Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных семей и методы их решения
Автор: Ворнык Мария Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 3703 раза
Библиографическое описание:
Ворнык, М. Н. Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных семей и методы их решения / М. Н. Ворнык. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3645/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье отражены проблемы и последствия негативного воспитательного влияния семей с асоциальным типом поведения на становление и развитие личности младшего школьника, а также приведены возможные пути их решения.
Ключевые слова: асоциальная семья, младший школьник, принципы воспитания, методы воспитательной работы, учитель начальных классов, психолого-педагогическая помощь.
At the article has been reflected the problems and the results of asocial families’ negative education on primary-school pupil personality and possible ways to settle them.
Key words: asocial family, primary-school pupil, the educational principles, the educational methods, primary-school teacher.
Постановка проблемы в общем виде... Важной ячейкой общества XXI века является семья, от которой зависит его становление, функционирование, а значит, и стабильность. Залогом эффективного функционирования украинского государства является высокое культурное, моральное, физическое и экономическое развитие семьи. Семья — это первооснова воспитания и развития подрастающего поколения, становления и социализации ребенка, основная база его духовного, морального и интеллектуального развития. Поэтому вопрос становления, роли и развития семьи в обществе является актуальной проблемой нынешнего времени. Еще древнегреческий мыслитель Платон отмечал, что общество должно осуждать граждан, которые не создали семьи до 35 лет, а впоследствии платить налог. Аристотель говорил, что семья — это первый вид общения людей, из которого вырастает государство. По мнению И. Канта, семья должна быть основана на пожизненной верности и договоренности в отношениях. Такого же мнения придерживался и Фихте, а Гегель считал семью зависимой от условий жизни и предопределенной христианской моралью [1]. Жизнь семьи кардинально меняется, когда появляется ребенок, что ведет за собой целый ряд последствий. Формируется система отношений не только между родителями и ребенком, между их взаимными правами и обязанностями, а также между семьей и государственными органами. Отслеживается значимость позиции ребенка в семье, формирование его мировоззрения, ценностных ориентаций, норм морали и культуры поведения в обществе.
Анализ исследований и публикаций. Понятие “асоциальная семья” рассматривают в своих работах Н. Волкова, С. Сысоева, Т. Поясок, О. Дубасенюк; проблемам семьи и воспитания детей посвящены труды Т. Алексеєнко, Л. Волынец, О. Докукиной, З. Зайцевой, В. Заслуженюка, А. Макаренка, О. Невмержицкого, В. Постового, В. Сухомлинского, Ю. Якубовой, К. Чгонива, П. Щербаня и др.
Целью статьи является отображение проблематики и последствий воспитательного влияния семей с асоциальным типом поведения на личность младшего школьника, а также приведение возможных путей их решения.
Изложение основного материала. “Семья — важный инструмент индивидуального становления личности: именно в ней ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык… Семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, жизненной мудрости” [10, с. 583]. Впервые в семье ребенок познает существование собственного “я”, получает представление о мире, человеческих взаимоотношениях, о системе ценностей. Позитивный воспитательный процесс в семье способствует успешной социализации ребенка, самореализации и становлению в обществе, приобретении им внутренней культуры и внешних позитивных качеств, что “активизирует процесс усвоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает значительное влияние на его возможность воспринимать стихийные влияния окружающей среды, стимулирует усвоение позитивного примера” [8, с. 321]. С самого рождения ребенок ориентируется на пример родительских взаимоотношений (гармонии чувств и эмоциональной близости), усваивает ценностные ориентации семьи, культуру жизни (уровень общей и психолого-педагогической культуры), соблюдает ее традиции и обычаи. Как следствие, “воспитание детей в семье должно способствовать сохранению духовных и культурных ценностей народа, его внутренних и внешних признаков — сознанию и самосознанию…” [7, с. 4]. Ценностные