Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования
Авторы: Самусенко Даниил Романович, Матвеева Марина Никандровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 3096 раз
Библиографическое описание:
Самусенко, Д. Р. Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования / Д. Р. Самусенко, М. Н. Матвеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 98-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3708/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная школа рассматривает результат обучения как подготовку к профессиональной деятельности. Наиболее эффективного результата можно достичь, на наш взгляд, в условиях обычной общеобразовательной школы в мегаполисе при целостной системе основного, внеурочного предметного и дополнительного образования. Именно поэтому мы создали в школе различные объединения учащихся: «Клуб юных математиков», «Литературное кафе», «Юные поэты», туристический клуб «Виктория». Работает отделение дополнительного образования, в секциях которого занимаются более половины учащихся школы.
Такая система позволяет преломить предварительный комплекс теоретических знаний в практическую плоскость решения конкретных задач и проблем разного характера:
узкопредметных,
межпредмедметных,
требующих практической деятельности,
формирующих творческое начало,
формирующих умение строить деловые отношения с учащимися с учителями и др.
Одной из инновационных педагогических технологий позволяющих реализовать такой процесс обучения, является технология «кейс-стади». Именно этот метод, в отличие от многих традиционных методов, организует работу учащихся так, чтобы они применили полученные теоретические знания в конкретной практической ситуации и убедились в том, что они действительно нужны, но в то же время поняли, что реальный мир намного сложнее, чем сформированные теоретические модели. Таким образом, данный кейс-метод способствует активному усвоению знаний, отработке методик и способов познания, накоплению богатой практической информации, что так важно в последующей профессиональной деятельности, да и вообще в жизни.
Рассматривая особенности этого метода, мы исходили из следующего определения: кейс-стади — это разбор ситуации или конкретного случая, которые отражают какую-либо реальную ситуацию. В этом описании кроются определенные проблемы косвенные затруднения даже противоречия и ошибки. Учащимся надо проанализировать, найти пути решения проблемной ситуации, сделать вывод.
Кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Трудности представляют сам процесс создания кейса, его использования на уроке с учетом особенности мышления (возрастных, уровневых, индивидуальных) и организация деятельности учащихся.
Мы используем разные способы задания проблем в тексте: описание конкретной ситуации (словесное и знаковое), включения в текст противоречия между элементами ситуации, частичное отсутствие в тексте определенной информации, требующей реконструкции. Для выполнения задания учащимися могут быть использованы уже на уроке различные учебные пособия, инструменты и т. д.
В данной работе мы представляем два урока с использованием кейс-технологии разного вида, данные в ГБОУ СОШ № 245 Санкт-Петербурга.
Практический кейс. Отражает реальную ситуацию описания элементов туристического похода. Цель данного кейса- отработка навыков предметных знаний и формируемых умений
Обучающий кейс. Описывается в игровой форме типичная учебная ситуация, которая помогает выработать, довести до автоматизма конкретные знания, навыки и способы решения поставленных задач.
Урок по русскому языку и географии с применением кейс — технологии в 6 классе
«Использование прилагательных в определенной ситуации (элементы сравнительной характеристики при описании рек)»
Цель урока
Развитие учебных компетенций, основанное на имеющихся знаниях и способствующее
Дальнейшему развитию умений.
Проверка знаний и метапредметных умений, приобретенных учащимися на уроках русского языка и географии.
Воспитание навыков коллективной работы.
Задачи
Организация работы микрогрупп по решению проблем, вытекающих из текста.
Выявление степени готовности к итоговой контрольной работе и к зачету по теме» Внутренние воды» по географии.
Ход урока
Учащиеся сидят вокруг 4 столов, так как работа будет осуществляться в микрогруппах. На каждом столе лежат листы чистой бумаги, цветные карандаши, географические атласы для 6 класса.
Учитель сообщает ребятам, что для них пришло необычное письмо.
Вскрывает конверт и читает:
«Ребята! К вам обращается Гена Барбоскин. Моему брату и сестрам задали домашнее задание: составить сравнительную характеристику двух рек. А учительница по русскому языку добавила, что надо включить побольше прилагательных и правильно написать их. Они наделали столько ошибок, а исправлять их не хотят! Помогите!!!»
На экран проецируется текст.
Учитель читает.
Все реки делятся на равниные и горные. Я решил сравнить две реки: Волгу и Неву. Это равниные реки. Петание и режим этих рек одинаковы и определяются климотом. Обе реки вытикают из озер: Волга — из Селигера, а Нева — из Ладожкого. Впадают они в моря. Нева — в Балтийское море, а Волга — в Чорное.
Волга более длинее Невы. Длинна Волги 3530 келометров, а Невы всего 74 келометра.Скорость течения у этих рек менее быстрее, чем у горных. Мне кажется, что Нева ширше Волги, она достигает 1250 метров. А Волга широкая только там, где впадают притоки и где водохронилища. Это самая величайшая наша река.
Вообще-то равниные реки имеют не большое подение. У них нет сил пролажить себе путь, они обходят припятствия. Поэтому у них самая широчайшая долина, по которой и идут суда. Но Финский залив менее глубже Чорного моря, поэтому для судов проложили в Неву канал.
Мухтар Аршавкин
Я сравнила две горные реки: Терек и Кубань. Терек начинается на высоте около 6000 келометров. Это наша наивысочайшая река. А Кубань образуется при слиянии двух рек, и это происходит более ниже, всего лишь на высоте 1340 метров. Это реки внутреннего стока. Петание у них ледниковое. Долины у них похожи, но у Терека ужее, значит он глубже. А раз глубже, то по нему ходят суда. Кубань в верхнем течении весной разливается на несколько километров. Поэтому в Краснодарском крае всегда хороший урожай. Жанна Киска
Учитель кладет на каждый стол печатный экземпляр работ и предлагает выполнить следующее задание.
Исправить орфографические ошибки.
Определить, какими членами предложения могут быть прилагательные.
Исправить ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных.
Привести примеры употребленных в тексте разрядов прилагательных разных по значению.
Выделить в тексте географические термины.
Найти и исправить фактические географические ошибки.
Исправляя их, обратить особое внимание на причины и следствие.
Редактируя работу, использовать научный стиль речи.
Задание также раздается группам учащихся.
Выполненная группой работа сдается учителю.
Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику двух озер (по выбору учащихся).
За работу ставится две оценки: учителями русского языка и географии.
Урок туризма с использованием технологий «кейс»
«Организация двухдневного похода для учащихся шестого класса»
1. Цели урока
Развитие учебных компетенций, основанное на имеющихся знаниях и способствующее дальнейшему развитию умений.
Проверка знаний, приобретенных учащимися на уроках туризма в течение учебного года в рамках данной темы.
Воспитание навыком коллективной работы.
2. Задачи
Организовать работу микрогрупп по решению проблем, вытекающих из пакета кейса.
Выявить степень готовности класса к двухдневному походу.
3. Оборудование
Личные теоретические записи учащихся, дневники наблюдений.
Кейс, представляющий собой рассказ о неудачном двухдневном походе двух весёлых друзей.
4. Кейс
Два самых знаменитых ученика нашей школы Кулич и Веселый решили однажды пойти в поход. Вернувшись, они еще долго вспоминали эту поездку.
А было это так.
Однажды вечером Кулич позвонил Веселому и у них состоялся следующий разговор.
Кулич: Привет Веселый, а поехали завтра в поход с одной ночевкой.
Веселый: Привет Кулич, конечно поехали! А куда мы поедем и что с собой брать?
Кулич: Так у нас же все есть: палатка, рюкзаки, спальники, «пены», котел. Собрали все быстренько да поехали. Веселый: С этим я полностью с тобой согласен. А что будем брать из еды, и куда мы все-таки поедем?
Кулич: Ой, вот вечно ты волнуешься по пустякам. Карты есть, встретимся утром на Финляндском вокзале, посмотрим, куда первая электричка, туда и поедем, а из еды можно взять «дошираки».
Так друзья и порешили, договорившись утром встретиться на вокзале.
Ближайшая электричка была направлением на Ладожское озеро, ребята быстро взглянули на карту и решили ехать до станции Борисова Грива, а от туда идти вдоль реки Морье в сторону Ладожского озера. Юные туристы купили билеты и отправились в путь. Благополучно доехав до нужной станции, быстро сориентировавшись на месте, Кулич и Веселый вышли на шоссейную дорогу и стали двигаться по ней в сторону реки. Мимо проезжало много машин, из-под которых вылетала грязь. Друзья шли и беседовали друг с другом.
Кулич: Вот интересно, Веселый, а как нужно правильно двигаться вдоль шоссе?
Веселый: Идти нужно по правой стороне, по ходу движения машин!
Парни дошли до реки и по лесной тропинке стали идти вдоль нее вниз по ее течению. Но вскоре хорошая тропа стала уходить в болото, стало очень сыро.
Веселый: Кулич, а у тебя есть с собой резиновые сапоги?
Кулич: Нет, и даже нет запасной обуви.
Веселый: У меня тоже нет.
Друзья промочили свои кроссовки и дальше уже шли с мокрыми ногами. Лимонад, купленный на вокзале, был к этому времени уже весь выпит, а им очень хотелось пить.
Веселый: Давай попьем из реки.
Кулич: Давай! Вода чистая, абсолютно прозрачная.
Они зачерпнули кружками воду и стали жадно пить ее.
Минут через 15 ребята вышли на красивый песчаный берег Ладоги и стали выбирать место для будущего ночлега.
Кулич: Давай палатки поставим прямо у воды, сегодня волна небольшая и нас залить не должно, только сначала передохнем часик.
Веселый: Нет передыхать сейчас нам нельзя, сначала нужно обустроить место нашего ночлега, все сделать, а потом уже отдыхать.
А палатки мы действительно поставим здесь. Доставай пилу и топор, пойдем за дровами.
Кулич: Я бы с удовольствием, но они остались дома, так что придется наломать хворосту так.
Парни ловко поставили палатки, расстелили «пены» и спальники и пошли за хворостом, когда они его собирали, Кулич порезал палец, но Веселый быстро замотал ему рану белым мхом. Наши герои нашли старое, оборудованное костровище, и решили воспользоваться им. Вода, как известно, в Ладоге пресная, и ее вполне можно использовать для приготовления пищи, но друзья столкнулись с другой проблемой при заварке лапши быстрого приготовления.
Кулич: Веселый, а почему у меня во рту песок?
Веселый: Дело в том, что волна у берега поднимает со дна песок, и набрать воду без него не получается. Так что чай будет такой же, давай доставай заварку.
Кулич: А ее не брал, ведь никто же не просил.
Вот так они, не попив чаю, но вполне довольные собой отправились спать. А в 5 часов утра парни проснулись от холода.
Веселый: Ой, а почему так холодно?
Кулич: Да у нас палатка полная воды!
Наши герои выскочили, как ошпаренные, из палатки и увидели, что она стоит в воде, Ладога за эти часы сильно поднялась. Они очень испугались.
Кулич: Собираем все быстро и рвем когти.
Веселый: Давай быстрей, давай быстрей!
Друзья, несмотря на темноту, смогли собрать палатку, закидали все свое не хитрое снаряжение по рюкзакам и стали двигаться в сторону леса, удаляясь от берега озера. Было около 6 часов, они сильно продрогли.
Веселый: Я думаю, нам нужно лететь на станцию Ладожское озеро.
Кулич: Да, там кажется есть электричка на 9 часов.
Бывалые туристы пытались посмотреть на карту, но из-за темноты было ничего не видно. Они напрягли память и сориентировались. Километра через два дорога, по которой они шли, стала раздваиваться, а куда идти, парни не помнили и из-за отсутствия света не имели возможности взглянуть на карту.
Кулич: Давай ты пойдешь по одной дороге, а я по другой!
Веселый: Хорошо, а кто поймет, что идет правильно, тот пускай звонит другому.
Веселый и Кулич разошлись в разные стороны, первый через некоторое время понял, что идет правильно, достал телефон позвонить другу и обнаружил, что трубка разряжена. Тогда он решил идти до конца, до станции, а уже оттуда начать искать друга. Придя к конечной цели, Веселый увидел у касс Кулича- вторая дорога тоже выходила на станцию, только была короче. Юные герои, уставшие, полностью промокшие, вскочили в электричку и отправились домой.
5. Методы работы
Метод проблемного обучения (частично — поисковый)
Метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Метод контроля (устное сообщение одного — двух представителей групп с последующим обсуждением)
6. Формы деятельности на уроке
Коллективная
Групповая
7. Структура и ход урок
Проецирование текста на мультимедийную доску.
Эмоциональное прочтение текста учителем.
Выявление учащимися ошибок, допущенных весёлыми туристами.
Классификация (под руководством учителя) проблем, возникших в описываемом походе:
Неправильно подготовлено личное и коллективное оборудование
Ошибки в движении по маршруту
Ошибки в организации питания
Ошибки в разбивке бивака
Формирование четырёх групп для решения проблемных заданий «Как исправить ошибки Куличу и Весёлому?»
Работа в группах в течение 10 минут
Выступление представителей групп (рефлексия) «Ваши советы Весёлому и Куличу»
Домашнее задание:
Составить перечень коллективного оборудования для двухдневного похода (список или рисунки).
Кейсы представленных уроков позволяют осуществить межпредметные связи:
русский язык-география,
география-туризм-ОБЖ.
В последнем случае налицо связь основного и дополнительного образования.
Уроки кейс-технологии неоднократно проводились педагогами школы, поэтому учащиеся приобрели определенный опыт работы в микрогруппах и сами выбирают способ организации деятельности. Одни предпочитают «мозговой штурм» (по принципу игры «Что, Где? Когда?»). В других группах применяется метод ролевой игры: есть лидер, научные консультанты, редактор, корректор. Качество выполненной работы, как правило, от этого не зависит. Однако учащиеся, работающие по принципу ролевой игры, выполняют задание быстрее и грамотнее оформляют работу.
Заключение. Данная технология способствует ориентации на будущую профессиональную деятельность.
Учит анализу ситуации (выделению содержательных элементов, поиск сути проблемы, противоречий и их причин и т. п.).
Отрабатывает умение анализа (системные, корреляционные, факторные и др.).
Развивает творческое начало в ходе поисково-аналитической работы в определении выводов и способов решения проблемной ситуации.
Выводит за пределы конкретного учебного пространства.
Помогает применить полученные знания в практической ситуации.
Формирует коммуникативные навыки (работа в коллективе, в группе, в паре, в системе ученик-учитель).
Все это крайне необходимо в современном мире.
Литература:
Изменение в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии (под.ред. Г. Н. Прозументовой) — Томск, 2003.
Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study// Инновации в российском образовании: сб.-М, ВПО, 2000.
http://www.casemethod.ru