Сохранение психического здоровья в адаптационном периоде у детей в дошкольном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шиваханова, С. Э. Сохранение психического здоровья в адаптационном периоде у детей в дошкольном учреждении / С. Э. Шиваханова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3620/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подрастающего поколения в период адаптации. Эта проблема заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета экспертов данной организации «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» отмечено, что нарушения их психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями [1,154]. На нарушение психического здоровья также может влиять и адаптационный период, в течении которого дети привыкают к новым условиям. Адаптация к детскому саду — тяжелое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

В психологическую литературу понятие «психическое здоровье» стало входить сравнительно недавно. Так в словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского сделана попытка определения этого понятия. Психическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [2, 235].

Конкретные попытки заполнить “пробел” и пересмотреть теорию личности в свете новейших концепций психического здоровья предпринимаются в наши дни крупнейшими отечественными учеными. Среди них следует упомянуть таких видных психологов, как Б. С. Братусь, В. Я. Дорфман, Е. Р. Калитеевская, Ю. М.Орлов, Д. А. Леонтьев и др. В работах этих исследователей намечен синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблеме психического здоровья личности, адаптация к новым изменяющимся социальным условиям, исследуются ценности и смысло-жизненные ориентации, духовные и нравственные измерения человека как детерминанты его благополучного развития.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой сохранения психического здоровья детей в период адаптации. Первый раз, придя в детский сад, дети себя чувствуют не совсем уверенно, беззащитными, не заинтересованы в игре. Мы, воспитатели, должны ввести ребенка в «этот мир» детства, быть с ним рука об руку, рядом, помогая ему адаптироваться в новых условиях. Проблемы адаптации могут исходить из разного рода причин. Они могут быть следующими:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения;

  • наличие у ребенка своеобразных привычек;

  • неумение занять себя игрушкой;

  • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

  • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Помещение детей в дошкольное образовательное учреждение в любом возрасте является сильным психотравмирующим событием. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к посещению детского сада заранее, уделяя ему в этот период особое внимание, так как ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних [3, 256]. Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: достигнутого уровня психического и физического развития, состояние здоровья, степени закаленности, сформированности навыков самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личностных особенностей самого малыша, а также уровня тревожности и личностных особенностей родителей.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) или негативным (стресс) результатам.

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

  1. Легкая адаптация, характеризуется временным нарушением сна (нормализуется в течение 7–10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней). Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20–30 дней. Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются. Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2–3 недели нормативно).

  2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20–40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30–40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30–35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

  3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии, нарушение психического здоровья. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

  4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Психическое здоровье ребенка можно сохранить в период адаптации с помощью игр на сближение, сплочение группы. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

По результатам собственных наблюдений в моей группе детей 4–5 лет, пришедших первый раз в сад месяц назад, я сделала следующие выводы.

Из 16 детей 9 детей оказались дети с легкой степенью адаптации. По истечению 5–10дней эти дети легко приспособились к детскому саду, к режиму, еде, занятиям. Речевая и двигательная активность ярко выражена. Им не составило большого труда привыкнуть к новым условиям.

5 детей оказались со средней степенью адаптации. Сон, аппетит у них восстановился по истечению 15–20 дней, речевая активность пришла в норму через 18–25 дней

Двум детям из всего числа адаптация к новым условиям протекает наиболее тяжело. Она сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. У этих детей снижен аппетит, они часто болеют, нарушен сон, речь долго не восстанавливается. Дети наиболее агрессивны, избегают контактов.

Как же помочь тем детям, которым адаптационный период в саду является наиболее сложным, и сохранить психическое здоровье? Что же должны делать родители? Прежде всего, им необходимо заранее познакомиться с условиями дошкольного учреждения, приблизить к ним условия воспитания в семье (режим, характер питания, приемы воспитания и т. п.) Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой, поблагодарить и т. д.) необходимо положительно настроить малыша. Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшаться аппетит. Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников дошкольного учреждения могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к условиям дошкольного учреждения, соответственно и сохранив психическое здоровье. По следующим признакам можно судить о том, что период адаптации закончился: объективные показатели: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая прибавка в весе.


Литература:

  1. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

  2. Психологический словарь / Петровский А. В., Ярошевский М. Г. 1990–1203 с.

  3. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. — М., 1995–571с.


Основные термины (генерируются автоматически): психическое здоровье, ребенок, детский сад, период адаптации, дошкольное учреждение, двигательная активность, день, тяжелая адаптация, адаптационный период, грубое нарушение.

Похожие статьи

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Похожие статьи

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении