Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию
Автор: Леонтьева Жанна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 1900 раз
Библиографическое описание:
Леонтьева, Ж. А. Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию / Ж. А. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3670/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Дошкольные
образовательные учреждения — часть единой системы
образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие
образовательные учреждения. С другой стороны, дошкольные
учреждения — наиболее специфическая часть системы
российского образования, решающая наряду с общими и свои
задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на
воспитание и развитие ребенка.
- Время диктует новые подходы к дошкольному образованию, которые обозначены Федеральными государственными требованиями. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, — одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации [11].
- Известно, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
- Программа воспитания и обучения в детском саду в рамках сенсорного воспитания детей первой младшей группы предполагает «…обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, учить называть свойства предметов» [10, с. 46].
- Во второй младшей группе детского сада Программой воспитания и обучения в детском саду в рамках сенсорного воспитания детей заложено совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. В частности, «обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления» [10, с. 66].
- На этапе раннего детства и младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.
- Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В частности, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
- Ребенок познает окружающий мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Хорошо развитая способность восприятия необходима, и ее нужно развивать в детях. В процессе всей жизнедеятельности происходит накопление сенсорного опыта, обогащение мироощущения, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
- Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Такова природа детства: детей характеризует повышенная эмоциональность и любознательность, стремление проверить, испытать свою силу и ловкость, желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему — то трудному, далекому и прекрасному. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр.
- Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).
- Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:
- Время диктует новые подходы к дошкольному образованию, которые обозначены Федеральными государственными требованиями. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, — одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации [11].
- разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками — подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;
- «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);
- осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;
- загадывание и отгадывание загадок;
- выполнение определенной роли;
- б) соревнование (индивидуальное или коллективное);
- особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий [7, с. 3–4].
- Дидактическая игра
решает задачи умственного, физического и эстетического развития
каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для
усвоения новых знаний и умений и для развития у детей
психических процессов. Важнейший психологический секрет в том,
что она обязательно построена на интересе и добровольности.
Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней
своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование
психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения
и т. д. Дидактическая игра завершает и выражает
процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по
восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых
эталонов.
- Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности [7, с. 6].
- В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.
- Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых задании); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя. Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности.
- Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», «Угадай что это?», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. [10].
- Очень важно создать в игре условия для совершенствования сенсорного опыта ребенка. Например, в младшем дошкольном возрасте: «Подбери фигуры», «Соберем пирамидку» и т. д.; в старшем дошкольном возрасте для сенсорного развития используются такие игры, как: «Геометрическое лото», «Домино» «Предмет и форма» и т. д. [10].
- Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.
- Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре.
- По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда (звено), каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.
- Бывает, что дети нарушают правила игры, объясняя это тем, что не знают, как надо их выполнять, или забыли о них. Воспитателю следует помнить, что усвоение правил не происходит быстро. Требуется многократное их повторение в последующих играх, проверка усвоения, чтобы убедиться в том, что дети будут все делать правильно. Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила.
- При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий. Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность. Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д. [10].
- Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры. В новых дидактических играх роль ведущего выполняет педагог.
- По мере усвоения игр эта роль может поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет контролирующую функцию. Чтобы дидактическая игра вошла в самостоятельный фонд игровой деятельности, ребенок должен овладеть умением объяснять игру.
- Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, «гусек» и более сложные — игры-головоломки [10].
- Предлагая эти игры впервые, воспитатель знакомит с их названием, выполнением игровых действий, закрепляет правила игры в совместной с детьми деятельности. Этим самым педагог дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывая при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников.
- В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме — учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.
- Литература:
- 1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004.
- 2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение,1988.
- 3. Воспитание сенсорной культуре ребенка. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л. А. Венгер. — М.: 2008.
- 4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: 2000.
- 5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. — М.: 2005.
- 6. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. — М.: 2007.
- 7. Морозова О., Тихеева Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С. 54–55.
- 8. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10. — С. 66–70.
- 9. Плеханов А., Морозова О. М. М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 7. — С. 31–35.
- 10. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: 2007. — 5е изд.
- 11. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ / под ред. Н. В.Микляевой — М.: 2012.
- 12. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного обучения».
- 13. Приказ Минобрнауки России № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- 14. Сорокова М. Г. Система М. Монтесори. Теория и практика. — М.: 2003.
- Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности [7, с. 6].