Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях
Автор: Мирзаханова Евгения Сергеевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 1324 раза
Библиографическое описание:
Мирзаханова, Е. С. Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях / Е. С. Мирзаханова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3726/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведение путем взаимодействия классного руководителя, психолого — педагогической службы и системы дополнительного образования.
The process of socialization of the students with deviant behavior by the interaction of the form tutor, psychological and pedagogical services and the system of the additional education is considered in this article.
Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обусловливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий. За последние 10 лет все чаще встречаются такие новостные сообщения: «13 и 14 летние подростки накинули удавку таксисту и заживо похоронили под грудой мусора», «Осудили двух несовершеннолетних насильников, которые изнасиловали трех малолетних детей», «За вооруженный грабеж арестованы две школьницы». Сотни передач обсуждают проблемы детского и подросткового алкоголизма, наркомании, порнографии, а согласно статистическим данным Россия находится в пятерке лидеров по количеству подросткового суицида. С каждым годом в образовательных учреждениях прослеживается рост числа обучающихся имеющих девиантное поведение, а система начального профессионального образования становится центром скопления таких обучающихся. В результате чего происходит отклонение от нормы? На этот вопрос можно ответить так: девиантное поведение является результатом неправильной социализации личности, то есть процесса формирования личности, в результате которого индивид осваивает общепринятые нормы и ценности. Социализация начинается с первых дней жизни и заканчивается на зрелом этапе жизни человека. Часто причины девиантного поведения кроются в семье, так как семья является главным институтом социализации. Именно в семье ребенок осваивает основные модели поведения, в семье складываются представления о том что «хорошо», а что «плохо», формируется эмоциональная сфера психики ребенка и нравственные качества личности. На сегодняшний день воспитательная функция семьи нарушена, так как семья задавлена проблемой поиска средств для существования. В некоторых семьях отношения между родителями и детьми сведены к минимуму и поэтому особое место в социализации обучающихся отводится работе с родителями. Именно классный руководитель должен установить своеобразный мостик между образовательным учреждением и родителями обучающихся с девиантным поведением. Первое направленное мероприятие — установление контакта с родителями, даже если эта семья является неблагополучной. Далее необходимо провести диагностическое исследование по направлениям:
социально-бытовые условия семьи;
психологический климат семьи;
особенности семейного воспитания;
роль ребенка в семейных отношениях;
готовность родителей к сотрудничеству.
По итогам диагностического исследования необходимо провести психолого — педагогическое просвещение семьи по направлениям:
патриотическое воспитание;
экономическое воспитание;
сбережение здоровья;
трудовое воспитание.
Положительное влияние на девиацию оказывает организация совместной деятельности подростка и родителей, для этого необходимо:
организовывать психологические тренинги для родителей и детей;
проводить классные часы с привлечением родителей по темам: «День матери», «Мои родители — моя гордость», «Отцы и дети», «Семейный капустник»;
организовывать ролевые игры совместно с родителями: «Семейный бюджет», «Педагогический совет семьи», «Семейное кулинарное шоу», «Пока все дома», «Семейный час суда»;
проводить спортивно — оздоровительные мероприятия: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Самый ловкий из семьи»;
проведение круглых столов с привлечением родителей по темам: «Моя будущая профессия», «Идеальная семья», «Ранний брак и его последствия», «Традиции нашей семьи», «Генеалогическое древо».
В результате совместной работы классного руководителя и семьи происходит социализация девиантного поведения и формируется положительный климат в системе отношений классный руководитель, ребёнок, родитель. В системе данных отношений нужно отметить, что ключевую роль играет классный руководитель, работа которого должна строиться на уважении чувства и достоинства ребенка, проявлении толерантности и терпимости, в частности на умении прощения и поощрения. Особое значение в работе классного руководителя по социализации обучающихся с девиантным поведением имеет воспитательная работа по направлениям:
правовое воспитание — способствует формированию правовой культуры, нравственных качеств, таких как терпимость, ответственность. В рамках правового воспитания необходимо организовывать конференции с привлечением юристов, адвокатов, работников прокуратуры, устраивать экскурсии в районные суды.
эстетическое воспитание — оказывает положительное влияние на обучающихся с девиантным поведением и способствует формированию творческой личности. Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет привлечение обучающихся с девиантным поведением к участию в художественной самодеятельности, в выставках изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчесства. Организация экскурсий в музеи, на выставки приобщает обучающихся имеющих девиантное поведение к культуре и истории нации.
экономическое воспитание — способствует воспитанию экономически образованного человека, который способен совершать экономически грамотные поступки. В рамках экономического воспитания необходимо организовывать встречи с успешными людьми, производственные экскурсии, проводить классные часы по темам «Денежные отношения», «Экономика семьи», «Что такое кредит», «Оплата труда», «Малый бизнес».
духовно-нравственное воспитание — оказывает воздействие на внутренний мир ребенка и способствует положительной социализации. В рамках духовно нравственного воспитания необходимо организовывать классные часы на темы: «По страницам истории», «Доброе слово, что ясный день», «Вирус сквернословия», «10 открытий, которые потрясли мир»; проводить викторины: «Герои войны», «Все обо всем», «Угадай-ка», «Литературный обзор». Организовывать акции, например, «Помоги ближнему», «Игрушки детям».
Вследствие такой разносторонней воспитательной направленности обучающимся с девиантным поведением будет легче познавать мир, а процесс социализации таких детей будет более эффективным. Другим немаловажным фактором социализации обучающихся с девиантным поведением является вовлечение в систему дополнительного образования: кружки, клубы по интересам, секции. В деятельности системы дополнительного образования лежит системно-деятельностный подход, а также широко применяется проектно исследовательский метод, то есть большая роль отводится самостоятельной работе, что положительно влияет на обучающегося. Например:
в кружках декоративно-прикладного творчества обучающиеся занимаются декупажем, квилингом, флористикой, макраме, художественной вышивкой, бисероплитением. Благодаря занятиям в кружках декоративно прикладного творчества у обучающихся с девиантным поведением формируются такие нравственные качества как: усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, творческое самовыражение.
в кружках по конструированию обучающиеся занимаются изготовлением макетов ракет, самолетов, машин. Основной функцией кружков является формирование инициативной и гармоничной личности, способной работать в команде.
кружки по экологической направленности позволяют не только скорректировать девиантное поведение, но и обеспечивают формирование осмысленного восприятия естественного мира и рационального использования его ресурсов.
вовлечение подростков в спортивно оздоровительные секции способствует развитию и укрепления здоровья, физических способностей детей.
В результате вовлечения обучающихся в кружковую деятельность происходит не только социализация девиантного поведения, но и формируются личностно — нравственные качества, развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, происходит приобщение к культурным ценностям. Ведущую роль в социализации девиантного поведения отводится психолого-педагогической службе, которая ведет работу совместно с органами опеки и попечительства, здравоохранением, органами внутренних дел и социальной защиты, реабилитационными центрами. Основными направлениями работы службы является:
диагностическая работа — проводится исследование индивидуальных особенностей личности и ее возможности и трудности в общеобразовательном процессе;
консультативная работа — ведется по вопросам взаимоотношений, по проблемам личностного самоопределения, преодолению трудных жизненных ситуации, спорных вопросов;
профилактическая работа проводится с целью профилактики и предупреждения девиантного поведения, разрабатывается комплекс рекомендаций для родителей и педагогов;
коррекционная работа — ведется совместно с социальным педагогом, педагогом-психологом и классным руководителем, разрабатывается план мероприятий, проводятся тренинги, дискуссии, ролевые игры.
Целью и задачей психолого-педагогической службы является организация единого воспитательного пространства и реализация комплексных мероприятий направленных на успешное развитие, обучение и социализацию личности. Необходимо отметить, что главным фактором успеха в процессе социализации является то, что он должен протекать в определенных — социально педагогических условиях:
систематичность процесса воспитания;
единство работы классного руководителя, психолого-педагогической службы и педагогов дополнительного образования.
Процесс социализации должен строиться на взаимопонимании и взаимоуважении участников воспитательного процесса, и только тогда он будет способствовать адаптации личности к реальным условиям жизни и постепенному самоопределению и самореализации.