Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Александрова, Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий / Н. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3660/ (дата обращения: 16.11.2024).

«Постоянно искать новое, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других…»

Антон Семёнович Макаренко


Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации [1].

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [4].

Цель работы над проектами в начальной школе.

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) [3].

На примере проекта «Дары осени» хотелось бы показать, какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом.

Тема проекта: «Дары Осени. Фрукты и овощи».

1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).

Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу. Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке окружающего мира, посвященному осени.

На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия:

  • умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

  • умение формулировать проблему.

Коммуникативные УУД- это:

  • умение слушать и понимать других;

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД — это:

  • умение определять цель деятельности.

2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий:

  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

  • умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД.

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.

4 этаппрезентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Рассмотрим результаты работы каждой группы.

1 группа представила свою книгу загадок. Защита проекта проходила таким образом. Участники группы зачитывали подобранные ими загадки. Услышав отгадку, показывали свои рисунки и давали дополнительные сведения о том или ином овоще, фрукте.

Слово патиссон, в переводе с французского языка, означает «пирог растительный». Патиссоны — хорошие диетические продукты. Их рекомендуют употреблять при болезнях сердца и сосудов.

Ребята 2 группы нарисовали плакат «Дары Осени». Они задали участникам других групп вопрос: «Скажите, во что можно превратить овощи и фрукты, изображённые на плакате?».

Затем, прямо на их глазах, тыква превратилась в прекрасную девушку Осень, картошка «побежала» по столу, перебирая восемью лапками, как паучок. Так ребята второй группы показали, какие превращения получились у них.

3 группа подготовила небольшую выставку книг. Они подобрали сказки, одними из главных героев которых должны быть фрукты или овощи.

— А какие сказки знаете вы? — спросили они. А затем, выслушав ответы, инсценировали самую известную из них — «Репка».

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

Овладеть основами проектной деятельности в полной мере возможно на уроке технологии. Процесс обучения носит поэтапный характер и даёт старт решению системы учебных проектно-технологических задач.

Пример. Тема урока: «Работа с бумагой. Оригами. Моя улица»

1 этап — погружение в проект.

  • Показ фотографий «Мой Липецк».

  • Чтение ученицей стихотворения «Песня о Липецке».

  • Выставка книг, посвящённая родному городу.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что на 1 этапе важным является погружение в проект. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

2 этап — организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.)

3 этап. Осуществление деятельности.

Происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся — это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различным. Объединив работы групп, мы получаем свою новую улицу. Даём ей название и решаем, что будем жить на этой улице, приклеиваем свои фотографии на дома.


В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается чувство уважения и гордости к своему родному краю, к труду.

Были и другие проекты: «Мои любимые сказки», «Моя первая книга — букварь». Не могли обойти стороной и посвятили проекты нашей победе в Великой Отечественной войне.

Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.


Литература:

  1. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- М.: Просвещение, 2011.

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.

  4. Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.


Основные термины (генерируются автоматически): умение, действие, проектная деятельность, задача, проект, формирование умения, этап, Дар Осени, начальная школа, организация деятельности.

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника