Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Машинистова, Н. В. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации / Н. В. Машинистова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3740/ (дата обращения: 19.12.2024).

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация. Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровне (на примере Забайкальского края). В данной статье мы рассматриваем основные документы, касающиеся:

  • прав детей на получение образования;

  • системы дополнительного образования;

  • учреждений дополнительного образования;

  • современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей;

  • дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:

Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7) [1];

Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29) [2];

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) [3];

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5) [6];

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка» [4].

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. начнет действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6], который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» [6], т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам» [6]. Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75). Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001 [5]. Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1) [5]. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13):

  • свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ;

  • многообразие дополнительных образовательных программ;

  • непрерывность дополнительного образования;

  • преемственность дополнительных образовательных программ;

  • психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

  • творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

  • сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей [17], которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав [18]. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 [13], утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.

Какова же стратегия образовательной политики в сфере дополнительного образования детей? Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, цель которого — повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации [8]-основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования» [9].

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности» [12]. Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня.

Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. [10] является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и дополнительного.

Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей» [11]. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. [7] также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Развитие дополнительного образования детей происходит и на региональном уровне. Рассмотрим это на примере Забайкальского края. За последние годы Правительством Забайкальского края были приняты важные документы, касающиеся дополнительного образования детей. Закон Забайкальского края от 29.04.2009 N 168-ЗЗК (ред. от 13.03.2013) «Об образовании» гарантирует «получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (статья 2, п.1) [15]. Закон Забайкальского края «О целевой программе Забайкальского края «Образование (2009–2011 годы)" от 26.09.2008 № 54-ЗЗК (ред. от 25.11.2011) предусматривал процесс реформирования образовательной системы края, обеспечивающий «общедоступное дополнительное образование детей дошкольного и школьного возраста» [14]. Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 мая 2011№ 176 (в ред. от 20.11.2012 № 503) был утвержден Стандарт качества оказания государственной услуги «Предоставление детям дополнительного образования» [16]. Целью этой государственной услуги является реализация прав детей на получение дополнительного образования, всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей. В новом стандарте качества пересмотрены требования к материально-техническому обеспечению оказания услуги, к уровню кадрового обеспечения, к уровню информационного обеспечения потребителей услуг, к организации учета мнения потребителей о качестве оказания услуги.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы:

  1. Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня.

  2. Дополнительное образование детей, являясь неотъемлемой самостоятельной частью системы образования РФ, направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами.

  3. Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления.

  4. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

  5. Развитие и модернизация системы дополнительного образования детей происходит и в Забайкальском крае, о чем свидетельствуют названные выше документы.


Литература:

  1. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml(дата обращения 15.03.2013)

  2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml(дата обращения: 15.03.2013).

  3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. — М.: Юрист, 2010. — 68 с.

  4. Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011 г.) // Российская газета. № 147, 05.08.98.

  5. Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794-III ГД) — URL http://www.lawrussia.ru/texts/legal_523/doc523a242x575.htm(дата обращения: 17.03.2013)

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.

  7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

  8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Российская газета. № 196, 11.10.2000.

  9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

  10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р, ред. от 27.12.2012) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1377.

  11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р) — URL: http://минобрнауки.рф/документы/2882 (дата обращения: 20.03.2013).

  12. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. № ПК-2) — URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3213&q=#(дата обращения: 23.03.2013)

  13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27) // Российская газета. № 106, 3.06.2003.

  14. Закон Забайкальского края «О целевой программе Забайкальского края «Образование (2009–2011 годы)" от 26.09.2008 № 54-ЗЗК (ред. от 25.11.2011) –URL: http://docs.cntd.ru/document/922217378 (дата обращения: 19.03.2013))

  15. Закон Забайкальского края от 29.04.2009 N 168-ЗЗК (ред. от 13.03.2013) «Об образовании» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 15.04.2009) // Забайкальский рабочий. № 82, 06.05.2009.

  16. Постановление Правительства Забайкальского края от 24.05.2011 N 176 (ред. от 20.11.2012) «Об утверждении Стандарта качества оказания государственной услуги «Предоставление детям дополнительного образования») — URL: http://www.забайкальскийкрай.рф/u/images/documents/postanovlenie_pravitelstva_zabaykalskogo_kraya_176_ot_24_maya_2011.doc (дата обращения: 27.03.2013)

  17. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012 г. N 504) // Российская газета. 2012. № 5859.

  18. Типовой Устав учреждения дополнительного образования –URL: http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/sovety-yuristov/174-tipovoj-ustav-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.03.2012).



Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, Забайкальский край, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, государственная политика, качественное образование, образовательная деятельность.

Похожие статьи

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Культурологические основы содержания системы дополнительного образования детей

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Нормативно-правовое регулирование управления документацией в образовательных учреждениях

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Культурологические основы содержания системы дополнительного образования детей

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Нормативно-правовое регулирование управления документацией в образовательных учреждениях

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС