Организация режима дня в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГТ
Автор: Супоросова Ирина Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 6416 раз
Библиографическое описание:
Супоросова, И. Н. Организация режима дня в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГТ / И. Н. Супоросова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3524/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения функционируют с учетом своеобразия развития воспитанников.
Несмотря на то, что эти учреждения организуются по согласованию с Министерством здравоохранения СССР на основании приказа Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1972 года № 125, проблема организации лечебно-восстановительного и воспитательно-образовательного процесса без ущерба друг другу остается актуальной и в настоящее время.
У большинства детей с нарушением зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии. Это определяет их многофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно — компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья.
Поэтому, при организации режима дня в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения необходимо придерживаться требований и норм СанПиН и рекомендаций «Методических указаний по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения (гигиенические аспекты)», утвержденные заместителем начальника главного санитарно-эпидемиологического управления МЗ СССР А. И. Заиченко 14.05.1984г. № 3029–84.
Под режимом принято понимать, как указывает В. А. Зебзеева, «научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха». Режим предусматривает правильное чередование сна и бодрствования, соблюдение определенных перерывов между приемами пищи, своевременный и достаточный сон, необходимое время прогулки.
Сон обеспечивает нормальную деятельность коры головного мозга, имеющей свой предел, нарушение которого ведет к переутомлению и даже к истощению нервных клеток.
Предел деятельности клеток коры головного мозга у детей невелик вследствие слабого развития коры, поэтому сон в жизни ребенка, представляющий разлитое торможение в центральной нервной системе и предохраняющий нервные клетки от истощения, играет важную роль.
Утомляемость коры мозга тем больше, чем младше ребенок, поэтому режим должен строиться дифференцировано, в зависимости от возраста детей.
Правильный режим заключается не только в том, что в течение дня ребенок в определенные часы должен спать и бодрствовать положенное ему время, а также и в последовательности проведения сна, бодрствования и приема пищи; постоянное всегда в определенные часы проведение этих процессов способствует выработке у детей динамического стереотипа поведения, определяющего взаимоотношения организма детей со средой и помогающего ему приспосабливаться к окружающей обстановке.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения следует уделять внимание не только организации сна воспитанников, но и пребыванию детей на воздухе, двигательному режиму, закаливающим мероприятиям и рациональному питанию. Необходимо также режим дня организовать так, чтобы не было перевозбуждения детей, что возможно при четкой смене интенсивной деятельности спокойными играми.
Система непосредственной образовательной деятельности (НОД) в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения должна быть гибкой, т. к. в режим дня детей помимо основных его составляющих включается и аппаратное лечение зрительных функций, а также специальные коррекционные занятия (в индивидуальной, фронтальной или подгрупповой форме).
Во время НОД дошкольники быстро утомляются, особенно в таких видах деятельности, когда активная нагрузка ложится на зрительный анализатор. В таких случаях необходимо использовать различные формы наглядности и сочетание работы нескольких анализаторов. Это в свою очередь обеспечит развитие анализаторных систем, как защитных механизмов.
Кроме того, своевременное включение в выполнение детской деятельности активного отдыха (физкультминутки, динамические паузы) в течение не менее 3 минут позволит предупредить зрительное утомление, которое постепенно начинает нарастать у детей с косоглазием и амблиопией после 7–15 минут непрерывной зрительной нагрузки.
Особое значение также имеют и перерывы между НОД, на которые для детей со зрительной патологией рекомендуется отводить не менее 15 минут. Это время необходимо занимать проведением игр малой подвижности, оказывающих положительное влияние на работоспособность детей, на усиление двигательной активности и включением в работу групп мышц, несущих активную статическую нагрузку.
