Использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «музыка»
Авторы: Очирова Оюна Дабаевна, Ананенко Галина Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 787 раз
Библиографическое описание:
Очирова, О. Д. Использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «музыка» / О. Д. Очирова, Г. П. Ананенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3805/ (дата обращения: 16.11.2024).
Угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров, сохранение здоровья детей становятся глобальными проблемами, стоящими перед современным обществом. Новые нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность дошкольных учреждений, призваны обеспечить решение данных проблем.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству [4].
В методическом письме Минобразования России «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» указывается, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие ребенка;
- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка [3].
Введение нормативных документов предполагает совершенно новое проектирование воспитательно-образовательного процесса ДОУ с использованием разных технологий. Одной из оптимальных технологий, обеспечивающих наибольшую интеграцию музыкальной и двигательной деятельности, являются здоровьесберегающие технологии. Эффективная системная работа по музыкальному развитию детей с использованием здоровьесберегающих технологий способствует уменьшению обучающей нагрузки на ребенка. При этом учитывается тот факт, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка (Г. К. Зайцев, С. В. Лободина, Д. Н. Давиденко).
В целом в воспитательно-образовательном процессе ДОУ широко используются здоровьесберегающие технологии. Это обусловлено такими причинами, как общее ухудшение здоровья детей и реализация новых законодательных нормативов, которые требуют принципиально иного состояния здоровья обучающих и обучающихся.
Основными факторами, влияющими сегодня на здоровье детей являются: гипокинезия (дефицит двигательной активности); существенный рост интеллектуальной нагрузки и большой объем информации; сокращение времени пребывания на открытом воздухе; нарушение биологических ритмов; влияние лекарственных препаратов; эмоциональные расстройства; влияние компьютерных игр.
Пастюк О. В. выделяет такие особенности здоровьесберегающих технологий:
- индивидуализация педагогических воздействий;
- формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса ДОУ;
- организация оптимального двигательного режима;
- творческий характер образовательного процесса;
- проведение комплексного мониторинга динамики состояния здоровья детей, их психофизиологических показателей и психолого-педагогических характеристик;
- создание здоровьесберегающего пространства [2].
В дошкольном учреждении «Могойтуйский детский сад «Бэлиг» при реализации образовательной области «Музыка» учитываются вышеуказанные особенности здоровьесберегающих технологий. При этом решаются следующие задачи:
1. Повышение психоэмоциональной устойчивости у детей. Узбекский ученый М. Норбеков установил, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Эмоциональное переживание является основным условием восприятия музыки. Именно музыка гармонизирует эмоциональную сферу человека, а значит, сохраняет здоровье человека. Известно, что особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные — отчаяние, тревога, боязливость, депрессия, поэтому одной из составляющей музыкальных занятий и досугов является позитивное мышление. Важно учить детей радоваться даже малой своей победе, а еще лучше чужой удаче.
2. Обучение детей пению и движениям под музыку. По мнению известного исследователя И. Л. Аршавского, только движение является основным фактором, увеличивающим энергетический ресурс. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Существует понятие биологической достаточности движений. Оно подразумевает то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка.
3. Формирование устойчивости к заболеваниям, повышение адаптивных возможностей детского организма, активизация его защитных свойств. Еще великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения. По мнению многих современных ученых, некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Особенно отмечают музыку Моцарта.
4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных. Для решения данной задачи предполагается использование русских и бурятских народных игр, песен, танцев, так как в народной культуре радость движения сочетается с духовным обогащением.
Поставленные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности. Перед разучиванием песни проводится предварительная работа по подготовке голосового аппарата при помощи артикуляционной гимнастики и распевки. При пении необходимо постоянно следить за охраной голоса, т. е. дети должны петь естественным голосом, а не слишком громко и не слишком тихо. В промежутках между пением проводится дыхательная гимнастика.
Разучивание танцевальных движений также требует соблюдения правил сохранения здоровья. Например, при проведении пальчиковой гимнастики пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость, а при проведении ритмической гимнастики развиваются чувство ритма и такта. Дети воспринимают гимнастику как игру и с удовольствием выполняют все задания.
Исходя из опыта работы, мы можем сказать, что приобщение к музыке в сочетании с физическими нагрузками развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения, чувство красоты, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Большое значение имеет систематическая работа с семьёй по следующим формам: лекции, дни открытых дверей, праздники и т. д. В завершении изучения определенной темы один раз в месяц в детском саду проводятся спортивно-музыкальные мероприятия совместно с детьми, родителями, педагогами.
Использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «Музыка» способствует формированию у дошкольников таких интегративных качеств, как физически развитый; любознательный и активный; эмоционально отзывчивый; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «Музыка» способствует повышению естественной сопротивляемости детского организма, позволяет укрепить здоровье детей, расширить их кругозор, развивать музыкальные способности.
Литература:
1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Конспекты лекций // Дошкольное образование. — 2004. — № 17–24.
2. Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 196, (2) с.: ил. — (Высшее образование)
3. Письмо Минобразования России «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»