Приемы структурализации учебного материала
Автор: Кучкарова Феруза Махаматкосимовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 391 раз
Библиографическое описание:
Кучкарова, Ф. М. Приемы структурализации учебного материала / Ф. М. Кучкарова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3769/ (дата обращения: 16.11.2024).
- В данной статье
изложена сущность структурализации учебного материала на основе
принципа концентризма, рассмотрены аспекты умственной деятельности
учащихся, которые находят свое выражение в умении сосредоточить
внимание на опорных положениях представляемой информации.
- В статье охарактеризованы приемы активизации внимания учащихся, описаны способы структурализации учебных материалов, способствующих оптимальному их усвоению.
- Учителя средних общеобразовательных школ выполняют в комплексе три задачи:
- В статье охарактеризованы приемы активизации внимания учащихся, описаны способы структурализации учебных материалов, способствующих оптимальному их усвоению.
- Обеспечение качественного усвоения учащимися большого объема знаний.
- Формирование основ целостного системного мышления учащихся.
- Создание оптимальных условий для умственного развития учащихся.
- Исследования
показывают, что любая деятельность требует глубоких раздумий,
активного усвоения информации, качественного выполнения сложных
операций, концентрированного внимания учащихся.
- Эффективность деятельности учителя определяется тем, насколько он сумеет сосредоточить внимание учащихся на учебной проблеме, поэтому учителю следует обучить своих учеников умениям планировать и структурировать своё внимание. Для этого прежде всего требуется целенаправленная структурализация учебного материала.
- Сущность структурализации заключается в том, чтобы после восприятия информации учащиеся смогли бы проектировать рабочий процесс. Изменение информации соответственно влечет за собой изменение учебного материала. При этом требуется распределение знаний и умений в зависимости от характера учебного материала.
- Аспекты умственной деятельности учащихся находят свое выражение в следующем:
- Эффективность деятельности учителя определяется тем, насколько он сумеет сосредоточить внимание учащихся на учебной проблеме, поэтому учителю следует обучить своих учеников умениям планировать и структурировать своё внимание. Для этого прежде всего требуется целенаправленная структурализация учебного материала.
- Внимание учащихся к обобщенным учебным материалам — с помощью их развивается сознание учащихся и сосредоточивается внимание. В данных учебных материалах необходимо выделить объект, явление, доказательство. Учащимися воспринимается этот материал в обобщенном виде — как действие и его результат. В данном случае структурализация материала осуществляется путем метода распределения внимания.
- Важное значение имеет координация (приближение) внимания, когда все объекты или группы доказательств контролируются сознанием ученика.
- Отвлечение (отдаление) внимания от аргументов связано с подсознанием учащихся.
- В этом случае в памяти
учащихся сохраняется лишь сама информация.
- Значение структурализации учебного материала на основе принципа концентризма состоит в том, что появляется возможность заложить необходимую информацию в обобщенном виде в учебный материал.
- Данный учебный материал предназначен для любого ученика, но представлять его следует поэтапно. При отборе учебного материала и его структурализации необходимо опираться на следующие подходы:
- Значение структурализации учебного материала на основе принципа концентризма состоит в том, что появляется возможность заложить необходимую информацию в обобщенном виде в учебный материал.
- Сосредоточение всей информации в одном месте и представление её в качестве учебного материала.
- Расширение объёма учебных заданий и определение последовательности их расположения (введения). Первоначально представляются задания по работе с ключевой информацией, при этом требуется выделять типы заданий. Сконцентрировав внимание, учащиеся осмысливают опорные положения. При этом у учащихся развивается умение выделять позиции второго плана (менее главные). В процессе выполнения данных учебных заданий внимание учащихся распределяется, они сознательно планируют свою деятельность и управляют ею.
- Основное условие структурализации учебной информации — материализация сведений (данных). При последовательном расположении информации необходимо предусмотреть два взаимно противоположных состояния:
- с одной стороны, нужно сосредоточить всю информацию в одном месте;
- с другой стороны, анализ информации в целом требует определенного напряжения.
- В этой ситуации
учащиеся испытывают затруднения в её усвоении. Поэтому
приходится сокращать количество сопутствующих заданий.
- Чтобы преодолеть указанные трудности всю информацию в форме учебного материала целесообразно представлять по частям (разделам). Структурализация учебного материала поможет учащимся акцентировать внимание на ключевых положениях и ускорить процесс работы с информацией (текстом).
- Управлять своим вниманием в ходе практических работ учащимся помогут нижеперечисленные приёмы:
- Первый прием.
- Чтобы преодолеть указанные трудности всю информацию в форме учебного материала целесообразно представлять по частям (разделам). Структурализация учебного материала поможет учащимся акцентировать внимание на ключевых положениях и ускорить процесс работы с информацией (текстом).
- концентрация внимания, его распределение дадут возможность учащимся выделить наиболее значимые мысли (положения первого уровня). Это поможет учащимся усвоить учебный материал и сохранить его в памяти. Например, на уроках родного языка можно пользоваться уже усвоенными знаниями, имеющимися природными языковыми умениями и привходящими извне опорными материалами. К ним относятся:
- учебные материалы вербального характера: планы, тезисы, логические схемы, опорные слова или обозначения;
- разного вида таблицы: план учебного материала, диаграммы, чертежи, схемы, статистические, хронологические таблицы;
- Иллюстративные формы
выражения: рисунки, портреты, плакаты, графики с рисунками
и другие.
- Строгий порядок расположения (структура) опорного учебного материала непосредственно связан с централизацией внимания учащихся и механизмами управления им. Опорные (ключевые) положения являются главным источником метода структурализации.
- Второй прием — структурализация учебного материала. Проектирование содержания учебного материала и его классификация создают условия для расположения всех компонентов в конкретной логической последовательности, то есть материалы размещаются на основе принципа системности. Благодаря этому компоненты учебного материала: обоснование, явления располагаются в определенном порядке. И соответственно используются таблицы, рисунки, схемы, относящиеся к ним.
- Первый и второй приемы используются во взаимосвязи, так как для того, чтобы определить опорные позиции, необходимо использовать дополнительную информацию и информацию «второго уровня», и тогда будет выстроена оптимальная структура учебного материала. В качестве вспомогательного источника могут применяться отдельные слова, термины, фразеологизмы, устойчивые словосочетания, которые облегчают понимание главной мысли.
- Для решения названных выше задач применяется также технология визуализации учебного материала. Чтобы представить учащимся материал в визуальной форме, нужно предварительно подготовить учащихся к такой форме восприятия, то есть создать специальные условия для зрительного восприятия и знать его особенности. Визуализация учебного материала на первоначальном этапе протекает в форме восприятия образов.
- Представляемые материалы всех типов даются в миниатюрной модели, что помогает учащимся получить представление о явлении, личности, процессе. Изучение текста, его усвоение, размышления есть этап создания образных представлений. В необходимых ситуациях, для более глубокого проникновения в текст можно обратиться к другим приемам. Однако качество и прочность усвоения образов значительно усиливается при использовании изображения. Создание образного представления — чрезвычайно сложный педагогический процесс, и учащихся надо вводить в него постепенно, ступень за ступенью.
- При создании модели учебного материала применяется составление технологических карт, группировка материала, изобразительные схемы, связанные с его содержанием.
- Важно придерживаться в данном процессе определенных установок:
- Строгий порядок расположения (структура) опорного учебного материала непосредственно связан с централизацией внимания учащихся и механизмами управления им. Опорные (ключевые) положения являются главным источником метода структурализации.
- большие по объему учебные материалы связаны с трудностями их запоминания;
- учебные материалы, занимающие немного места и расположенные в определенной системе, усваиваются и запоминаются легче;
- учебные материалы, разделенные на значимые части, успешно усваиваются.
- Использование
визуального способа представления учебных материалов выполняет не
только иллюстративные, но и когнитивные функции. В процессе
усвоения учебных материалов обеспечивается развитие образного
мышления, создаются возможности для систематизации опорных понятий
и усвоения системных знаний.
- Литература:
- Сафарова Р., Рихсиева М. Умумий ўрта таълим мактаблари дарсликларининг янги авлодига қўйиладиган талаблар / Методик қўлланма. –Т.: ЎзПФИТИ, 2001. 28-б.
- Усова А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1986. 88-с.
- Сафарова Р. Г., Иноятова М. ва б. Ўқув материалларини концентризм тамойили асосида танлашга оид дидактик ёндашувлар — Тошкент: “Fan va texnologiya”, 2012, 72 б.