ориентации семьи проявляются в способе и стиле жизни семьи, социальных и межэтнических отношениях, жизненных целях, планах и способах их достижения [5, с. 92]. Успешность передачи младшему поколению социального опыта, ориентаций и норм жизнедеятельности, знаний, умений и навыков, зависит от уровня культуры и социального статуса родителей, а также сущности самого процесса воспитания. В педагогической науке отслеживается идея: в каких условиях будет расти ребенок, такие последствия его поведения мы увидим в будущем. “Кем станет человек — полноценной личностью или моральным уродом, участником или помехой в делах общества, его защитником или его бедой — во многом зависит от того, насколько правильное семейное воспитание он получит в детстве” [11, с. 4]. Если говорить о двух сторонах семейного влияния на личность ребенка — позитивную и негативную, то именно “неблагополучные условия жизни и воспитания — вносят в систему ценностей, мотивацию и выбор варианта поведения малолетних те негативные начала, которые при подходящей ситуации проявляются в противоправных уступках” [11, с. 14]. Еще А. Макаренко отмечал, что “… возникла другая чрезвычайно важная задача — это воспитание тех детей, которые выпадают из семьи. Они тяжелее, чем беспризорные, потому что беспризорных породила улица, а этих и улица, и педагоги, и родители” [4, с. 31]. Тип семьи, ее состав, материальные и воспитательные возможности, культурные и духовные ценности, внутренняя атмосфера — оказывают позитивное или негативное влияние на социализацию, развитие и воспитание ребенка. Семья является “первичной матрицей, в середину которой врастает корень личности, откуда появляются ее истоки; семья ориентирует ребенка в первую очередь на своих членов и других родственников, только потом — на социальное окружение, общество в целом” [2, с. 64]. К сожалению, не во всех семьях наблюдается позитивный воспитательный потенциал, прочность родственных отношений, взаимоуважение и понимание. “Семья может быть могучим фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, а также источником психической травмы и разного рода расстройств: неврозов, психозов, психосоматических заболеваний, сексуальных и социальных отклонений” [9, с. 63]. Неблагоприятные факторы влияния семьи на личность младшего школьника наблюдаются в семьях, характеризующихся асоциальным типом поведения в обществе (пьянство, наркомания, хулиганство, брань), незнания элементарных принципов педагогической культуры, физиологических и психологических особенностей ребенка, оказывают огромное негативное влияние на воспитание младшего школьника, “основной метод воспитания в этих семьях — угрозы и телесные наказания. Детям свойственная замкнутость, лживость, трусость, грубость, жестокость” [3, с. 18]. Негативная ситуация в семье приводит к негативным последствиям, которые влияют как на здоровье, так и на поведение ребенка. Детям, растущим и воспитывающимся в семьях, где преобладает по большей части антипедагогическое поведение, эмоционально-напряженная атмосфера взаимоотношений, более свойственны расстройства психической и нервной систем. Это может приводить ко многим последствиям: дезадаптации в обществе, замкнутости, непредвиденности в поведении, отсутствии мотивации и желания учиться, конфликтности, неуверенности в собственных силах, неадекватности поведения и самооценке и т. п. В таких условиях ребенок приобретает негативный жизненный опыт, испытывает серьезные моральные и психические травмы, что, безусловно, отображается на его развитии, учебе, самовыражении, реализации себя как личности в обществе и взаимодействии с окружающими.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать свою значимость, индивидуальность, формируется его интеллектуальный, эмоциональный и социальный статус, дети стремятся утвердиться среди ровесников и взрослых, а главное — “дети очень чувствительны к мнению взрослых, они становятся для детей примером, который те стараются наследовать” [6, с. 92–93]. Именно поэтому отрицательные черты поведения у детей младшего школьного возраста являются одним из показателей неблагополучия семьи. В асоциальных семьях дети часто становятся свидетелями конфликтных ситуаций, аморального поведения, “пьяных ссор”, злодейства. Отслеживаются слабые воспитательные и образовательные возможности таких семей, часто наблюдаются физические наказания, что усиливает агрессивность детей, безнадзорность и безразличие к личности младшего школьника.
Поскольку функционирование асоциальных семей в обществе приводит к потере ее воспитательных возможностей: аморальное поведение, жестокое или безразличное отношение к ребенку, отсутствие духовных и моральных ценностей, психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания и развития младшего школьника, нарушение эмоционального и физического контактов; то основная ответственность за процесс воспитания, становления и развития детей из таких семей, а также улучшения взаимоотношений в семье, полагается на педагогов.
С этой целью определены основные принципы воспитательной работы учителя начальных классов:
принцип целеполагания — предполагает четкую направленность воспитательных действий педагога на преодоление негативных последствий семейного воспитания младшего школьника;
принцип гуманизации — предусматривает налаживание доброжелательных отношений в семье, воспитание ответственности с позиции интересов ребенка, создание благоприятных условий для полноценного социального, морального, физического и интеллектуального развития младшего школьника;
принцип индивидуального подхода к личности ученика — это проявление понимания, доверия, уважения на физическом и эмоциональном уровнях, учитывая его социально-психологические особенности, с целью обеспечения условий для самопознания, самосознания и самореализации младшего школьника;
принцип систематичности и единства предупреждающих и воспитательных педагогических мероприятий, направленных на предотвращение психических расстройств и негативного поведения у младших школьников, а также организация воспитательной деятельности, которая включает: цель, содержание, задание, средства и методы системного педагогического влияния на младших школьников из асоциальных семей;
принцип формирования психолого-педагогической культуры родителей, как предпосылка успешного семейного воспитания младших школьников.
Успешная реализация принципов социально направленной воспитательной работы возможна лишь при условии глубокого понимания педагогом жизненных позиций и ориентиров младшего школьника, его желания и возможности оценить собственные недостатки и сознательно воспринять педагогические методы воспитательного влияния с целью достижения позитивного результата. Учителям начальной школы следует применять действенные педагогические методы воспитательного влияния, учитывая психологические и возрастные особенности младшего школьника, поскольку методы внушения и позитивного примера (способствуют осознанию учеником своих действий и поступков, переосмысления жизненных ценностей, взглядов и убеждений); методы приучения, тренировки и игровой деятельности (основаны на деятельности учеников и направлены на формирование их личных качеств, проявление активности в поведении с привлечением инициативности, творческого подхода, сотрудничества и партнерства); методы поощрения и одобрения (подбадривают ученика, вызывают позитивные эмоции, чувство самоутверждения и побуждают к дальнейшим позитивным действиям). Профессиональный подбор педагогом отмеченных методов воспитательного влияния и психологическая готовность школьника принять помощь, способствуют воспитанию моральных качеств личности (любви к ближнему, сочувствию, чувству ответственности за свои поступки), воспитания культуры поведения и общения.
