Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков
Автор: Абишева Мира Муратовна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2848 раз
Библиографическое описание:
Абишева, М. М. Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков / М. М. Абишева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3787/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для решения поставленной задачи, необходимо обратиться к вопросу возникновения социального партнерства.
В научной литературе утверждает В. А. Михеев, ростки партнерства проявлялись в отечественной истории в начале ХVIII в., когда были предприняты первые попытки государственного урегулирования трудовых отношений между работниками и работодателями, владельцами мануфактур и заводов. С возникновением мануфактурного дела появляется необходимость регулировать отношения предпринимателей-работодателей через своих представителей. Идея создания института представительства рабочих в сфере трудовых отношений возникла на ряде мануфактурных предприятиях, в начале ХIХ в. В июне 1886г. изданы «правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры», а также «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Эти документы, включали важные положения, развивающие идеи социального партнерства. Закон от 3 июля,1886г. включал в себя три самостоятельные части:
а) порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих,
б) правила внутреннего трудового распорядка, наказания и штрафы;
в) надзор со стороны фабричных инспекций.
В конце Х1Х века на государственном уровне рассматривалась возможность создания общественных рабочих организаций.
Процесс формирования отношений партнерства приобретает новые организованные начала в связи с возникновением профсоюзов. Становление договорной формы отношений проходит долгий путь — от патриархального устного договора к коллективным, отраслевым. Коллективные договора были очень разнообразными, включали различные вопросы, то же самое можно сегодня говорить о социальном партнерстве и сегодня, оно имеет широкий спектр, включая и социально-трудовые отношения и благотворительность и спонсорство, оказание помощи в организационных аспектах.
Развитие системы партнерских отношений в России 90-хг. ХХ в. происходят в качественно новых условиях. Формирующаяся система социального партнерства в России, сопряжена с кардинальными изменениями трудовых отношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров и соглашений, применением цивилизационных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, конфликтов. Социальное партнерство в России, как и в других, индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран сообщества.
В. А. Михеев отмечает: «По настоящему партнерские отношения строятся на верности слову и законодательному договору, соглашению. На уважении законов и национальных традиций, умении и готовности довести начатое дело до соответствующего результата. Ответственность предполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых и моральных норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений меду всеми участниками. Именно на этой основе формируется и поддерживается этика партнерских отношений как высоко нравственная социальная ценность, предполагающая недопустимость обмана или незаконной конкуренции».
Социальное партнерство рассматривается, как особый вид общественных отношений как закономерный результат развития общества уровень социального партнерства есть показатель его экономической, социальной и политической зрелости.
Развитие системы дополнительного образования детей шло в несколько этапов и достаточно длительно.
1 этап: внешкольное воспитание детей и подростков в дореволюционной России.
Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А. П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное» Фуникова, Е. М. Хорева, В. Н. Шацкая, Б. Е. Ширвиндт и др.
В конце XIX века появился и термин «Внешкольная работа». Однако этим словом называли культурно-просветительную деятельность.
В 1904 г. в Москве был открыт первый городской народный дом, при котором создали клуб для детей.
С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном по проекту А. У. Зеленко здании. В нем были оборудованы мастерские: столярная, слесарная, переплетная, сапожная, швейная.
В 1914 г. Союзом клубов было создано справочное бюро, обобщившее информацию по внешкольному воспитанию
2 этап: развитие системы внешкольной работы в годы первых пятилеток.
После октябрьской революции был провозглашен лозунг «Все лучшее — детям!» и как объективное требование времени стали создаваться первые центры внешкольного воспитания. Целью внешкольной работы было закрепление и развитие дальнейших успехов, достигнутых школой в обучении и воспитании детей.
В 1918 году появились первые детские секции при партийных ячейках (в Туле), при ячейках комсомола (в Москве, Петербурге, на Украине), детские клубы, станции, площадки, детские коммуны, организующие общественно-полезную деятельность детей и их досуг.
В июне 1918 года в Москве, в Сокольниках возникла первая станция любителей природы, преобразованная в 1920 году в Центральную Биологическую станцию юных натуралистов имени К. А. Тимирязева. Это было первое в стране государственное внешкольное детское учреждение. 15 июня 1918 года при ней был организован первый кружок юннатов.