При составлении режима дня в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением зрения (на сегодняшний день составленной по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л. И. Плаксиной. М. — 2003г.) следует также учесть рекомендации Е. Н. Подколзиной по распределению специальных коррекционных видов НОД в неделю:
Виды коррекционной НОД |
Возрастные группы |
|||
Младшая |
Средняя |
Старшая |
Подготови-тельная |
|
Ориентировка в пространстве |
2 |
2 |
1 |
1 |
Развитие зрительного восприятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
Социально-бытовая ориентировка |
1 |
1 |
2 |
2 |
Итак, федеральные государственные требования регламентируют следующее распределение времени на реализацию Программы при 12-ти часовом пребывании воспитанников в дошкольном образовательном учреждении с учетом, что первая младшая группа для детей с нарушением зрения в учреждении не функционирует:
Возрастная группа |
Время на реализацию Программы (от 68 % до 80 %) |
Время на реализацию основной части Программы (80 % от времени на реализацию) |
Время на присмотр и уход (от 32 % до 35 %) |
2 младшая |
68 % — 490 минут |
80 % — 392 минуты |
32 % — 230 минут |
Средняя |
70 % — 504 минуты |
80 % — 403 минуты |
30 % — 216 минут |
Старшая |
75 % — 540 минут |
80 % — 432 минуты |
25 % — 180 минут |
Подготовительная |
80 % — 576 минут |
80 % — 460 минут |
20 % — 144 минуты |
Выделив из СанПиН — 10 временные отрезки, отведенные на прием пищи, выделив объем времени на непосредственную образовательную деятельность и ее количество в первой и второй половине дня, время на прогулку, самостоятельную деятельность и сон; учитывая вышеуказанные рекомендации, касающиеся организации отдельных составляющих режима дня детей с нарушением зрения, можно составить график:
Виды деятельности |
2 младшая группа. |
||
Время в режиме дня. |
Длительность. |
||
Утренний приём: Работа с родителями. Самостоятельная деятельность/аппаратное лечение. ОД в режиме. |
6.30–8.00 |
90 20 20 70 |
|
Гимнастика. |
8.00–8.05 |
5 |
|
Самостоятельная деятельность / аппаратное лечение. |
8.05–8.30 |
25 |
|
Завтрак. |
8.30–9.00 |
25 |
|
ОД в режиме. |
5 |
||
НОД. |
9.00–9.15 9.30–9.45 |
15 15 |
|
Перерыв. |
9.15–9.30 |
15 |
|
Подготовка к прогулке, Прогулка: ОД в режиме. Самостоятельная деятельность. |
9.45–10.05 |
20 10 10 |
|
Самостоятельная деятельность. |
10.05–10.30 |
25 |
|
Второй завтрак. |
10.30–11.00 |
10 |
|
ОД в режиме. |
20 |
||
Подготовка к прогулке. Прогулка: ОД в режиме. Самостоятельная деятельность. |
11.00–12.00 |
60 40 20 |
|
Обед. |
12.00–13.00 |
30 |
|
ОД в режиме. |
30 |
||
Сон. |
13.00–15.30 |
150 |
|
Полдник. |
15.30–15.50 |
15 |
|
ОД в режиме. |
5 |
||
Подготовка к прогулке. Прогулка: ОД в режиме. Самостоятельная деятельность. |
15.50–18.30 |
160 80 80 |
|
Работа с родителями. |
18.10–18.30 |
20 |
|
Общий подсчет времени |
Гимнастика. |
5 |
|
Прогулка. |
240 |
||
Прием пищи. |
80 |
||
Сон. |
150 |
||
НОД. |
30 |
||
Перерывы между НОД. |
15 |
||
Самостоятельная деятельность. |
180 |
||
ОД в режиме. |
260 |
||
Работа с родителями. |
40 |
Сумма времени таких режимных моментов как гимнастика, НОД, перерывы между НОД, самостоятельная деятельность, ОД в режиме определяет время на реализацию Программы, составляющую от 65 % до 80 % согласно федеральным государственным требованиям.
Сумма показателей времени в режиме гимнастики, НОД, перерывов между НОД, самостоятельной деятельности, ОД в режиме, приема пищи и сна должно в обязательном порядке соответствовать 720 минутам — всего времени пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
В предупреждении зрительных расстройств и создании комплекса условий для коррекции нарушенных зрительных функций детей в дошкольных учреждениях играет общее укрепление организма, чему в значительной степени содействует устранение таких неблагоприятных факторов как напряжение и длительная зрительная нагрузка (на близком расстоянии и неблагоприятных условиях), а также соблюдение распорядка (режима) дня. Частое нарушение режима выражается в постоянном недосыпании ребенка, недостаточном пребывании его на свежем воздухе и резком ограничении двигательной активности, что в свою очередь приводит к снижению результативности лечебного эффекта зрительных функций.
Литература:
1. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. М. «Творческий центр «Сфера». — 2008г.
2. Ногина О. П. Организация и работа яслей. М. «Медгиз», 1961г.
3. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) в дошкольных учреждениях. М. «Просвещение», 1978г.
4. Подколзина Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения. «Дефектология» № 3,6; 2002г.
5. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
6. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
7. Слепой ребенок в семье. Под редакцией Л. И. Солнцевой. М. — 1989г.