Профессиональный стандарт педагога — 2013 и система высшего профессионального образования
Авторы: Егорова Ирина Сергеевна, Михалкина Елена Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 4017 раз
Библиографическое описание:
Егорова, И. С. Профессиональный стандарт педагога — 2013 и система высшего профессионального образования / И. С. Егорова, Е. А. Михалкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3756/ (дата обращения: 19.12.2024).
В Трудовой кодекс РФ с этого года вводится статья о квалификации работника. Ее уровень для каждого специалиста будет определяться в соответствии с профессиональным стандартом. По прямому поручению правительства первым был создан проект профстандарта учителя. Он разработан рабочей группой Общественного совета при ведомстве во главе с известным педагогом, директором центра образования № 109 г. Москвы Евгением Ямбургом. Профессиональный стандарт, по мнению последних, должен прийти на смену «морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию…. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля» [4. с. 2]. Именно обеспечение «координированного роста» свободы и ответственности педагога за результаты своего труда сегодня должны выходить на первое место.
Остановимся подробнее на личностных качествах и компетенциях, необходимых учителю, согласно профстандарту-2013, для осуществления профессиональной деятельности. Перечислим некоторые из них:
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду и т. д. [4. с. 2].
Вместе с тем следует обратить внимание на разночтение требований предъявляемые к выпускнику вуза профстандартом и действующим Федеральным образовательным стандартом по направлению «Педагогическое образование» (квалификация — бакалавр педагогического образования). Так, например, согласно ФГОСу данного направления подготовки акцент делается на развитие качеств личности, входящими в профессиональную компетенцию учителя, а именно: владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности; способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии и др. Анализ этого нормативного документа позволяет, в частности говорить об отсутствии готовности принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку и т. д.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога заявляет более широкий спектр качеств личности, чем предполагается при подготовке в вузе, согласно действующему ФГОСу. Вместе с тем, по данным Российской газеты (интервью с замминистра труда и соцзащиты Любовью Ельцовой), введение стандарта после пилотной фазы предполагается с 1 сентября 2014 года. Ответственность за внедрение проекта предполагается возложить на еще не созданную общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя — 2013». Следовательно, чтобы требовать от педагога новых качеств необходимо иначе выстраивать образовательный процесс, научить этим качствам. Очевидно, что введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации».
Считаем, что должна измениться в целом образовательная среда вуза. При этом мы придерживаемся мнения, что образовательная среда является таким окружением субъекта или «осубъектированным пространством» (Т. В. Менг), в котором создаются условия для формирования личности [2. с. 3].
Возникает закономерный вопрос: какой должна быть образовательная среда вуза для того, чтобы эффективно решать задачи личностно-профессиональной подготовки современного специалиста, в частности, будущего педагога?
В реалиях сегодняшнего дня студент из пассивного объекта обучения, проводимого с помощью традиционных форм и методов, должен превратиться в активного субъекта, который учится главным образом целеустремленно, самостоятельно, осознавая себя, свои склонности и способности в процессе обучения, зная, чего хочет добиться в избранной профессии, что именно, на каком уровне и каким образом должен изучить, осознать и присвоить. Задачей профессиональной подготовки при этом становится не только приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, формирование и развитие профессиональных качеств, но и личностных, необходимых для успешной профессиональной (в частности, педагогической) деятельности. На первый план здесь выступают качества личности, связанные с мотивацией достижения, преодоления, самоутверждения. Весь образовательный процесс в вузе должен быть ориентирован на выработку активной позиции студента, направленной на поиск и приобретение практического опыта, а в идеале — на выстраивание индивидуальной стратегии жизненного успеха.
Таким образом, целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, способствовала формированию таких качества, как: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Все перечисленные качества личности можно объединить понятием креативная компетенция — совокупность знаний, умений, способов деятельности, порождающей готовность личности (студента — будущего педагога) к осуществлению креативной деятельности в рамках профессиональной (педагогической) деятельности.
Креативная деятельность характеризуется: способностью удивляться и познавать; генерировать идеи; умением находить решения в нестандартных ситуациях; способностью к анализу, синтезу, к предвосхищению различных ситуаций; способностью решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений; способностью к ассоциативному мышлению; воображением, отсутствием стереотипов; способностью усваивать способы творческого мышления, обеспечивающего получение, производство и принятие новых знаний [1. с. 2].
То есть сама образовательная среда вуза должна стать креативной, которая не только предоставляет возможность будущему педагогу на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и (а это на наш взгляд — главное) пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. В таком случаем не возникнет конфликта между требованиями профессионального стандарта педагога и уровнем подготовки бакалавров педагогического образования.
Основными требованиями к креативной образовательной среде являются высокая степень неопределённости и проблемности, непрерывность и преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную образовательную деятельность.
Создание такой образовательной среды предусматривает изменение в целеполагании педагогического процесса, деятельности преподавателя, студента, содержании предметных областей, а также изменение отношений «преподаватель-студент». Остановимся подробнее на этих изменениях.
Целеполагание. Целью образовательного процесса становится развитие обучающегося, формирование учебной деятельности, превращающей студента в субъекта, заинтересованного в учении, исследовании, саморазвитии. Любая грань знаний становится результатом его собственной деятельности. Для достижения поставленных целей необходимым условием будет диалог преподаватель — студент в ходе образовательного процесса.
Деятельность преподавателя. Преподаватель становится организатором учебной деятельности, в которой учащийся, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Функция преподавателя — объяснение, подведение к проблеме, однако центральной фигурой является учащийся — субъект деятельности.
Деятельность студента. Студент становится субъектом деятельности. Деятельность должна исходить от самого студента. При этом целесообразно использование методов проблемно-поискового и проектного обучения, взаимообучения, работа в группе, деловая игра. Студент должен попробовать себя в роли преподавателя, «примерить» на себя требования профессионального стандарта, по которому ему предстоит работать.
Содержание предметных областей. Ключевыми становятся не сами знания в той или иной предметной области, а процесс их приобретения. Именно с этой точки зрения должно выстраиваться содержание обучения. Так как главным профессиональным качеством, согласно профстандарту педагога — 2013, становится умение учиться.
Отношения «преподаватель-студент», как уже было отмечено, становятся субъектно-субъектными. Преподаватель организует работу студента, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
В настоящее время нами была разработана модель креативной образовательной среды для направления подготовки «Педагогическое образование», в процессе изучения математических дисциплин. Учебный материал таких дисциплин как Основы математической обработки информации, Математический анализ, Дифференциальные уравнения, Алгебра и теория чисел, Математическая логика и теория алгоритмов, Геометрия и др., позволяет развивать такие умения и навыки бакалавров образователного профиля «Математика» как: логически строить цепочки рассуждений, подбирать интересный задачный материал, доказывать свойства изучаемых объектов, выстраивать ассоциативный ряд прикладных и творческих задач, т. е. способствует формированию креативной компетенции.
Данная модель представляет процесс развития креативных качеств личности как сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.
Модель предполагает использование в учебном процессе не только традиционных (лекционных и семинарских), но и активных, интерактивных форм проведения занятий, которые, согласно требованиям ФГОС, должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий: интерактивная экскурсия, использование кейс-технологий, проведение видеоконференций, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, фокус-группа, деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных практических ситуаций), учебные групповые дискуссии, тренинги. Считаем, что это позволит студенту погрузиться в будущую профессиональную деятельность, развить свой творческий потенциал как профессионала — учителя математики.
Литература:
Егорова, И.С., Михалкина Е. А. О структуре креативной компетенции бакалавров Педагогического образования при обучении дисциплине дифференциальные уравнения / И. С. Егорова, Е. А. Михалкина // Профессиональное образование России: история, современность, перспктивы: материалы 9-й научно-практической конференции с международным участием. / Под общ. ред. Л. А. Шипилиной. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. — С. 157 -163
Малахова О. Ю. Рефлексивно-образовательная среда вуза как педагогический феномен. / О. Ю. Малахова // Вестник ОГУ. — 2006,- № 6. — С. 85–86
Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе / В. Н. Петрова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». –2007. — № 7.– http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/7/Petrova/
Профессиональный стандарт педагога. — http://www.ug.ru/new_standards/6