Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Леонтьева, Ж. А. Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию / Ж. А. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3670/ (дата обращения: 16.11.2024).

Дошкольные образовательные учреждения — часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. С другой стороны, дошкольные учреждения — наиболее специфическая часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.
Время диктует новые подходы к дошкольному образованию, которые обозначены Федеральными государственными требованиями. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, — одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации [11].
Известно, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Программа воспитания и обучения в детском саду в рамках сенсорного воспитания детей первой младшей группы предполагает «…обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, учить называть свойства предметов» [10, с. 46].
Во второй младшей группе детского сада Программой воспитания и обучения в детском саду в рамках сенсорного воспитания детей заложено совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. В частности, «обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления» [10, с. 66].
На этапе раннего детства и младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В частности, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Ребенок познает окружающий мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Хорошо развитая способность восприятия необходима, и ее нужно развивать в детях. В процессе всей жизнедеятельности происходит накопление сенсорного опыта, обогащение мироощущения, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Такова природа детства: детей характеризует повышенная эмоциональность и любознательность, стремление проверить, испытать свою силу и ловкость, желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему — то трудному, далекому и прекрасному. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр.
Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).
Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:
  1. разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками — подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;
  2. «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);
  3. осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;
  4. загадывание и отгадывание загадок;
  5. выполнение определенной роли;
  1. б) соревнование (индивидуальное или коллективное);
  1. особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий [7, с. 3–4].
Дидактическая игра решает задачи умственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Дидактическая игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.
Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности [7, с. 6].
В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.
Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых задании); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя. Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности.
Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», «Угадай что это?», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. [10].
Очень важно создать в игре условия для совершенствования сенсорного опыта ребенка. Например, в младшем дошкольном возрасте: «Подбери фигуры», «Соберем пирамидку» и т. д.; в старшем дошкольном возрасте для сенсорного развития используются такие игры, как: «Геометрическое лото», «Домино» «Предмет и форма» и т. д. [10].
Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.
Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре.
По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда (звено), каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.
Бывает, что дети нарушают правила игры, объясняя это тем, что не знают, как надо их выполнять, или забыли о них. Воспитателю следует помнить, что усвоение правил не происходит быстро. Требуется многократное их повторение в последующих играх, проверка усвоения, чтобы убедиться в том, что дети будут все делать правильно. Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила.
При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий. Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность. Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д. [10].
Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры. В новых дидактических играх роль ведущего выполняет педагог.
По мере усвоения игр эта роль может поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет контролирующую функцию. Чтобы дидактическая игра вошла в самостоятельный фонд игровой деятельности, ребенок должен овладеть умением объяснять игру.
Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, «гусек» и более сложные — игры-головоломки [10].
Предлагая эти игры впервые, воспитатель знакомит с их названием, выполнением игровых действий, закрепляет правила игры в совместной с детьми деятельности. Этим самым педагог дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывая при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников.
В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме — учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.

Литература:
1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение,1988.
3. Воспитание сенсорной культуре ребенка. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л. А. Венгер. — М.: 2008.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: 2000.
5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. — М.: 2005.
6. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. — М.: 2007.
7. Морозова О., Тихеева Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С. 54–55.
8. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10. — С. 66–70.
9. Плеханов А., Морозова О. М. М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 7. — С. 31–35.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: 2007. — 5е изд.
11. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ / под ред. Н. В.Микляевой — М.: 2012.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного обучения».
13. Приказ Минобрнауки России № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
14. Сорокова М. Г. Система М. Монтесори. Теория и практика. — М.: 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, ребенок, игра, окружающий мир, правило игры, детский сад, игровое действие, сенсорное воспитание, сенсорное развитие, дошкольная педагогика.

Похожие статьи

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Способы повышения уровня мотивации к учебному процессу у детей на уроках математики и во внеурочное время

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Похожие статьи

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Способы повышения уровня мотивации к учебному процессу у детей на уроках математики и во внеурочное время

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи