Мультимедийные образовательные технологии как современное средство воспитания музыкальной культуры у учащихся в дополнительном музыкальном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панферова, Е. М. Мультимедийные образовательные технологии как современное средство воспитания музыкальной культуры у учащихся в дополнительном музыкальном образовании / Е. М. Панферова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3830/ (дата обращения: 19.12.2024).

Процесс информатизации системы образования в данный момент находится в состоянии интенсивного развития. Современные технологии, возникающие вследствие общего процесса информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Талантом и стараниями поколений педагогов — музыкантов: В. Ф. Одоевским, С. В. Смоленским, А. Л. Масловым, В. Д. Коргановым, В. В. Медушевским, В. Н. Шацкой, Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским А. Н. Карасевым, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевским, Э. Б. Абдуллиным и т. д. было выстроено прочное здание отечественного музыкального образования, главной целью которого является воспитание музыкальной культуры, как части духовной культуры у ученика.

В настоящее время современная музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны не только с информатизацией системы образования и внедрением современного музыкального инструментария, но и с внедрением в педагогическую практику новых педагогических методов, приемов и форм работы с учащимися. Исследованиями в области внедрения в музыкальную педагогику мультимедийных технологий и разработкой современных образовательных программ занимаются многие ученые: И. М. Красильников, И. Б. Горбунова, С. П. Полозов П. Л. Живайкин, А. В. Харуто, Г. Р. Тараева, А. П. Мещеркин, А. Камерис, И. В. Заболотская, М. С. Дядченко, А. И. Марков и т. д.

По мнению кандидата педагогических наук И. В. Заболотской «накопленные на сегодняшний день теоретические и практические результаты свидетельствуют о том, что компьютеризация процесса обучения создает активные условия для воспитания музыкантов» [1, с. 5]. И. В. Заболотская выявляет в своем диссертационном исследовании «Новые информационные технологии в музыкальном образовании» повышение эффективности музыкально-педагогического процесса с внедрением в учебный процесс компьютерных обучающих технологий.

Перед музыкальной педагогикой возникает проблема внедрения мультимедийных образовательных технологий в музыкально-педагогический процесс, а именно как методически грамотно сочетать классическую методику музыкального образования и применение современных компьютеризированных средств обучения.

В своей статье доктор педагогических наук, профессор И. С. Кобозева отмечает, что успешная музыкально-педагогическая деятельность, направленная на овладение ценностями музыкальной культуры возможна только при наличии «широкого взгляда на мир, единстве теоретико-познавательного, практического, творческого, нравственного и эстетического отношения к действительности» [2, с. 296].

Н. С. Мошкарова выделяет характеристики мультимедийных образовательных технологий в музыкальном образовании, она определяет следующие характеристики: создание с помощью мультимедийных технологий однородной интерактивной образовательной среды, создание условий для развивающего обучения, обеспечение индивидуализированного подхода, учитывая задатки учащихся [3].

Из выше изложенного можно сделать вывод, что внедрение мультимедийных образовательных средств является актуальной задачей в современной музыкальной педагогике.

Кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой инновационной (экспериментальной) педагогики ГР. Тараева в книге «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики» представляет следующий план внедрения мультимедийных технологий в музыкально-педагогический процесс: «экспериментальная (в рамках индивидуальных опытов) электронная поддержка учебного процесса; разработка жанров и типов электронных методических ресурсов; выработка технологических рекомендаций по их созданию; универсализация электронного контента в рамках учебного заведения» [4, с. 13].

В настоящее время возникает задача подготовки специалистов нового типа — музыкантов — программистов и музыкантов — пользователей, таким образом, мы можем выявить тесную взаимосвязь музыкальной педагогики и медиаобразования.

