два диаметрально противоположных метода и вида обучения (репродуктивный и продуктивный), до сих пор ведут борьбу за реализацию своих идей в среде науки, культуры, искусства, спорта, системы полисубъектных отношений, реализующих различные направления педагогической деятельности — это и воспитание, и обучение, и развитие, и образование, и социализация, и адаптация, и самоопределение, и самоутверждение, и самореализация и пр. Специфика выбора видов обучения, а также системы методов, форм, средств, методик и технологий в рамках общепедагогического и частнопредметного знания никогда не будет неактуальной, т. к. появление новых средств нашей культуры, техники, науки, искусства всегда порождает новые виды обучения или взаимодействия, системно трансформирующие и опыт деятельности, и модели взаимоотношений, и появление продуктов деятельности. Единство репродуктивного и продуктивного обучения предусматривает использование всех видов деятельности, а, следовательно, организацию более качественного обучения в системе среднего и высшего образования, а в зависимости от потребностей и целей педагогического взаимодействия — выбирают тот или иной вид обучения со своей специфически определенной совокупностью методов, средств и форм организации занятий. В рамках данных видов обучения и осуществляется процесс формирования культуры самостоятельной работы обучающихся.
В структуре репродуктивной деятельности особенность формирования культуры самостоятельной работы сводится к формированию основных способов фиксации информации, обусловленных возможностью и способностью ученика в первичной фиксации учебного материала, сворачивании и разворачивании дидактического материала как вторичного ресурса, предопределяющего его понимание, в структуре которого есть результат сформированности мотивов, достижения целей, обоснованность выбора модели деятельности, а также модели социализации и самореализации.
Специфика организации научной и учебной деятельности обучающегося занимает достойное место в системе формирования знаний, умений, навыков, компетенций [10]. Так, каждый учитель-предметник разрабатывает и использует рациональные приемы изучения определённого материала в соответствии с системой ограничений и возможностей обучающегося и социально-образовательного пространства. В структуре предмета «физическая культура» — это не только правила организации и выполнения режима дня, но и система различных тренировочных занятий, саморазвития, самосовершенствования.
В структуре гуманитарных и естественно-научных дисциплин — это совокупность приемов запоминания, фиксации информации, вариантов сворачивания и разворачивания дидактического материала, способы, формы и методы организации поиска в традиционных и новых информационных ресурсах, использование знания методологии и других общепедагогических ресурсов современного воспитательно-образовательного пространства
Возможность и проблема выявления и разработки методов, приемов, форм, средств, технологий формирования самостоятельной работы обучающегося/школьника представляет собой систему единиц гносеолого-функциональной модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, предопределяющих становление личности, ее самореализацию и социализацию.
Методы и приемы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося представляют собой специфически выбираемые пути, способы создания и реализации условий оптимального получения дидактического материала в соответствии с системой ограничений и возможностей субъектов воспитательно-образовательной деятельности и среды, предопределяющей направления реализации моделей саморазвития, самореализации и социализации. В данном гносеолого-дидактическом направлении используются в различных предметах совокупность методов развития творческих способностей. Для ФК существует своя специфическая выборка из данной совокупности.
Формирование культуры самостоятельной работы в структуре занятий ФК определяет возможность получения определенно высокого результата, — такие обучающиеся (в дальнейшем студенты) показывают высокий уровень сформированности общеучебных ЗУН-ов и компетенций, потребности в самореализации и саморазвитии, самосовершенствовании и самоутверждении [2, 4, 6, 7,9,10], т. к. теоретические особенности формирования культуры самостоятельной работы связаны с продуктивностью деятельностью, данный аспект используется в выявлении и измерении особенностей социализации, самореализации обучающихся в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Обычно уровень социализации и самореализации обучающихся выше, чем в структуре педагогической деятельности качественнее осуществлялась работа педагогов в организации социально-педагогических мероприятий, позволяющих обучающимся проявить свою активность и креативные способности.
Природа формирования культуры самостоятельной работы всегда лежит в области гибкого реагирования развивающейся личности на поиск и решение проблем, дилемм, противоречий и задач полисубъектного, гносеолого-герменевтического, дидактико-деятельностного, аксиолого-акмеологического и прочих аспектов притязаний и реализации состоятельных актов деятельности и общения в соответствии с социальным статусом, уровнем профессионализма и достижений, гуманизма и практики социальной работы в системе культурно-исторических отношений.
Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося может идти двумя путями — 1) стихийным, неорганизованным педагогической деятельностью старшего поколения и 2) системно реализующем идеи и нормы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в структуре воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования и пр., где личность включена в систему поиска решения основного противоречия «хочу-могу-надо-есть», эффективность такого рода деятельности тем выше, чем объективнее выявление и реализация всех аспектов единиц выше сформированной цепи, т. е. единиц, выступающих в качестве процессов, продуктов, средств, результатов и пр. какого-либо направления педагогического знания и практики.
В оценке сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося необходимо учитывать три фактора: 1) наследственность и врожденные качества личности с индивидуально-типологическими особенностями; 2) возможностей и норм социальной среды, предопределивших появление, становление, формирование и развитие личности; 3) роль и место педагогической практики педагогов и родителей в реализации условий формирования культуры самостоятельной работы обучающихся.
Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников сведены [11] к следующим:
Микроуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося на одном предмете в одном классе):
  • соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;
  • соблюдение правил поведения в классе;
  • использование разнообразных форм и методов самовыражения;
  • активное участие в жизни класса;
  • моделирование портфолио на микроуровне.
Мезоуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося внутри школы, ее требований и условий самореализации и взаимодействия):
  • соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;
  • соблюдение устава школы, ее правил и специфики взаимоотношений;
  • участие в различных формах культуры самостоятельной работы по предметно и сообразно возрасту и развитию;
  • моделирование портфолио на мезоуровне.
Макроуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, выходящий за пределы общеобразовательной школы):
  • соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;
  • выступление на различного рода формах состязаний и соревнований, иллюстрирующих уровень саморазвития и самореализации в спорте, искусстве, науке, культуре и пр.;
  • моделирование портфолио на макроуровне.
Качественные преобразования модели социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах обеспечивают сохранение уровня здоровья, создание условий для не только потребления материальных и моральных благ, но и для их производства, что немаловажно в современном социокультурном пространстве, отражение результатов сформированности КСР обучающихся возможно в портфолио, а студентов-педагогов по ФК — в профессионально-педагогических кейсах им презентациях «Я –профессионал» [2, 6].

Литература
  1. Кошелев, А. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Europan Soucial Science Jornal. –2011. — № 6. — С.210–217.
  2. Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С. 84–91.
  3. Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 38 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–615–9.
  4. Кошелев, А. А. Модели и особенности социализации и самореализации школьников и студентов / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Вестник педагогических инноваций. Учредитель ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. — 2011. — № 1. — С. 90–106.
  5. Кошелев, А. А. Модель взаимосвязи видов и форм контроля как условие формирование культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной школы / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2012. — № 6. Т. III. — С.398–400.
  6. Горбунова, И. А. Возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога: методология и методы ее исследования / И. А. Горбунова, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // Вестник КузГПА. — 2012. — 6(20). — 9 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/92/)
  7. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы как феномен социально-образовательных инноваций / О. А. Козырева // Вестник КузГПА. — 2010. — № 3 (март). — 21 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/16/)
  8. Козырева, О. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы / О. А. Козырева, А. А. Кошелев // Вестник КузГПА. — 2012. — 9 (23). — 11 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/)
  9. Кириенко, С. А. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею / С. А. Кириенко, О. А. Козырева, П. П. Невзоров, Т. Н. Шайдулина // Вестник КузГПА. — 2012. — 9 (23). — 10 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/)
  10. Кошелев, А. А. Взаимосвязь механизмов и моделей социализации личности в процессе саморазвития и самореализации / А. А. Кошелев, А. Е. Грибова, О. А. Козырева // Социально-экологическая среда: теория и практика: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. — С. 255–257.
  11. Кошелев, А. А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы обучающихся средних общеобразовательных школ / А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Ч. VІІ. — С. 12–19.

1

Основные термины (генерируются автоматически): Козырево, самостоятельная работа, самостоятельная работа обучающихся, самостоятельная работа обучающегося, вид обучения, Культура, моделирование портфолио, общеобразовательная школа, соблюдение принципов формирования культуры, уровень формирования культуры.

Похожие статьи

Формирование самостоятельных навыков работы обучающихся при дистанционном обучении

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Приемы активизации творческой деятельности учащихся дошкольного возраста на занятиях по английскому языку

Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой

Похожие статьи

Формирование самостоятельных навыков работы обучающихся при дистанционном обучении

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Приемы активизации творческой деятельности учащихся дошкольного возраста на занятиях по английскому языку

Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой