Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей
Авторы: Кобелева Татьяна Ивановна, Фесюк Галина Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 4094 раза
Библиографическое описание:
Кобелева, Т. И. Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей / Т. И. Кобелева, Г. И. Фесюк. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3718/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтель.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных дошкольных учреждениях, в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
По мнению А. В. Ахаева здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей [2, с.96].
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи формирования здорового образа жизни и безопасного поведения.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в работе всех участников образовательного процесса любого дошкольного учреждения. Но все здоровьесберегающие технологии в детском саду, как правило, направлены непосредственно на ребенка и никто не задумывается о том, что все технологии осуществляются взрослым, а как же он может применять технологии, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья детей, если он сам не использует их в своей жизнедеятельности, да и вообще у него самого большие проблемы со здоровьем.
Ведь сколько примеров того, что дети, воспитывающиеся с бабушками, в своем словарном запасе имеют название стольких болезней, что по словам этих детей можно составлять медицинский справочник. А ведь если ребенка с малых лет окружает такая атмосфера, то он быстро привыкнет к той мысли что он не здоров, ведь откуда же знать маленькому ребенку о том, что же такое здоровье, и как его можно сохранять.
Вот тут и приходят на помощь взрослые, если, конечно же, они сами здоровы, так как комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек в детстве, при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы вырабатывается легко и закрепляется прочно, поэтому серьезная роль в формировании навыков здорового образа жизни детей принадлежит семье и ближайшему окружению растущего человека. А так как ребенок дошкольного возраста, очень много времени проводит в стенах детского сада, то люди, которые его окружают в дошкольном учреждении, просто обязаны демонстрировать здоровый образ жизни, чтобы прививать его детям.
В дошкольных учреждениях с детьми проводятся различные занятия, на которых педагоги формируют у детей представления о здоровом образе жизни, но, не видя, пример взрослых, у детей не закрепляется правильный образ мышления, не вырабатывается навык противостоять вредным привычкам.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, педагогам дошкольных учреждений, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [5, с.134].
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого, профессор С. М. Громбах более адекватно сформулировал определение здоровье — это «степень приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции [6].
Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья человека на 50 % зависит от того, какой образ жизни он ведет, на 20 % — от наследственных факторов, на 20 % — от состояния окружающей среды и лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ), по мнению О. Н. Московченко — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. [4, с.108]
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
оптимальный двигательный режим. Жизнь современного человека характеризуется гиподинамией, недостаточной двигательной активностью. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники и дети школьного возраста;
рациональное питание. Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья;
закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека;
личная гигиена;
положительные эмоции. Положительные эмоции являются составной частью здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого — в радости к жизни [6].
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что эффективность успешного осуществления здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях, во многом зависит от высокого уровня компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, способность педагогов применять здоровьесберегающие технологии, и наличие желания самим соблюдать здоровый образ жизни и быть примером для детей. Поэтому, мы задались целью, выявить отношение педагогов дошкольного образовательного учреждения к ведению здорового образа жизни. Для этого мы провели анкетирование педагогов по анкете «Субъективная оценка образа жизни» [4, с.109]. Наше исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 85 г. Белгорода, в котором было задействовано 20 педагогов, непосредственно работающих с детьми дошкольного возраста.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что у 75 % (15 педагогов) отношение к здоровому образу жизни можно оценить как удовлетворительное, они не задумываются о своем образе жизни, не применяя в повседневной жизни никаких методов оздоровления. Но их отношение к ЗОЖ можно изменить, для того чтобы улучшить состояние здоровья, они готовы к тому, чтобы вести здоровый образ жизни, но у них отсутствуют знания о правильном ведении ЗОЖ, сила воли и мотивация к здоровому образу жизни. У 20 % (4 педагога) отношение к ЗОЖ можно оценить как хорошее, они стремятся вести здоровый образ жизни, но у них не всегда это получается, так как на их взгляд, отсутствуют благоприятные условия для ведения здорового образа жизни: нехватка времени, средств и собственных сил организма. И 5 % (1 педагог) его поведение далеко от здорового образа жизни, он пренебрегает своим здоровьем, не задумываясь о последствиях такого образа жизни.
Результаты анкетирования педагогов дошкольного учреждения, позволили выявить причины нарушения здоровья и ведения здорового образа жизни. Причинами являются как внешние факторы (неблагоприятные экологические факторы, нехватка времени, недостаточное количество средств и т. д.), так и внутренние факторы, имеющие поведенческую основу: отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение питания, режима дня и правил личной гигиены, курение, употребление алкоголя и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство воспитателей не ведут здоровый образ жизни, ссылаясь на различные проблемы, а некоторые вообще не задумываются о том, что это им нужно. Так как считают, что время, потраченное на различные «методы оздоровление», можно использовать в других целях, многие ссылаются на нехватку времени, средств и т. д. Хотя для занятия спортом не всегда это нужно, можно просто больше ходить пешком, делать по утрам зарядку, находится больше на свежем воздухе, или самое простое ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни, а 70 ступенек сжигают 28 калорий [6].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что здоровье воспитателей, это очень важная проблема, но, к сожалению, на нее мало обращают внимание как в самих дошкольных учреждения, так и в вышестоящих органах. А ведь от решения данной проблемы зависит здоровье наших детей, да и вообще здоровье нашей нации. Таким образом, данная проблема актуальна, и требует дальнейшего исследования. Только здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. А разве такой человек не сможет воспитать, здорового ребенка, уже только на своем личном примере?!
Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями, соблюдать режим дня. Только тогда мы сможем добиться более высоких результатов в физическом и психическом развитии наших детей и воспитать в них желание вести здоровый образ жизни.
Таким образом, полноценное физическое и психическое здоровье взрослого — это залог успешного воспитания здорового ребенка, а это основа формирования личности. Нам этого так не хватает — ведь здоровье нации передается из поколения в поколение.
Литература:
Апанасенко Г. А. Здоровый образ жизни. Л., 1988
Ахаев А. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие — Усть- Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004.
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства //Дошкольное воспитание. — 2004.
Московченко О. Н. Практикум по основам валеологии: Учебное пособие. Красноярск. КГТУ, 1999. — С.108–110.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.
http://www.textreferat.com/referat-5164–4.html Понятие здоровья, его содержание и критерии.