Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников
Авторы: Семакова Лионелла Аркадьевна, Егорова Анна Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 600 раз
Библиографическое описание:
Семакова, Л. А. Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников / Л. А. Семакова, А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3761/ (дата обращения: 16.11.2024).
Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [1, c.4]. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров [1, c.4–5].
Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности является одним из главнейших ориентиров современного образования. В «Концепции модернизации российского образования» [3] определены важнейшие задачи воспитания, среди которых — формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [1, c.9].
Концепция является осоновой для реализации среднего государственного стандарта, — определяет характер современногоационального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Чрезвычайно острая проблема развития нравственной и духовной культуры общества связана с необходимостью обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития и введение в учебный процесс нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) обязательного для преподавания, являющегося логическим продолжением разрабатываемой государственной идеалогии.
Мы рассматриваем интеграцию уроков музыки и ОРКСЭ в общеобразовательной школе как одну из возможностей духовно-нравственного воспитания в современной школе, поскольку одна из важных педагогических задач предмета ОРКСЭ — формирование у обучающихся знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны, в свою очередь целью массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
В программе «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной большое количество тем посвящено православной культуре, позволяющее посредством музыкального воздействия погружать ребенка в религиозную культуру, раскрывать ему мир духовных истин.
В чем отличительные особенности духовной музыки? Во — первых, особый внутренний строй, собранность, а главное — чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности. Во — вторых, церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Весь диапазон чувств, настроений, мыслей — от скорби, печали до радости, ликования — не переходит границ дозволенного, когда разрушается гармония музыкальной ткани. Именно гармония — совокупность строго, ясно очерченной мелодии, такого же строгого, спокойного, четко организованного ритма, благозвучных аккордовых вертикалей, в которых сливаются все голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений. Диссонирующих звучаний, острого ритма, резкой, угловатой мелодии. Все в соразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей. Музыка настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок на иконах и фресках. Духовная музыка собирает, выправляет человека [2].
Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «… является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.
Следует отметить, что программа Сергеевой и Критской пронизана темами, нацеленными на воспитание духа, что делает ее достаточно сложной, но необходимой для духовно-нравственного воспитания. На первый взгляд может показаться, что не обязательно обращаться к религиозным заповедям, можно просто говорить на уроках о нравственности, об общечеловеческих ценностях и т. д. Однако, многовековая история показывает, что понятие о том, что есть добро в каждом обществе может быть разным, оно может поменяться со временем, а заповеди неизменны и являются отправной точкой для отличия добра от зла, а значит они являются и основой духовности.
В соответствии с программой по музыке Г. П. Сергеевой, Е.Д Критской, Т. С. Шмагиной и ОРКСЭ были разработаны следующие интегрированные уроки: «Пасха — главный православный праздник», «Кантата Александр Невский. Через прошлое к настоящему», «Музыка Рождества» и другие.
В качестве примера хотим поделиться опытом проведения урока «Пасха — главный православный праздник».
Данный урок содержал следующий музыкальный материал: Красный Лаврский трезвон, Сюита для двух фортепиано «Фантазия» С. Рахманинова (третья часть «Слезы», четвертая часть «Светлый Праздник»), «Пасхальный благовест» муз. Е.Богданова, сл.Есенина, «Христос воскрес!" муз. Е.Богданова сл. Майкова, праздничное песнопение Тропарь Пасхи.
В процессе совместной подготовки к уроку, когда разучивались песни, обсуждались задания, непосредственно на самом занятии, когда слушали музыку русских композиторов, когда держали в руках и звонили в настоящий малый колокол 1887 года, к детям постепенно приходило и желание не просто познакомиться с праздником, а совершить какой-то поступок в духе православного христианина. Обращаясь к духовной музыки, церковным праздникам виден эмоциональный отклик, заинтересованность детей, они оживленно вступают в диалог с учителем, делятся своими впечатлениями, знаниями, задают много интересующих их вопросы.
В конце занятия ученики приняли решение провести концерт в Центре социальной помощи семье и детям «Солнышко» и подарить расписанные ими сувениры-яйца тем, у кого такой возможности — отметить праздник в семье — нет.
Говоря о возможностях духовно-нравственного воспитания в школе, мы считаем необходимым соблюдение следующих условий в образовательном процессе:
1) в качестве основного средства воздействия выступает музыка, поскольку позволяет ребенку прочувствовать, «пропустить через себя», и, таким образом, получить личный опыт, а не просто информацию из учебника;
2) в качестве основы духовно-нравственного воспитания лежат религиозные нормы и заповеди.
Литература:
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: «Просвещение», 2010. — 23 с.
2. Занимонец Ю. С. Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/duhovno-nravstvennoe-razvitie-shkolnikov-na-urokah-muzyki
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksu.ru/news/base/concept.htm.