Возможность и специфика самореализации и самосовершенствования спортсменов в сноубординге на региональном примере Кузбасса
Авторы: Чеботарева Ольга Николаевна, Артамонова Татьяна Николаевна, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 184 раза
Библиографическое описание:
Чеботарева, О. Н. Возможность и специфика самореализации и самосовершенствования спортсменов в сноубординге на региональном примере Кузбасса / О. Н. Чеботарева, Т. Н. Артамонова, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3825/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные условия модификации и реконструкции моделей социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования в спорте, науке, искусстве, культуре в XX-XXI веках связаны с изменениями, происходящими в системном процессе определения, сохранения, реконструкции, модификации, трансформации, ретрансляции составляющих основ социально-педагогических процессов и продуцирования самих материальных и моральных благ в системе социальных отношений и приоритетов.
Как известно, приоритеты самореализации, самосовершенствования, саморазвития и социально-профессионального взаимодействия определяют способность и возможность личности и среды продуцировать, т. е. создавать продукты всех составляющих направлений спорта, науки, искусства, техники, культуры и пр. Остановимся на возможностях определения составных данных описываемых социально-педагогических процессов в спорте, конкретизируя его специфику в сноубординге. Но сначала попытаемся рассмотреть региональный компонент становления спортсменов в сноубординге, выделить закономерности перехода на профессионально-акмеологические траектории становления личности спортсмена в сноуборде, уточнить понятия «самореализация», «самосовершенствование» в сноубординге, но сначала выделим и поясним исторический аспект появления и популяризации сноубординга в Кузбассе.
Начнем описание истории развития сноубординга в Кузбассе с того момента, когда бывший тренер Кузбасса по горным лыжам — Фоминых Владимир Викторович в 1997 году в г. Таштагол определили перспективы доселе неизвестному экстремальному виду спорта — сноубордингу (сноуборду), пригласив спортсменов-горнолыжников Ольгу Голованову, Светлану Болдыкову, Дениса Деткова, Станислава Деткова, Александра Белкина и Дениса Салагаева (теперь они — костяк Сборной России по сноуборду), сразу же было открыто на базе горнолыжной СДЮШОР отделение сноуборда, куда для развития акробатических дисциплин Владимир Викторович пригласил мастеров спорта по спортивной гимнастике — Екатерину Токареву, Елену Вендину и Татьяну Ефлову. Так, 1 сентября 2005 года была открыта детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) по сноуборду, т. е. отделение сноуборда превратилось в самостоятельную «Специализированную детско-юношескую школу Олимпийского резерва по сноуборду» (СДЮШОР по сноуборду), в этот же год сборная команда по сноуборду, представлявшая Россию на XX Олимпийских играх в Турине, состояла только из таштагольских спортсменов. Появилось новое имя — имя 18-летней Екатерины Тудегешевой, занявшей 5 место, в феврале 2006 г. она завоевала золото на Чемпионате мира среди юниоров, в декабре 2006 г. Е. Тудегешева заняла первое место на кубке Мира по сноуборду, а в январе 2007 г. на Чемпионате мира в Швейцарии, в г. Ароса, в своей коронной дисциплине параллельный слалом-гигант, завоевала титул Чемпионки мира.
Таштагольская СДЮШОР по сноуборду за время своего существования воспитала [2]: одного Заслуженного мастера спорта, 5 Мастеров спорта России международного класса, 23 Мастера спорта России, 20 Кандидатов в мастера спорта, 90 Чемпионов России и призёров, 11 Победителей и призёров Международных соревнований, 13 Участников Чемпионатов Мира и Кубков Мира. В данный момент в СДЮШОР работает два отделения — по жестким (параллельный слалом и параллельный слалом-гигант) и мягким видам сноуборда (сноубордкросс, биг-эйр и халф-пайп), на этих отделениях занимается 180 спортсменов разных возрастов, с которыми работает 6 тренеров. Теперь тренер-преподаватель и директор СДЮШОР Фоминых Владимир Викторович имеет звание Заслуженного тренера России. После столь громких побед, когда Таштагольская СДЮШОР по сноуборду стала лучшей школой области, а по неофициальным подсчетам — лучшей в России. В г. Таштагол на базе горы Туманная создан Губернаторский центр Олимпийской подготовки сноубордистов. Все трассы для сноуборда оснащены системой искусственного оснежения, т. к. международные соревнования проводятся только на склонах с искусственным снегом, а у него более плотное покрытие, чем у естественного, т. е. настоящего снега. Существует договоренность с Олимпийским комитетом России о том, что именно в Таштагольском районе будут проходить сборы национальной команды по сноуборду и горным лыжам перед Олимпиадой в Сочи.
Уже в скором времени СДЮШОР по сноуборду г. Таштагола станет существовать в формате Центра Олимпийской подготовки. Концепция центра — воспитание сноубордистов высокого класса, целенаправленная и всесторонняя подготовка спортсменов к жизни в большом спорте. Центр по сноуборду включает в себя базу для круглогодичной подготовки наиболее перспективных спортсменов взрослых и юношей, порядка 50-ти человек в жестких дисциплинах (PGS, PSL) и 50-ти человек в мягких дисциплинах (SBX, BA, HP), отобранных на конкурсной основе. Рядом с ними будут тренироваться дети базовой СДЮШОР по сноуборду г. Таштагола. Все спортсмены обучаются в училище Олимпийского резерва или на спортивных факультетах вузов, одновременно являясь резервом для тренерской работы.
Система подготовки спортивного резерва по сноуборду в Кузбассе позволяет на протяжении последних десяти лет удерживать лидирующие положение и позиции в сборных командах России по основным олимпийским дисциплинам, кроме того, — в широких региональных масштабах решается важная социальная проблема организации досуга детей, подростков, юношей и девушек в структуре занятий сноубордингом (сноубордом).
Для повышения качества методико-методологического обеспечения создаются условия не только роста мастерства и компетенций спортсменов — будущих тренеров по сноубордингу, но и занятия их научной работой в структуре непрерывного профессионального образования в вузах — одной из таких площадок является факультет физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии.
Попытаемся определить специфические категориальные единицы современной педагогики, необходимые для построения научной работы в системе самореализации и самосовершенствования спортсмена в сноубординге.
Самосовершенствование — процесс построения ситуативно обусловленных изменений в личностном, социально- и профессионально-регламентируемом целеполагании, фасилитирующем определение и достижение высот в различных областях деятельности, предопределяющих повышение качество продуктов самореализации, самоактуализации, самодетерминации и социализации.
Под фасилитиацией понимаем педагогический процесс поиска и нахождения педагогом или лицом, осуществляющим тот или иной педагогический процесс, оптимальных ресурсов облегчения любого способа познания или формирования умений, навыков, компетенций, ценностно-смысловых ориентаций у обучающегося или субъекта обучения.
Под социализацией будем понимать процесс включения личности в социальные отношения через продукты ведущей деятельности и общения, предопределяющих принятие личности и ее достижений в различных областях спорта, науки, искусства, культуры и пр. в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Саморазвитие — продукт рефлексии и самодетерминации личности, составная часть процесса самосовершенствования; определяется в поиске и достижении высот интеллектуального, физического, психоэмоционального, морально-нравственного и пр. генезов, располагающих личность к самореализации и взаимодействию в социальной и профессиональной средах как основах и направлениях реконструкции и модификации определяемого нами явления.
Под самодетерминацией будем понимать процесс личностного, осознанного постижения целостности, уникальности, состоятельности в деятельности и общении, варьируемой гибкости и креативности в постижении особенностей и возможностей самоидентифицирующийся личности как ценности и продукта культуры и науки, где сам человек является точкой отсчета своего определения в пространственно-временных единицах и его продуктом с точки зрения системы знаний совокупности психолого-педагогических наук.
