Педагогические особенности общения между учителем и учащимися и пути его организации
Автор: Султанова Венера Калмуратовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 19851 раз
Библиографическое описание:
Султанова, В. К. Педагогические особенности общения между учителем и учащимися и пути его организации / В. К. Султанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3768/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье изложены подходы к созданию ситуаций общения между учителем и учащимися, охарактеризованы приемы слушания собеседника, направленные на установление взаимопонимания и взаимосотрудничества. Особо подчеркнута необходимость понимания педагогом психологической готовности ученика к общению, чему способствует использование учителем приемов активизации внимания, его искренность, тактичность и умение выслушать собеседника.
В процессе формирования навыков общения в межличностных отношениях учителя и учащихся встречаются различные ситуации. Недастаточное владение учителем культурой педагогического общения или несоблюдение норм общения могут привести к возникновению определенных проблем. В силу этого иногда можно увидеть обострение отношений между учителем и учеником, учителем и учащимися. Эффективность разрешения (устранения) проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя, с его культурой. Основой отношений педагога с учащимся является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ученика, проявление доброты и сердечности к нему.
Психологическое восприятие и понимание учителем учащихся способствует эффективному сотрудничесту между ними, создает возможность учителю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние ученика, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания ученика. С социально-педагогической точки зрения, существуют два вида подходов к познанию внутреннего мира друг друга:
Учитель пользуется своим опытом “вхождения” в мир других: например, выслушивает ученика, старается понять его настроение, его чувства.
Учитель подходит к учащимся с особым чувством, то есть сочувствует ему.
Процесс восприятия, понимания ученика связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.
Наши наблюдения показывают, что большинство учителей в процессе общения не соблюдают культуру слушания ученика. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Учитель должен владеть умением слушать, так как слушание ученика это составная часть педагогической деятельности. Существует несколько видов слушания в педагогическом процессе. Активное слушание всего по порядку, невнимательное слушание и слушание с выражением чувств.
Основой активного слушания является выразительная информация. Для такого слушания нужно, чтобы информация была четкой и конкретной, поэтому в состав беседы входят уточняющие вопросы собеседнику.
Эффективными приемами активного слушания собеседника можно считать следующие:
изложение мыслей собеседника своими словами, повторение мыслей собеседника с использованием дополнительных фраз. Например: «Если я вас правильно понял, …», «Понятно, что,…», «По вашему мнению, …», «Как вы понимаете, …». Основная цель такой беседы — обмен информацией и уточнение смысла. Для обмена мнением с собеседником выбирается наиболее важная часть информации. Введение же уточняющих фраз и реплик не должно противоречить этике общения. Важное значение имеет также то, как собеседник с другой стороны использует мысли первого для себя.
выводы в процессе общения. Умение делать выводы по ходу беседы позволяет излагать мысли в более краткой форме, так как краткость изложения — это умение сконцентрироваться на главном. К примеру, выражения типа: «Если мы подытожим ваши мысли, …», «Основываясь на вашем высказывании, …», «По-вашему получается, что …» ориентируют собеседника на конкретное определение цели своего высказывания. Формулирование выводов в процессе беседы воздает возможность обсудить их, проанализировать возражения (если они будут), решить проблемы в определенное время. Вывод или обобщение важны также и потому что не позволяют «уходить в сторону» от основной мысли, «перескакивать» с одной темы на другую. С психологической точки зрения, для процесса общения необходимо создание благоприятной дружеской обстановки.
прием развития идеи; использование данного приема в процессе общения имеет целью привести мысли собеседника к логическому заключению. Предварительно выдвигаются версии о причинах какого-либо услышанного события. С помощью названного приема конкретизируется сущность высказанной мысли, активизируется процесс общения, обеспечивается объективность информации и устраняется риск принятия необдуманного решения.
Если человек высказывает нетерпение, не выслушивает до конца собеседника перебивает его, он проявляет неуважение к собеседнику и в какой-то степени отсутствие культуры. В такой ситуации необходимо успокоить слушателя, настроить на положительное восприятие, заинтересовать перспективой решения проблемы. И тогда агрессивность собеседника приобретет характер мелких недоразумений. В этих условиях целесообразно пользоваться фразами и вопросами примерно такого порядка: «Скажи, пожалуйста, я тебя правильно понял (поняла)?», «Ты согласен с этим?», «Это твоё твердое убеждение?». Бывают и такие ситуации, когда один из собеседников, не слушая мнения других, продолжает развивать доказательства своей точки зрения, тем самым выражая пренебрежение к другим позициям. Такое поведение вызывает негативное отношение к данному участнику общения.
Прием активного слушания можно использовать в любом процесс общения учителя с учащимися. Например, учащиеся сильно расстроены, огорчены, их преследуют неудачи, они встретились с какими-либо препятствиями, настроение у них упало. В этих и других непростых ситуациях учитель может использовать прием активного слушания. Он должен знать, как выразить сочувствие учащимся в подобных случаях, чтобы пробудить у них положительные эмоции и суметь вывести детей из состояния стресса, угнетенности. Но если ученики чрезмерно возбуждены или взволнованны, то установить общение путем активного слушания не представляется возможным, так как в такие моменты они полностью не контролируют свои чувства и переживания и не воспринимают содержания обращенных к ним слов. Учителю необходимо успокоить учащихся, привести их в состояние самоконтроля и лишь после этого установить общение. В ситуации, когда создана атмосфера для общения, учитель может использовать метод спокойного слушания.
Чтобы учащиеся общались и слушали учителя в спокойной обстановке, учитель должен обладать устойчивостью, выдержкой и терпением. Поэтому ему необходимо вложить в свою речь или объяснение интонации заботливости и теплоты. При использовании метода спокойного слушания ученик не должен чувствовать себя одиноким: его слушают, понимают, поддерживают, есть люди, которые о нём заботятся. В свою очередь учитель пользуется одобрительными репликами: «Так-как», «Молодец!», «Да-да», «Ты сам догадался» и др. На таком фоне учитель легко вступает в разговор, а у ученика появляется желание продолжать беседу.
Процесс спокойного слушания не означает тихого и молчаливого сидения, отсутствия возможности обращаться с вопросами для выяснения, поговорить с товарищем по парте. Сидение без слов в любой беседе создает неприятное впечатление. И если задаёшь говорящему вопросы, это раздражает говорящего. Нередко приходится наблюдать ситуацию, когда учитель в подобной ситуации обращается к ученику: «Успокойся!», «Сиди и слушай!», то есть педагог не смог правильно оценить проблему, которая волнует ребёнка, и это является причиной появления отрицательного отношения к предмету беседы. Иногда, чтобы разделить с учеником его чувства, учитель повторяет его слова, жесты, выражает те же эмоции. Такое поведение учителя дает ученику возможность почувствовать себя равноправным субъектом и вступить во взаимодействие с учителем. Но если учитель не искренен и что-то скрывает, ученик это чувствует, и настроение у него в процессе беседы нерадостное. У него остается впечатление, что над ним насмехаются, стараются унизить. Одним словом можно заключить, что общение учителя с учеником должно строиться на доброжелательной, дружеской основе, и в этом процессе учитель должен проявлять тактичность, вежливость, понимать настроение и чувства собеседника и сопереживать вместе с ним.
Литература:
Гулямов А. Методика развития учебно-познавательной активности учашихся в процессе преподавания родного языка. Дисс. д-ра пед. наук. Ташкент:1991, 335-б.
Данюшенков В. С. Теория формирования активности школьника // Наука и школа, 1999. № 2. С. 39–45.
Сафарова Р., Мусаев У. ва б. Ўзбекистон Республикасида умумий ўрта таълим стратегияси муаммолари ва таълим мазмунининг янги моделлари, уларни татбиқ этиш йўллари. — Ташкент: Фан, 2005. — 255 б.
Чернышева М. А. Культура общения.- Ленинград: Знание, 1983.- с.3–12.