Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Афанасенко, Е. Г. Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е. Г. Афанасенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3680/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современная школа выдвигает дошкольному образованию серьезные требования к подготовке ребенка к обучению в школе в области математического развития. Современный дошкольник должен получить представление о количестве, счете, научиться измерять, различать геометрические фигуры и формы предметов, получить представление о величине. Изменения, происходящие в дошкольном образовании, указывают на необходимость равных возможностей дошкольников при переходе их из дошкольного периода детства в школу. Особое место в методике математики занимает формирование количественных представлений.

В работах К. Ф. Лебединцева, Ф. Н. Блехер, Н. А. Менчинской, Л. А. Яблокова, А. М. Леушиной показано, что в основе формирования количественных представлений у дошкольников лежат активные практические действия детей с предметами, на основе которых, ребенок осваивает счет и измерение. На современном этапе изучены закономерности становления представлений о числе, развитии счетной деятельности, обоснована необходимость начинать обучение детей с раннего возраста, путем формирования представлений о множестве предметов, с последующим обучением счету, выделению отношений между числами.

Особое место в этой работе занимают познавательные книги, роль которых изучалась и в начале ХХ века Ф. Н. Блехер, Л. К. Шлегер, и сегодня З. А. Михайловой, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатовой, авторы рассматривают вопросы использования иллюстраций книг, содержания текстов в общем познавательном и математическом развитии дошкольников. Познавательная книга является своеобразным «учителем», выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней.

Современные молодые люди и дети иначе относятся к книге, что связанно с наличием других источников информации, существующих в современном обществе. При этом книга не потеряла своего значения «источника знаний», «учителя жизни». «советчика», поэтому на современном этапе важно приобщать ребенка с ранних лет пользоваться книгами познавательного содержания. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. При этом важно отметить, что книга дает возможность домыслить, «дофантазировать», она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие, познавательные способности, умение думать самостоятельно. В познавательных книгах с математическим содержанием детей привлекает сюжетная основа математических сказок, историй, заданий, что способствует более легкому пониманию математического содержания детьми. Занимательный математический материал расположенный в книге является одним из дидактических средств, способствующих эффективному формированию математических представлений у детей.

Первые детские книги математического содержания создавались по аналогии со школьными учебниками. Это позволяло точно определить осваиваемое дошкольником содержание, наметить его последовательное усложнение; облегчить процесс обучения и развития детей дошкольного возраста. В данном аспекте познавательные книги с математическим содержанием были адресованы старшим дошкольникам и младшим школьникам и обеспечивали преемственность математического развития на данных возрастных этапах [6,337]. Относительно математического развития дошкольников ценность познавательной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания. Среди познавательных книг с математическим содержанием выделяют: 1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников и 2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы, познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. В зависимости от возраста детей варьируются содержание и цели их применения. Для детей старшего возраста выбирают различные познавательные книги энциклопедического характера, которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации, числах и т. п. Как правило, в данных энциклопедиях информация представлена в занимательной форме, книги содержат иллюстрации и образные примеры, рассчитанные на особенности старших дошкольников. Энциклопедические варианты книг являются средством активизации интереса детей к познанию нового. Объем книги, формат, множество различных фотографий и рисунков, факты, рассчитанные на зону «ближайшего развития», вызывают познавательный интерес дошкольников.

Ко второй группе можно отнести разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми заданий. Такие книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей, сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Задания в этих книгах представлены в порядке усложнения. Также в книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании, предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге. Часто в данных книгах используются различные символы-подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. д.), что позволяет детям, не умеющим читать ориентироваться на символы, понять содержание задания.

В старшем возрасте с развитием навыков познавательной деятельности дошкольники начинают проявлять более устойчивый интерес к многоглавным историям и сказкам, в которых представлено математическое содержание и которые можно слушать на протяжении нескольких дней; дети стремятся «подсказать» решение персонажам, понимают проблемные вопросы и ситуации сюжетной линии.

Также начинают проявлять интерес к энциклопедиям, задавать вопросы о разных средствах и способах измерения. Самостоятельно рассматривают иллюстрации, просят прочитать комментарии к заинтересовавшему их изображению, выполняют разнообразные задания на смекалку, головоломки, занимательные игры, представленные в познавательных книгах с математическим содержанием, вызывают у детей большой интерес. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения: «Два конца, два кольца, а посредине гвоздик» (Ножницы); «Чтобы не мерзнуть, 5 ребят в печке вязанной сидят» (Рукавица);«4 ноги, а ходить не может» (Стол).