Учитывая вышеуказанные факторы влияния на ребенка, учителю необходимо создать такую атмосферу в учебно-воспитательном процессе, чтобы ученик чувствовал психологическую защищенность, социально-педагогическую стабильность и поддержку окружающих. Поэтому, психолого-педагогическая помощь ученику со стороны учителя заключается: в следующем:
настроить ученика на позитивный лад с целью почувствовать себя нужным в общественной жизни (беседами, рисуночная методика “Я и моя семья”, методами убеждения и внушения и т. п.);
привлечь младшего школьника к активной деятельности в школьных и внешкольных мероприятиях (игры, соревнования, конкурсы, представления);
“приближение к прекрасному” (экскурсии на природу, походы в музеи, театры, знакомство с национальными традициями, произведениями искусства и т. п.). Вылазки на природу, экскурсии и походы, организованные учителем, дают возможность ученикам почувствовать гармоничное единство с природой через наблюдение за растительным и животным миром, явлениями природы, что побуждает к развитию познавательных возможностей, расширению мировоззрения, воспитанию любви и бережливого отношения к окружающему, способствует успокоению нервной системы, преодолению агрессии, стрессов, тревожности, растерянности. “Путей приобщения детей к прекрасному в народной педагогике много, и все они имеют одно назначение — строить искренние и доброжелательные взаимоотношения в семье, детей воспитывать учтивыми, приобщая их как можно раньше к миру прекрасного. Благодаря народной песне и музыке детям передается в наследство эмоциональное, эстетическое, моральное богатство народной души, ее высокая духовная красота” [12, с. 152]. Именно поэтому школа должна привлекать семьи учеников к активной совместной деятельности, способствующей оздоровительно-воспитательному влиянию на семью в целом, а особенно на личность младшего школьника, которая еще формируется и стремится к прекрасному;
привлечение родителей к совместной игровой деятельности с детьми, обыгрывание типичных конфликтных ситуаций и их анализ в присутствии ребенка. Учитель привлекает родителей к проведению семейных и религиозных праздников с целью формирования чувства единства, дружества, эмоционально-волевого характера, глубокого чувства духовной культуры. Проведение практикумов (разыгрывание конфликтных ситуаций, выполнение педагогических упражнений), привлечение родителей и детей к ролевым играм способствуют осознанию возможностей преодоления конфликтов, предотвращению асоциального поведения, налаживанию контактов с окружающими, созданию позитивной эмоциональной атмосферы. “Эффективность ролевой игры обеспечивается: активностью каждого участника, помогающего преодолеть психологические барьеры; максимальным эмоциональным привлечением родителей, стимулирующим развитие воображения и интуиции; возможностью испытания разных стратегий в процессе решения задания с отслеживанием их влияния на эффективность решения конкретной проблемы; актуализацией теоретических знаний и соотношением их с жизнедеятельностью семьи” [7, с. 55].
Выводы… Реализуя отмеченные социально-педагогические принципы и методы воспитательного влияния на личность младшего школьника и его семью, учитель начальной школы сможет помочь ученику в процессе его социализации, а также активизировать воспитательные возможности асоциальной семьи и улучшить условия их функционирования в социуме.
Литература:
Аболина Т. Г. Этика: учебное пособие / Т. Г. Аболина, В. В. Ефименко, О. М. Линчук и др. − К.: Лыбидь, 1992. − 328 с.
Ахмадеев А. А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ / А. А. Ахмадеев, А. А. Ширяева. − Уфа: БГУ, 2001. − 102 с.
Краснова Н. П. Методика работы социального педагога: учебное пособие для студ. пед. ун-та / Н. П. Краснова, Л. П. Харченко. − Луганск: Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченка, 2001. — Ч. 2. − 112 с.
Макаренко А. С. Педагогические сочинения / А. С. Макаренко. − Т. 4. − С. 31.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / [под ред. В. А. Сластенина]. — [2-е изд., испр. и доп.]. — М.: Издательский центр “Академия”, 2000. — 192 с.
Невмержицкий О. А. Сотрудничество с родителями: пособие / О. А. Невмержицкий. — К.: Гнозис, 2005. — 265 с.
Програма формирования педагогической культуры родителей / [О. Л. Хромова, Т. Ф. Алексеенко, О. М. Докукина и др.]; под ред. В. Г. Постового. — К., 2003. — 108 с.
Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / [гл. ред. В. В. Давыдов и др.]. − М.: Большая Российская энциклопедия, 1998–1999. − Т. 2. — 670 с.
Сорочинская В. Е. Организация работы социального педагога: учебное пособие / В. Є. Сорочинская. — К.: Кондор, 2005. — 198 с.
Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. − М.: Гайдарики, 2000. − 816 с.
Чгонив К. Е. Семья, дети, школа / К. Е. Чгонив, Г. М. Миньковский. − М.: Юрид. лит., 1989. − 448 с.
Щербань П. М. Национальное воспитание в семье / П. М. Щербань. — К.: Культурол, 2000. — 260 с.