Современные интернациональные технологии профилактики отклонений в поведении детей и подростков
Автор: Намсинк Екатерина Викторовна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4591 раз
Библиографическое описание:
Намсинк, Е. В. Современные интернациональные технологии профилактики отклонений в поведении детей и подростков / Е. В. Намсинк. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3816/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье раскрываются интернациональные превентивные идеи, базирующиеся на принципах гуманизма и ненасилия, а также положительный опыт социально-педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних различных стран.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, профилактика, социально-педагогические методики и технологии профилактики.
Современные воспитательные, психолого-педагогические и социально-терапевтические технологии ориентированы на изменение образа жизни, переоценку ценностей, но сохраняют идентичность ребёнка и подростка, его природные задатки и способности. Подобное понимание сущности воспитания подростков с отклоняющимся поведением, безусловно, не является для педагогики абсолютно новым. Так, в советской России похожие идеи разрабатывали А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский. Корифей отечественной педагогической науки А. С. Макаренко, работая с детьми улицы, с беспризорниками, имеющими опыт криминальной деятельности, одним из первых выдвинул и обосновал положение, согласно которому «взрывное» преобразование жизненной ситуации подростка, может дать принципиально иное направление его мыслям, чувствам и переживаниям. К сожалению, в силу ряда социально-политических причин, прогрессивные идеи отечественных педагогов получили гораздо большее распространение за рубежом, чем в нашей стране.
Понятие «девиантное поведение» довольно часто используется в научном обиходе социологов, криминалистов, психологов и педагогов для обозначения действий и поступков, не соответствующих общественным нормам и ожиданиям. Сюда относятся такие неоднородные социальные явления как преступность, деликвентность, аномальность, аффективность, аддиктивность и т. д. Другими словами, отклоняющимся правомерно назвать поведение не только тех людей, которые нарушают закон, но и тех, которые имеют повышенную агрессивность, конфликтность, а также склонность к наркотической, алкогольной или игровой зависимости.
Обращаясь к вопросам профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков, специалистам следует помнить, что с позиции гуманистической педагогики каждый человек считается ценностью, приветствуется многообразие личностных проявлений. Социальные институты создают условия, в которых индивидуальные особенности могут полноценно развиваться и проявляться. В том случае, если предлагаемые условия оказываются недостаточными, то задача социального педагога состоит в обогащении и дополнении имеющихся условий, осуществлении социально-педагогической профилактики различных отклонений в поведении личности.
Употребляя понятие «профилактика отклонений в поведении», мы понимаем, что, строго говоря, всецело предупредить возникновение отклонений невозможно. Поведенческие отклонения неизбежно возникают в течение жизни практически каждого школьника. Определяющим моментом является то, что различные девиации всегда сопровождаются рядом неучтённых факторов, находящихся вне сферы педагогического влияния. В связи с этим, мы понимаем отклоняющееся поведение, как явление в некоторой степени не поддающееся педагогическому управлению. Тем не менее, считаем, что профилактика отклонений в поведении детей и подростков оправдана, целесообразна и требует готовности педагогов к решению широкого круга профессиональных задач.
Профессиональная деятельность педагога позволяет ему осуществлять профилактику отклоняющегося поведения в учебной и внеклассной работе со школьниками, на уровне конструирования содержания учебно-воспитательного процесса, использования форм, методов и приёмов, а также педагогических технологий, подчинённых логике предупреждения дезадаптации. Профессиональная позиция педагога, проявляющаяся в принятии детей и подростков, понимании их проблем, готовности к оказанию своевременной превентивной помощи, также выступает важным фактором предупреждения проблем.
Понимание сущности профилактики отклонений в поведении детей и подростков позволяет ответить на два вопроса:
Вопрос: Что предупреждать? Ответ: Предупреждать нужно неуспешность в обучении, эмоциональное отвержение школы, образовательного процесса и учителя, стойкие, некорригируемые нарушения в поведении.
Вопрос: Как предупреждать? Ответ: Своевременно диагностировать школьные трудности учеников, устанавливать их причины и разрабатывать индивидуальные программы, направленные на самореализацию подростков в образовательном процессе.
Актуальность профилактики отклоняющегося поведения детей подростков не вызывает сомнения. Особенно перспективны социально-педагогические методики и технологии, позволяющие школьникам в сотрудничестве с социальным педагогом преодолевать жизненные проблемы и активно включаться в систему значимых отношений. На основе обобщения ряда источников, дадим краткое описание организации профилактической работы с подростками за рубежом.
Положительным примером такого опыта является социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних в Германии, впитавшая в себя интернациональные превентивные идеи, базирующиеся на принципах гуманизма и ненасилия. Рассмотрим опыт немецких педагогов более подробно.
В Германии профилактика представлена как особая социально-педагогическая технология, ориентированная на предупреждение отклоняющегося поведения индивида. Ключевыми словами, раскрывающими сущность социально-педагогической профилактики, являются: предохранение, предостережение, устранение и контроль [1, с. 68]. Школьные коллективы Германии выбирают неодинаковые превентивные стратегии, которые могут включать в себя: формирование социальных и учебных навыков, развитие навыков безопасной жизнедеятельности, а также приёмов самозащиты, самоорганизации и релаксации. Несовершеннолетним предоставляется рекламная информация, в которой содержатся данные о различных сервисных службах и учреждениях. В содержание профилактической работы школ входит обязательное просвещение детей и подростков по проблемам СПИДа, наркомании, насилия, терроризма, преступности.
Профилактика отклоняющегося поведения школьников в Германии предполагает трехуровневую организацию. Так, начальный уровень профилактики включает уроки правового воспитания и социальной компетентности, а также курсы повышения квалификации для педагогов и родителей.
Следующий уровень профилактики предусматривает работу с прогульщиками и правонарушителями, уличную социальную работу, спортивные проекты, педагогику переживаний и приключений, работу с болельщиками, фанатами и райтерами (лица, занимающиеся росписью на заборах, стенах зданий и переходов и т. п.).
Завершающий уровень профилактики предполагает возможность краткосрочного ареста, «примирение жертвы с преступником» (внесудебное разбирательство), раздачу шприцев и средств личной гигиены, а также трудоустройство правонарушителей.
Система школьной профилактической работы предусматривает: проектную деятельность социального педагога и других специалистов, курсы и тренинги по конфликтологии для педагогов и школьников, школьные акции социальной направленности, уроки социальной компетентности, спортивные и туристические мероприятия.
Ещё одним видом социально ориентированной деятельности, около полувека широко используемой во многих европейских странах (Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах), является Streetwork (уличная социальная работа). С начала 90-х годов ХХ века этот метод активно развивается в странах Азии и Африки, а также в восточноевропейских странах и, в частности, в России [2, c. 4].
В мировой практике распространено два организационных варианта уличной социальной работы: создание профильных центров уличной социальной деятельности, включённых в систему существующих на данной территории социальных служб (примером может служить центр «Орион» г. Сиэтла США; центр «Перекрёсток» г. Москвы и т. п.), а также существование подразделений уличной социальной работы в различных социальных службах и учреждениях либо применение метода Streetwork в качестве вспомогательного в деятельности социального работника иного профиля для решения тактических задач (реклама услуг вновь созданного центра, проведение разовой акции социального характера) [2, с. 111].
Streetwork как метод деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения в настоящее время применяется к довольно широкому кругу клиентов, а именно: бездомные, наркоманы, болельщики, занимающиеся проституцией и агрессивно настроенные лица. Целью уличной социальной работы является восстановление утраченного социального статуса подростка в обществе, что становится возможным через последовательное достижение задач, связанных с мониторингом территории района, установлением контакта и налаживанием нормального общения с подростком или группой подростков, выполнением роли проводника между клиентами и социальными службами города, а также разработкой и реализацией адресных реабилитационных программ.
С позиции современной практики особый интерес представляет концепция, разработанная специалистами германской неправительственной организации «Велленбрехер». Эта организация имеет богатый опыт поддержки подростков из Германии социальными педагогами Финляндии, Италии, России, Кыргызстана, связанный с процессами ресоциализации подростков и интеграции их в социально-приемлемую среду. К помощи этой организации прибегают тогда, когда считаются исчерпанными все методы и подходы работы с подростками, имеющими негативный опыт развития (например, склонность к побегам, отказ от школы, пребывание в психиатрических учреждениях, взятие под арест, употребление наркотиков), становится неизбежным помещение его в пенитенциарное учреждение [3, c. 5].
Однако по мысли В. С. Утевского, «колония, тюрьма — это самое неблагоприятное место для воспитательной работы, поскольку принципы педагогики трудно применять, одновременно и непрерывно карая» [3, с. 87]. Кроме того, осуждённый не обладает свободой, а человеческая личность не может существовать без свободы, выступающей основной социальной ценностью. Именно в такой ситуации «Велленбрехер» предлагает самому подростку и комитету по делам молодёжи, курирующему его, спасительный шанс реабилитации — поездку на год или более в другую страну и жизнь в иностранной приёмной семье.
Целевыми установками организации «Велленбрехер» выступают: поддержка в процессе установления дистанции по отношению к прежнему неблагополучному образу жизни, помощь в организации жизнедеятельности; развитие самостоятельности и индивидуальности через приобретение опыта в новом культурном пространстве; развитие ощущения собственного «Я», помощь в познании собственных сил и слабостей; развитие перспектив самостоятельной жизни: окончание школы и выбор профессии; последующее сопровождение в родной стране [3, 258].
Внезапная перемена ситуации воспринимается подростками как шоковая терапия. Осмысление и переживание воспитанником собственного «Я» происходит в обстановке взаимодействия с новой культурой и её носителями. В новой непривычной для себя обстановке подросток легче меняет свои взгляды, манеру общения и поведения.
В заключение отметим, что в последние десятилетия наметилась тенденция заимствования российскими социальными педагогами позитивного зарубежного опыта в сфере профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. В связи с этим учёные утверждают, что подобная деятельность требует некой совместимости. Совместимость подразумевает методологическую, теоретическую и практическую адекватность, схожесть и правомерность использования зарубежных моделей на российской почве. Разумеется, простое копирование иностранных моделей (даже очень понятных и притягательных) в нашей стране невозможно. Между тем, знакомство российских социальных педагогов с зарубежным опытом может создать обстановку для творческого исследовательского поиска.
Литература:
1. Гребёнкин Е. В. Социально-педагогическая профилактика агрессии и насилия среди несовершеннолетних в ФРГ: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Омск, 2005.
2. Селиванова О. А. Уличная социальная работа: теория и практика: Монография. Тюмень: ТюмГУ, 2005.
3. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков. — СПб.: Росток, 2006.