Задачи-шутки — это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. (Ты, да я, да мы с тобой. Сколько всего? (двое); У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (четверо) и др.). Занимательный материал позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы, способствуют развитию умственных операций, а также является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике.

На первом этапе работы использования книг воспитатель должен отобрать книги. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается единство содержания и формы. В содержании выделяют тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме — предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

При использовании книги педагог должен следовать определенным принципам отбора книги. Авторами М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной разработано несколько критериев:

  • идейная направленность детской книги;

  • высокое художественное мастерство, литературная ценность;

  • доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

  • сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

  • конкретные педагогические задачи [1, 206]

Авторы Е.Кузьменкова, Г.Рысина при отборе книг рассматривают такие принципы: соответствие теме и возрастным особенностям ребенка; тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами; книга должна быть яркой, привлекательной, вызывать потребность у ребёнка рассмотреть её, узнать содержание [5,7].

Таким образом, различными авторами разработаны принципы отбора книги, которыми должен руководствоваться педагог при использовании книги.

На втором этапе педагог использует отобранные познавательные книги с математическим содержанием на занятиях и в совместной со взрослым деятельности.

Занимательный математический материал, расположенный в книгах используется педагогом на занятиях по математике. Разнообразные задачи-шутки, загадки могут быть предположены детям в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности. Занимательные вопросы, задачи используются воспитателем в ходе занятия с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, выполнении арифметических действий с числами. Для более глубокого усвоения детьми старшего дошкольного возраста темы по формированию количественных представлений воспитатель может использовать в индивидуальной работе и для организации самостоятельной деятельности детей разнообразные познавательные книги с математическим содержанием по разделу «Количество». Такие книги как: «Учусь считать», «Веселые задачки», «Цифры в стихах», «Математика числа от 0 до 10», «Праздник числа», «Занимательная математика для детей» и др. Задания могут быть такими: «Посчитайте, сколько всего?»; «Дорисуй столько, какая цифра указана»; «Сравни, чего больше, меньше»; «Назови последующее, предыдущее число» и др. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти, преобразовать, которая увлекает его. Основное назначение математического материала в книге — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел и т. д. Дети упражняются в счете предметов, сравнивают множества, числа; усваивают количественный состав числа из единиц и т. д. Также возможна организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания. Некоторые главы и разделы познавательных книг могут предварять освоение определенных тем на занятиях.

На следующем этапе педагог предлагает книги с математическим содержанием для самостоятельного использования детьми.

В старшем дошкольном возрасте расширение самостоятельности детей, их познавательных интересов, а также освоение ими средств и способов познания определяет возможность более широкого использования познавательной литературы (детских энциклопедий).

Самостоятельно дети рассматривают иллюстрации, выполняют различные задания и упражнения (нарисовать, закрасить, провести, решить, сравнить и т.д)

Книги с заданиями, направленными на развитие умений и действий, должны располагаться в «уголке книги» (или «уголке познавательного развития»). У детей должна быть возможность воспользоваться ими в любой момент.

Таким образом, правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, вопросы и др.) по формированию количественных представлений у детей способствует развитию логического мышления, наблюдательности, смекалки, решению арифметических задач, интереса к математическим знаниям.


Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр Академия. 2000.400с.

  2. Алиева Т. Книга и творчество ребенка//Д.в№ 10.1990 С.83

  3. Волина В. В. Занимательная математика для детей. Спб.: Лев и К°,1996. 320с.

  4. Гурович Л. М. Ребенок и книга. М.:Просвещение,2009 48с.

  5. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1992. 191с.

  6. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста //З.АМихайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова. Спб.: Детство-Пресс, 2008. С. 337–352

  7. Формирование элементарных математических представлений дошкольников / Под ред. Столяра А. А. М.: Просвещение, 1998

Основные термины (генерируются автоматически): Книга, математическое содержание, ребенок, задание, дошкольное образование, дошкольный возраст, занимательный математический материал, литературное произведение, математическое развитие, особое место.

Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста