Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Немчанина, Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ / Е. С. Немчанина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3778/ (дата обращения: 16.11.2024).

В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационно-коммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях. Для этого применяются различные педагогические технологии, в том числе и проектная деятельность.

Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, проектирование, учебный проект, деятельность, творчество, проектная ситуация, метод проектов и обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Если обратиться к словарю, то проект — в переводе с латинского «брошенный вперёд», толкуется как план, замысел, предваряющий его создание. Проектная деятельность — это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта.

Компонентами проектной деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектной деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.

Цель проектной деятельности педагога можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психолого-педагогические проблемы и задачи.

Объектом проектной деятельности педагога выступает сфера действительности, некоторая область жизни — образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.

Под предметом проектной деятельности педагога понимается замысел проекта, его идея.

Под субъектом проектной деятельности педагога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта.

Продуктом проектной деятельности педагога может быть осуществление конкретной проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др).

Структура проекта — это совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта. В структуру входит: основное содержание, функции и результаты (результаты — формирование компетенции, разрешение проблемы, задачи и др.)

Какие проекты бывают? Выделяют различные основания для классификации.

1.                  Индивидуальные, групповые, урочные, внеурочные, монопредметные и полипредметные проекты.

2.                  Исследовательские, информационные, творческие и ролевые.

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

1.                 Проблематизация — постановка проблемы.

2.                 Целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

3.                 Планирование — составляем план, последовательность действий, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение, когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.

4.                 Реализация имеющегося плана.

5.                 Рефлексия — это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием — завершающего этапа работы.

Существуют определенные правила оформления проектов, в зависимости от типа и особенностей. Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. В начале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1)        Название проекта.

2)        Руководитель проекта.

3)        Консультант(ы) проекта.

4)        Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5)        Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6)        Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7)        Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8)        Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9)        Заказчик проекта.

10)    Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11)    Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12)    Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13)    Необходимое оборудование.

14)    Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

15)    Предполагаемые продукт(ы) проекта.

16)    Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17)    Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Проектная деятельность педагога направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует отвечать на вопросы Как? и Зачем? А самое главное — проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать в конкурсах, конференциях.

Дети нашей школы учатся создавать и реализовывать свои проекты в классе, в школе. Лучшие работы участвуют школьных и межрайонных научно-практических конференциях. Педагоги нашей школы хотят, чтобы дети с ОВЗ научились жить в этом мире, дарить радость, быть успешными и жить в гармонии с окружающими людьми.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная деятельность, проектная деятельность педагога, проектная группа, проектная работа, образовательная среда, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, ребенок, специальное условие обучения.

Похожие статьи

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность в работе с родителями воспитанников детского сада

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Психологическое сопровождение профессионального становления личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Похожие статьи

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность в работе с родителями воспитанников детского сада

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Психологическое сопровождение профессионального становления личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР