Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования
Автор: Гусева Елена Васильевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 392 раза
Библиографическое описание:
Гусева, Е. В. Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования / Е. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3640/ (дата обращения: 16.11.2024).
Думать о духовно-нравственном воспитании человека и не думать в то же время о его родном языке невозможно…
И. И. Срезневский
В настоящее время научно обоснованным можно признать постулат о том, что цель педагогического процесса — это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры.
Техникум является одним из основных звеньев в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.
Один из известных философов как-то заметил, что образование — это то, что остаётся в сознании ученика, когда всё выученное забыто. Что должно оставаться в голове человека, когда забыты правила русского языка, законы физики и химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно — творческие и нравственные умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.
Можно забыть конкретные правила наук и искусств, но важно помнить, какие нужно выбрать учебники, в которых они находятся, как выписать, упростить и запомнить их с помощью известных приемов развития памяти. Это одно из творческих умений. Применяя изученное правило для трудовой деятельности, человек должен продумать не только план работы, но и условия, при которых процесс деятельности и его результаты не нанесли бы вреда ему самому, другим людям и природе. Это уже нравственное умение. Комплексы нравственных и творческих умений образуют соответствующие качества личности.
Осмысливая путь, пройденный русским образованием, и успехи, ошибки, вглядываясь в его будущее, чаще и чаще приходим к выводу, что образование должно быть, прежде всего, посвящено воспитанию. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал педагог В. А. Сухомлинский: «Ученье — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». Педагог говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [1].
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в техникуме. Но особенно большую нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Особенностью этих предметов, имеющих огромное значение в жизни, заключается в том, что они требуют не только усвоения точных знаний, но и тщательной упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны будут на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках должно органически сливаться с обучением, а учитель — проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться.
Невозможно заявленную тему обсудить в полном объеме в рамках одного выступления, потому сегодня мы коснемся лишь некоторых аспектов проблемы воспитания нравственности.
Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображение способствуют нравственной стабилизации личности, выработки нравственных идеалов, нравственной основы поведения, а «важнейший капитал нации» — «нравственные качества народа» [2].
Очень важно воспитывать в подростках доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, и дисциплины «Русский язык» и «Литература» помогают в этом. Знания, полученные на этих уроках, помогут подготовить студентов к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьют им оптимистическое восприятие жизни, сделают их гуманистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Пробуждение интереса к предмету — одна из важнейших составных частей обучения и воспитания. Интерес влияет на то, в какой степени целеустремлённо, целенаправленно, увлеченно студенты получают знания.
Статистика, выведенная путём опроса значительного количества учащихся, говорит о том, что в целом интерес у них к гуманитарным дисциплинам невелик. Однако он необычайно возрастает, если преподаватель — яркий, талантливый человек.
Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведёт, часто отождествляются: личность преподавателя способствует возникновению интереса к учёбному предмету.
К сожалению, о личности учителя в возникновении интереса к предметам говорят не часто в методических изданиях, а вот писатели, учёные, деятели культуры часто делятся своими воспоминаниями.
Так детская писательница А. Я. Бруштейн в повести — воспоминании «Весна», рассказывая о своей учительнице русского языка, пишет: «Маленькая, странно худая, словно высохшая, с лицом нездорового жёлтого цвета, с горячими, как угли, чёрными глазами, Анна Дмитриева совершенно преображалась, когда читала какие-нибудь из своих любимых стихов… Анна Дмитриевна любила — неразделимо любила — и родную страну, и родной язык, и родную литературу! Она и нам передала это чувство».
Именно личностью, человеком, который ведёт за собой, увлекает своей любовью к предмету, своими знаниями, должен предстать перед учащимися учитель. Тогда он сможет решить задачи обучения, воспитания. «Учителя в России были всегда властителями дум молодёжи», — отмечал академик Д. С. Лихачёв. Ему же принадлежат воспоминания об учителе, наставнике, носителе лучших качеств культурного человека: «Леонид Владимирович обладал всеми качествами идеального педагога, он был разносторонне талантлив, умён, остроумен, находчив, всегда ровен в общениях…».
Как показывают наблюдения, при встрече с таким преподавателем учащиеся с желанием выполняют ту работу, которую раньше считали скучной, охотно выполняют задания, требующие дополнительной затраты времени и сил.
Воспитывая студентов, преподаватель должен представлять, каким человеком хотело бы видеть общество каждого из своих членов и что может способствовать воспитанию именно такого гражданина. Выдающийся деятель отечественной медицины XIX в. Н. И. Пирогов писал: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».
Нравственный идеал русских людей складывается из понятий чести, добропорядочности, внимательного отношения к людям, ко всему окружающему, к родной истории. Позиция полезного для общества действия складывается у учащегося постепенно, она во многом зависит от того, какими нравственными качествами обладает личность.
«Приглядитесь внимательнее, — говорим мы студентам, — и вы увидите или узнаете тех, кто деятелен и энергичен, но, ни при каких обстоятельствах не поступайтесь совестью, будьте искренними и отзывчивыми, честными и бескорыстными». На уроках русского языка и литературы полезно с этой целью использовать ряд текстов, несущих информацию и исподволь влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.
С этой целью учащимся I курса можно предложить рассказы писателя Анатолия Приставкина о жизни детей, которых война лишила родителей, иных на время, других — навсегда. Тёмная и суровая в годы войны Москва, спасая детей, погрузила их в поезд и отправила в Сибирь — подальше от бомб, пуль и снарядов. Война ощущалась повсюду, даже очень далеко от фронта, но часто рядом оказывались люди, готовые проявить сердечное участие к судьбе детей, согреть их теплом своих сердец.
Возьмём два рассказа А. Приставкина: «Товарищ Гонцова», и «Рабочая порция». Каждый из них можно прочитать как текст для изложения с элементом сочинения, т. е. прочитать без авторской концовки, с тем, чтобы ребята придумали конец истории, как они его увидели и поняли из самого рассказа. По окончанию работы учитель прочитает концовку рассказа, и дети получат возможность с вниманием прислушаться к каждому слову наставника — и, таким образом, постепенно эмоциональный интерес к личности переходит в стремление глубже познать предмет.
Вызвать интерес к предмету, закрепить его даже для талантливого учителя — труд не одного дня. Разносторонность собственных интересов, способность «в каждом из учеников открыть интересные стороны, многообразие жизненно важных вопросов, обсуждавшихся на уроках», — все эти особенности в общении учителя с учениками формируют не только мировоззрение студентов, но воспитывают в них вкус, доброе отношение к людям, понятие чести, такта, интеллектуальную терпимость и, что очень важно, интерес к изучаемому предмету.
Это никогда нельзя забывать преподавателю, особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, научить грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, любовь к родной природе, родному краю.
Обучение, развитие и воспитание учащихся в техникуме осуществляется главным образом на уроках, внеклассные занятия и мероприятия в полной мере дополняют занятия. Каждый урок по теме должен обучать, развивать и воспитывать студентов. Что касается обучения и развития, то большинство заданий и текстов направлено на формирование и развитие знаний и учебных умений — репродуктивных и творческих. Однако проблема нравственного воспитания учащихся на уроках до сих пор не решена. Планируя урок, учителю необходимо выбирать задания и тексты, в которых содержится информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания. Воспитание творческих качеств личности возможно лишь в том случае, если на уроках и воспитательных занятиях преобладают творческие задания.
Таким образом, каждое занятие по теме должно обучать и воспитывать студентов творчески и нравственно, развивать их в процессе усвоения основных закономерностей и методов гуманитарных дисциплин, помогать становиться самостоятельной личностью, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры.
Воспитание нравственной и творческой личности — это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Воспитать нравственного и творческого человека — значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Литература:
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 2006- № 7.
Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2006 — № 3.