Визуализация знаний как условие повышения качества графического образования студентов педагогических вузов
Автор: Горлицына Ольга Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1580 раз
Библиографическое описание:
Горлицына, О. А. Визуализация знаний как условие повышения качества графического образования студентов педагогических вузов / О. А. Горлицына. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3781/ (дата обращения: 16.11.2024).
В условиях научно-технического прогресса проблема графического представления информации приобретает особое значение. Это связано с тем, что в современном мире все шире используется представление информации в виде графических зависимостей как наиболее наглядных и экономических.
Графическое образование студентов направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности специалистов, «владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни; владеющих совокупностью графических умений, а также способных использовать полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.)». [1]
Требования, предъявляемые к современному специалисту, «обуславливают необходимость усиления графического образования, являющегося частью общего образования современного человека. Возникла объективная необходимость пересмотра целей, содержания, методов, средств графического образования обучающихся, которые будут способны обеспечить устойчивое воспроизводство и развитие материального и интеллектуального потенциала страны». [3]
Цель графического образования конкретизируется в основных задачах:
- формировании представлений о графических средствах (языковых, неязыковых, ручных, компьютерных) отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации;
- изучения и освоения методов, способов, средств графического отображения и чтения информации, используемых в различных видах деятельности;
- развитии пространственного воображения и пространственных представлений, образного, пространственного, логического, абстрактного мышления учащихся;
- формировании умений применять геометро-графические знания и умения для решения различных прикладных задач;
- ознакомлении с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического и художественного конструирования;
- овладении компьютерными технологиями для получения графических изображений (при наличии компьютерной техники).
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что в любой области должна осуществляться подготовка специалистов на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода.
Сущность компетентностного подхода предполагает, в первую очередь, изменение формулировки целей обучения, представление их и ожидаемых результатов обучения в виде совокупности компетенций, отражающих разные уровни профессиональных задач. Компетентностный подход можно охарактеризовать и как попытку привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, так как этот подход связан с заказом на образование со стороны работодателей — тех, кому нужен компетентный специалист. Иными словами, компетентностный подход — это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей обучаемых на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности и становление базовых компетентностей.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие компетентности, несмотря на частое употребление, достаточно сложное и не имеет однозначного толкования. К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:
- уровень усвоения знаний и умений;
- диапазон и широта знаний и умений;
- способность выполнять специальные задания;
- способность рационально организовывать и планировать работу;
- способность использования знания в нестандартных ситуациях.
На основании изученных материалов различных исследователей мы дали авторские определения понятий графического образования и графической компетентности.
Графическое образование — это процесс изучения и усвоения графических средств отображения, создания, хранения, передачи и обработки знаний.
Графическая компетентность — это умение использовать графические средства отображения, создания, хранения, передачи и обработки знаний.
Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать учащимся основные или необходимые сведения. Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее «сжатие», т. е. представление в компактном, удобном для использования виде. Разработкой моделей представления знаний в «сжатом» виде занимается специальная отрасль информационной технологии — инженерия знаний. Дидактическая адаптация концепции инженерии знаний основана на том, что, «во-первых, создатели интеллектуальных систем опираются на механизмы обработки и применения знаний человеком, используя при этом аналогии нейронных систем головного мозга человека. Во-вторых, пользователем интеллектуальных систем выступает человек, что предполагает кодирование и декодирование информации средствами, удобными пользователю, т. е. как при построении, так и при применении интеллектуальных систем учитываются механизмы обучения человека». [2]
Способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является профессиональным качеством многих специалистов, в том числе — и студентов педагогических вузов. Следовательно, в процессе обучения должны формироваться элементы профессионального мышления: систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.
На наш взгляд, это особенно актуально именно для будущего учителя технологии, поскольку преобладающим для него является образное и связанное с ним пространственное мышление. В силу этого будущими учителями технологии лучше усваивается визуальная информация, нежели словесная (текстовая). Представленная в графической форме, информация приобретает более сжатый и наглядный вид, что способствует лучшему запоминанию, удобству использования при решении задач, легкости преобразования. Следовательно, в образовательном процессе должны преобладать средства, интенсивно развивающие указанные качества и способности, в том числе и в обучении графическим дисциплинам.
К таким средствам можно отнести разработанную нами учебно-методическую программу «Способы визуализации». Данная программа направлена на обучение студентов способам визуализации знаний. Программа позволяет студентам овладеть системой знаний и умений по свертыванию и развертыванию учебной информации большого объема. Она рассчитана на студентов графических факультетов, так как этот курс тесно взаимосвязан с основным содержанием образования.
Основным результатом обучения является сформированность ряда графических компетенций студентов: 1) способность выбирать оптимальные знаки визуализации; 2) способность выполнять графическую модель; 3) способность декодировать графическую модель; 4) способность совершенствовать графическую модель. Достоверность полученных результатов подтверждается многочисленными исследованиями, которые показали, что без целенаправленного формирования графических компетенций у учащихся не вырабатываются умения грамотной визуализации текстовой информации. Разработанный нами элективный курс в наибольшей степени способствует формированию умений грамотно и качественно анализировать вербальный текст, использовать оптимальные графические средства для кодирования информации, раскодировать графический текст. В конечном итоге, это приводит к формированию современного грамотного специалиста, способного компетентно выполнять свои профессиональные функции.
Литература:
1. Степакова В. В. Методическое пособие по черчению: Графические работы [Текст] / В. В. Степакова. — М.: Просвещение, 2001. — С. 17.
2. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] / М. А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1995. — 160 с.
3. Янкович Н. С. Графическое образование — структурное звено в профессиональном определении старшеклассников [Электронный документ] / Н. С. Янкович // Режим доступа: http://r.kem-edu.ru/profsch2008/II40_Yankovich.pdf. — Дата обращения: 07.07.2012.
4. Янкович Н.С. Графическое образование – структурное звено в профессиональном определении старшеклассников [Электронный документ] / Н.С. Янкович // Режим доступа: http://r.kem-edu.ru/profsch2008/II40_Yankovich.pdf. - Дата обращения: 07.07.2012.
5. Электронный ресурс, режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/506/507/509/512/519/