Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся
Автор: Юсупова Феруза Ирискуловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 6131 раз
Библиографическое описание:
Юсупова, Ф. И. Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся / Ф. И. Юсупова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3767/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная статья посвящена вопросу организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных школ. В ней определены типы заданий для самостоятельного выполнения, прокомментированы содержание и цель заданий. Особо отмечена дидактическая ценность организации проблемного обучения, в процессе которого могут быть задействованы весь класс, группы учащихся и отдельные ученики.
Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий. При коллективной работе все учащиеся должны пользоваться одинаковым способом и укладываться в определенное для всех время. Но одни справляются с заданием быстро, а другие испытывают затруднения и отстают.
В процессе самостоятельной работы у ученика формируются навыки работы над собой индивидуальным способом. Если он не знает чего-то, то старается найти решение и выполняет задания своими силами, то есть своим умом и знаниями. Цель самостоятельной работы состоит не в том, чтобы все учащиеся во время коллективной работы выполнили задания на одинаковом уровне, а в том, чтобы всех учащихся, даже лодырей и лентяев, научить самостоятельно мыслить и выполнять предложенную работу.
Процесс обучения в школе неизменно связан с вопросом, в какой степени учащиеся усваивают содержание учебного материала. К сожалению, можно констатировать, что выпускники школ на сегодняшний день не овладели в достаточной степени знаниями, умениями и навыками, определенными образовательными стандартами, что отрицательно сказывается на продолжении учебы на последующих ступенях образования. Организация самостоятельной работы поможет в определенной степени устранить пробелы в знаниях и навыках учащихся.
При составлении заданий для самостоятельной работы необходимо принять во внимание познавательные возможности конкретного ученика и время выполнения задания.
С педагогической и дидактической точки зрения можно выделить три типа самостоятельных работ:
а) выполнение заданий в рамках изученного учебного материала. Такие задания содержат самые необходимые сведения. Возможно указать источники, откуда можно получить нужную информацию;
б) задания, направленные на углубление имеющихся у учащихся знаний. Такого рода задания требуют от учащихся более серьезного подхода к работе, контроля над собой, умений проводить сравнение, делать выводы, обобщения;
в) учебные задания, требующие от учащихся творческого труда. Эти задания вырабатывают умения решать проблемные задачи, самостоятельно подбирать материал, составлять упражнения, писать сочинения.
Рассмотрим подробнее суть названных выше заданий.
а) Задания, охватывающие изучаемый материал. Их выполнение — один из видов работы с новым учебным материалом. Основная цель работы — закрепление нового учебного материала. В большинстве случаев учебный материал представлен в виде текстов, поэтому задания могут быть связаны с анализом стихотворения, написанием статьи, информации.
Задания с целью проверки самостоятельной деятельности учащихся не должны быть большими по объему. С помощью одного-двух предложений можно выявить уровень знаний учащихся и степень усвоения темы. Определить навыки обычной самостоятельной работы можно с помощью заданий, предложенных в учебнике.
б) Выполнение заданий по материалам учебника. Самостоятельная работа в этом направлении может осуществляться в следующих формах:
Рассматривание (наблюдение). Эти задания построены на основе зрительного восприятия. Объектами рассматривания могут быть натуральные предметы, рисунки, чертежи, карты, модели, кинофильмы, слайды и др. Процесс передачи своих мыслей по поводу увиденного — довольно сложный. Он требует от учащихся сосредоточенного внимания, размышления, анализа, умения изложить свое суждение.
Работа с источником информации или текстом учебника. Материал для самостоятельного усвоения можно выбрать из разных источников. Главное, чтобы были учтены возраст учащихся и учебная программа. Работа проводится в многообразных формах. В их числе:
задания в виде вопросов (или: дополнить вместо точек); в предложение, взятом дословно из учебника, нужно вписать (или добавить устно) пропущенное слово;
вместо точек вставить пропущенный член предложения;
восстановить предложение, в котором нарушен порядок слов;
найти слова, имена, понятия, цифры, которые пропущены в предложениях текста;
найти определение в предложении (в данном случае учащиеся должны различать определение как член предложения и как средство художественного изображения);
вопросы к тексту, направленные на раскрытие его содержания;
составление плана к прочитанному;
з) сравнение нового материала с ранее изученным (выделение в тексте этого материала);
самостоятельный поиск источника (материала) для сравнения;
составление сравнительных таблиц, схем;
составление текста.
В учебниках для 5–9 классов до сего времени сохраняется данная структура работы с текстом. Расположение заданий по уровню сложности определяется спецификой учебного предмета.
Перечисленные задания можно использовать также на уроках обобщающего повторения. Задания на сопоставление, обобщение, систематизацию считаются наиболее эффективными.
При работе с текстом, в особенности с научно-популярной и художественной литературой, документальными источниками, информацией, справочниками, энциклопедиями и др., у учащихся, не имеющих соответствующих навыков, могут возникнуть определенные трудности.
Но в будущем, при получении высшего образования больше всего востребованными оказываются именно эти навыки. Поэтому на этапе общего среднего образования необходимо формировать и развивать общеучебные умения работы с текстами различного жанра и содержания.
Важное значение в системе работы с текстом имеет обращение к словарям с целью раскрытия значения слов (особенно многозначной лексики), уточнения орфографии, выявления образности слова и т. п.
Задания, связанные с изучением художественной литературы, повышают общий культурный уровень, обогащают знания и мировоззрение учащихся, развивают их эстетические чувства. Все стороны знаний способствуют формированию целостной, гармонично развитой личности.
Упражнения также в значительной степени помогают в развитии и закреплении навыков самостоятельной работы, особенно на уроках родного языка и математики.
Творческие работы требуют от учащихся самостоятельной творческой деятельности. При выполнении творческих заданий учащиеся поставлены в условия поиска новых подходов, путей решения проблемы.
Дидактическая ценность организации проблемного обучения в коллективной и групповой форме состоит в том, что в работе участвуют и сильные и слабоуспевающие ученики, и вся группа как бы находит способы решения проблемной задачи, однако на самостоятельном уровне большая часть учащихся не сможет найти правильного решения. И в этом отношении самостоятельная работа в большей степени ориентирует ученика на мобилизацию его знаний и возможностей, так как у него появляется индивидуальное чувство ответственности за правильность и качество выполнения творческой работы.
Литература:
Кирсанов А. А., Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. — Казань, 1995. — 102 с.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — Москва: Педагогика, 1980, — 240 с.
Сафарова Р. ва бошқалар. Ўзбекистон Республикасида умумий ўрта таълим стратегияси муаммолари ва таълим мазмунининг янги моделлари, уларни татбиқ этиш йўлари.-Тошкент: “Фан” — 2005 йил, 256 б.
Шиленков Р. В., Чернобельская Г. М. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения. //Химия в школе. — 2004 № 5, с.58–60.