Первым внешкольным учреждением туристского профиля стало Бюро школьных экскурсий, созданное в 1918 г. и ставшее в 1919 г. центральным.
20-е и 30-е годы это период бурного развития сети внешкольных учреждений в стране, охватывающий основные направления внешкольной работы с детьми и подростками.
В 30–40-х годах в стране в основном сложилась государственная и общественная система внешкольной воспитательной работы с детьми.
3 этап: внешкольная работа в годы войны и послевоенный период.
Большой урон внешкольным учреждениям нанесла война. Однако даже в трудных условиях военного времени в стране продолжали действовать около тысячи внешкольных детских учреждений. Они вели большую и плодотворную работу, перестраивая ее применительно к условиям военного времени. Во внеклассной работе большое место заняли в те годы патриотическое воспитание и военно-физическая подготовка школьников.
В конце 40-х — начале 50-х гг. воспитательная работа заметно активизировалась. Постепенно восстанавливалась сеть внешкольных учреждений, сокращалась сменность занятий в школах, целенаправленно стали работать с детьми профсоюзы, комсомол, культурно-просветительные учреждения. Количество внешкольных учреждений к 1951 г. составило 2121, что превышало довоенный уровень почти на 400 единиц.
4 этап: деятельность внешкольных учреждений в 60–80 годы.
Широкий размах принимает деятельность внешкольных учреждений в 60-е годы. Одна из характерных особенностей этого периода — влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества, в том числе и на формирование личности человека. Это нашло отражение и в работе внешкольных учреждений.
Характерной особенностью работы кружков этого периода была их тщательная педагогическая инструментовка. Специалисты различных отраслей знаний создали свыше 200 программ для кружков, которые были рекомендованы Министерством просвещения СССР для работы в школах и внешкольных учреждениях. К руководству кружками привлекались научные работники, студенты и преподаватели вузов, представители технической и творческой интеллигенции.
5 этап: становление и развитие системы дополнительного образования детей и подростков в 90-е годы.
В соответствии с Законом РФ «Об обpазовании» с 1992 г. начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.
В 1996 г. завершился первый (аналитико-пpоектиpовочный) этап пpеобpазования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей.
С 1997 года начался второй этап развития системы дополнительного образования детей — технологический. Он продлился до 2000 года. Его основной задачей было: освоение и коррекция ноpмативно-пpавовой и пpогpаммно-методической базы дополнительного образования.
Одной из основных тенденций развития системы на данном этапе является обновление содержания дополнительного образования.
Современное дополнительное образование детей имеет отличия не только от своего предшественника внешкольного воспитания, но и существенно отличается от деятельности других образовательных учреждений, поскольку усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает обучающимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте [2].
Анализируя тенденции развития современного образования, можно отметить: наше образование стремится стать общественной, социальной и экономической силой. В этих условиях сложились объективные предпосылки формирования новой системы развития партнерских отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, общественностью, семьей, социальными структурами.
Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Учреждение дополнительного образования детей может оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры [1].
Социальными партнерами в системе дополнительного образования могут выступать все типы образовательных учреждений города, области, общественные организации и, безусловно, семьи обучающихся. Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования к школьнику [3].
Социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.
Исходя из выше сказанного, становится ясно, что развитие социального партнерства в дополнительном образовании детей должно рассматриваться как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, а его реализация должна приводить к позитивным изменениям в системе [2].
Подводя итог, хотелось бы сказать, что современные учреждения образования в настоящее время находятся в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание. Социально-культурное партнерство выступает фактором формирования положительного имиджа учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Основным способом осуществления социального партнерства является социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения оптимального варианта в решении вопросов, представляющих взаимный интерес.
Литература:
1. Голованов Р. В. Сущность социального партнерства в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей / Р. В. Голованов / М.: МосгорСЮТур, 2005. — 43 с.
2. Гуслякова Л. Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы / Л. Г. Гуслякова, А. К. Мишин, В. В. Ткаченко; М-во образования Р Ф [и др.]. — Барнаул, 2003. — 106 с.
3. Марьин Алексей, Социальное партнерство в образовании, Сердобск -2011.