Методические рекомендации по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования
Автор: Панферова Тамара Андреевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 857 раз
Библиографическое описание:
Панферова, Т. А. Методические рекомендации по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования / Т. А. Панферова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3658/ (дата обращения: 16.11.2024).
Человек, лишенный или почти лишенный одного из своих органов восприятия, вынужден сталкиваться с необходимостью восполнить этот недостаток посредством развития других органов. Этого требует человеческая природа, стремясь к наиболее целостному контакту с окружающим миром.
Так, дети с недостаточным зрением чаще всего обладают хорошим музыкальным слухом и осязанием. Разумеется, их активная работа не в состоянии подменить собой зрение, поэтому необходимо развивать их аналитический ум. Ни один вид инвалидности так не влияет на психику человека, как потеря зрения. Поэтому, работая в классе с учащимися с ограниченными возможностями, необходимо найти прежде всего правильный подход, не заострять внимание на этом недостатке. Стараться держать себя с ним точно так же, как с полноценными детьми.
Для того, чтобы приобщить учащегося к хоровому искусству, необходимо прежде всего воспитать у него любовь к музыке, заинтересовать своими занятиями. Воспитание эмоциональной отзывчивости является одной из первоочередных задач на уроке.
Помимо всех сложностей работы с такими учащимися, необходимо отметить их вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие соматические заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей с тяжелой зрительной патологией. Они существенно ограничивают их двигательные возможности. Двигательные нарушения являются серьезной помехой в развитии произвольной моторики у учащихся.
У большинства слабовидящих детей отмечаются искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Многие слабовидящие испытывают трудности в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушается координация движений.
Неудачи и трудности, с которыми студент сталкивается в обучении игре на фортепиано, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, иногда нервозности и даже агрессивности. А. Г. Митвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.
Особенности внимания.
Из-за недостатка зрения у многих слабовидящих учащихся снижается произвольное внимание, наблюдается хаотичность в освоении предмета, переход от одного вида деятельности к другому, или наоборот, что сказывается на конечном результате.
Особенности памяти.
Мне приходилось работать с учащимися, у которых великолепная слуховая память. Это, в конечном счете, облегчало запоминание музыкального материала, но в тоже время ослабляло внимание к нотному тексту. У некоторых же учащихся наблюдалось быстрое забывание усвоенного материала, сниженная скорость восприятия и другие недостатки запоминания. Это вторичный характер, т. е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.
У учащихся с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти, объем кратковременной слуховой памяти высокий.
Особенности восприятия.
У учащихся с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения и восприятие внешнего мира ограничено. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия.
У слабовидящих доминирует зрительно- двигательно-слуховое восприятие. Они способны одновременно воспринимать одно- два движения или отдельные элементы движений. Поэтому, обучая студента дирижерскому искусству, необходимо очень осторожно, так сказать, «мелкими шажками» идти к намеченной цели.
Особенности физического развития и двигательных нарушений.
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающие при зрительном подражании (педагог показывает, учащийся повторяет), необходимо иметь в виду, что он не владеет в достаточной мере дирижерским аппаратом и с ним необходима дополнительная работа, направленная на нормализацию двигательных функций. Эта работа предусматривает комплексный характер:
Упражнения на формирование навыков правильной осанки (при дирижировании спина прямая, плечи раздвинуты, стараться их не поднимать).
Упражнение на расслабление (физическое и психическое). Добиться мягкого плечевого движения, свободного владения всей рукой, и в дальнейшем, наполнить дирижерский аппарат звуком. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния, их быстрой утомляемости, специфических особенностей учащихся, развития и восприятия учебного материала.
Упражнения, применяемые в классе дирижирования для слабовидящих учащихся.
Дирижирование- искусство управления коллективами исполнением музыки. Оно основано на исторически сложившейся системе жестов, базирующейся на общепонятных, встречающихся в жизненной практике движениях. Все эти движения подчинены одному — управлению хором.
Большое значение при дирижировании имеют также взгляд, мимика, поза и вообще весь облик дирижера. Совершенно ясно, что для правильного и понятного управления хором дирижер должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями, но и хорошей техникой, требующей четкой координации.
Н. М. Данилин подчеркивал, что «слаженность хора познается во вступлении после паузы. Каждый понимающий по вступлению партии судит: доучен хор или нет».
Для освоения определенной системы дирижерских жестов необходимы специальные упражнения на развитие координации для учащихся с нарушением зрения.
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у студента с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывает доверие у учащегося, ощущение безопасности, комфортности.
Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения, а затем объединяя их в целое;
выполнение движения в облегченных условиях (например, сидя на стуле; свободное падение рук на мягкую поверхность и т. д.);
использование сопротивлений (упражнения в паре);
использование имитационных упражнений (например, воображаемая покраска стены, метание без снаряда и т. д.);
подражательные упражнения (повторение наглядных движений педагога);
использование помощи сопровождения, которое дает уверенность учащемуся при выполнении движения;
использование изучаемого движения в сочетании с другими действиями (например, пением мелодии);
изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда и т. д.;
использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (теннисные мячи);
изменение эмоционального состояния (выполнение упражнений с различным музыкальным сопровождением)
При обучении учащегося с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод. Обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов.
Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности учащегося.
Из вышеизложенного становится ясно, что обучение учащихся с нарушением зрения требует от педагога дополнительных навыков и знаний. Для работы необходима определенная эмоциональная выдержка, а также особый педагогический подход. Все описанные приемы работы успешно применяются на занятиях по дирижированию.
Литература:
Ганим Барбара. Исцеление через искусство. — Минск, 2005г.
Земцова М. И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения. // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М; Педагогика, 1965г.
Вайнер М. Э., Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М; Академия, 2001г.
Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика коррекция. // Под редакции Л. П. Григорьевой, 2002г.