Под самосовершенствованием спортсмена в сноубординге будем понимать ситуативно, планомерно пополняемый ресурс спортсмена-сноубордиста в формировании навыков и компетенций, прямо и опосредованно связанных с занятиями сноубордингом, создающих условия для оптимального определения и достижения высот в ведущих и модифицируемых направлениях занятий сноубордингом.
Под самореализацией будем понимать осознанную, оптимально построенную акметраекторию личностного и профессионального генеза, располагающую личность к самостоятельному полисистемному поиску выбора путей и способов, средств и ресурсов изучения объективных и закономерных моделей повышения качества ведущей деятельности и общения, предопределяющих неустанную сортировку его качества и подобающую модификацию продуктов жизнедеятельности личности.
Полисистемность определяется нами как единица гносеолого-герменевтического поля, фасилитирующая субъекту познания и профессиональной деятельности возможность поиска многовариативных, условно не конфликтующих способов познания и преобразования объективной реальности, создания внутри традиционных моделей познания и профессиональной деятельности позитивно-модифицированных продуктов самореализации, самосовершенствования, саморазвития, взаимодействия и социализации, с последующей циклической реконструкцией условий, ресурсов, экономико-социального и энергетического обеспечения жизнедеятельности каждого субъекта (личности) и мультисистемы в целом, общества в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Гносеология — наука о познании закономерностей, условий, качеств, способов, отношений, механизмов, средств, ресурсов, противоречий, проблем, задач и пр. единиц познания как основы научного мировоззрения и современного видения перспектив построения жизнедеятельности.
Герменевтика — наука об объяснении, пояснении, уточнении, детализации и пр. того или иного объекта гносеологического генеза, определяющего перспективы научного познания как способа бытия и основы формирования дидактического опыта будущего педагога или тренера-преподавателя.
Под самореализацией спортсмена в сноубординге будем понимать многовариативную, полисистемную, мультидефинитную единицу современной педагогической теории и практики, определяющейся в следующих направлениях научного знания, детерминируемых нами через совокупность моделированных определений и сопоставимых социально значимых педагогических процессах:
- процесс, ситуативно определяющий вершину достижений спортсмена-сноубордиста, в согласованном процессе неустанной верификации выстраиваемой траектории согласованно с выявляемыми противоречиями субъектно-средового и личностно-профессионального генезов, мобилизующих ресурсы личности и подстраивающих условия социума в контексте современных идей гуманизма и акмеологии;
- ресурс антропологического и ноосферного генеза, располагающий свободой выбора и системой конкурентоспособных единиц, отражающих сноубординг как наиболее важный и результативный вид спорта для спортсмена, определяющего себя и свои перспективы в области сноубординга, определяемого через перспективные, продуктивные и состоятельные направления формирования и сформированности творческой активности, креативности и гуманизма в контексте постановки и решения идей и моделей продуктивной гуманно-личностной педагогики;
- механизм и продукт формирования культуры самостоятельной работы спортсмена-сноубордиста, фасилитирующий выбор акметраекторий непрерывного профессионального образования в сноубординге и через сноубординг;
- средство и способ достижения высот в тренировочно-соревновательном процессе как показателе истинности выбора вида спорта и профессиональной деятельности через ресурсы и возможности в сноубординге, определяющийся через спортивные награды и получаемые регалии, прямо и косвенно связанны со сноубордингом.
Определение научного знания как основы преобразований в тренировочном и соревновательном процессах занятий сноубордингом, мы дополнили новой иллюстрацией традиционного понимания единства теории и практики в рамках рассмотрения возможности и специфики самореализации и самосовершенствования спортсменов в сноубординге на региональном примере Кузбасса.
Литература
1. http://vestnik.kuzspa.ru
2. http://snowshcool.clan.su/index/0–4