Медиаобразование способствует расширению методов и форм работы с учащимися. Доктор педагогических наук Т. В. Надолинская в своей статье «Интегрированное медиаобразование как фактор повышения качества музыкального образования» пишет о влиянии современных средств обучения на формирование медиакультуры у учащихся. Она выделяет появление новых форм работы с учащимися: создание тематических презентаций, использование компьютерных анимаций для освоения элементов музыкальной и нотной грамоты, критический анализ музыкальных фильмов (фрагментов опер, балетов, концертов классической музыки), разработка художественных и музыкальных проектов, выполнение творческих проектов [5].

Внедрение мультимедийных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов — музыкантов медиакомпетентности, умение обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки, владение общими принципами работы с информацией.

В своем исследовании кандидат искусствоведения, доцент Краснодарского университета культуры и искусств Т. Ф. Шак отмечает, что медиатехнику необходимо внедрять в музыкально-педагогический процесс подготовки музыкантов — профессионалов.

Т. Ф. Шак выделяет два компонента, которые находятся в тесной взаимосвязи: технический и эстетический компоненты. Они проявляются в умении квалифицированно пользоваться современными техническими средствами (включающие электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, интернет технологии); умение читать медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих его компонентов; выделять жанровую и языковую специфику современных зрелищных искусств и медиажанров (мюзикл, рок-опера и т. д.); ориентироваться в современных направлениях музыкальной культуры.

Из выше изложенного мы можем сделать вывод, что мы наблюдаем в музыкальной педагогике некоторый синтез музыкальной культуры, медиаобразования и мультимедийных технологий.

Из изученной литературы нами было установлено, что музыкальная культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя: знания о музыке — знания о музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, сведения о композиторах, исполнителях, историях создания музыкальных сочинений. Также к музыкальной культуре мы можем отнести: музыкальные умения — умение воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений; музыкальные навыки — навыки игры на инструментах, чтение нот с листа и т. д. Музыкальная культура всегда связана с деятельностью композиторов, режиссеров — постановщиков оперных и балетных спектаклей, дирижеров, музыкантов — исполнителей, артистов музыкальных театров. Понятие «музыкальная культура» включает музыку различных направлений и жанров — это духовная музыка, классическая музыка; современная музыка — современные музыкальные направления XX века — поп, рок, рэп.

Компьютер может быть рассмотрен как яркое визуальное средство, с помощью которого можно произвести просмотр интерактивных презентаций, мультимедийных проектов, мультимедийных энциклопедий. Компьютер является высококачественным аудио средством, с помощью которого может осуществляться прослушивание музыкальных произведений в исполнении ведущих музыкантов и музыкальных коллективов, тем самым приобщая учащихся к лучшим образцам музыкальной культуры. Применение компьютера возможно для групповых, так и для индивидуальных форм работы с учащимися: музицирование на компьютере с помощью MIDI-клавиатуры, развитие умений и навыков в работе с музыкальными обучающими программами и тренажерами.

Развитие творческих способностей является одной из центральных проблем в музыкальной педагогике. Проблемой развития музыкально-творческих способностей с применением мультимедийных образовательных технологий занимаются ученые — музыканты: И. М. Красильников, Д. А. Семенова, И. Б. Горбунова, А. Камерис и т. д. По мнению кандидата педагогических наук А. Камериса, мультимедийные образовательные технологии позволяют управлять звуковыми ресурсами электронных инструментов и создавать с их помощью музыкально-художественный продукт.

Развитие творческих способностей рассматривают следующие виды деятельности: сочинение музыкальных произведений в различных жанрах (вальс, полька, марш), электронная аранжировка и исполнительство собственных сочинений, а также досочинение мелодий на заданный ритм, подбор аккомпанемента и аранжировка мелодии.

Доктор педагогических наук, композитор И. М. Красильников в своем диссертационном исследовании «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» раскрывает возможности компьютерного инструментария применительно к творческой деятельности учащихся. И. М. Красильников выделяет следующие виды электронного музыкального творчества — сочинение и аранжировка музыкальных произведений (под руководством педагога), а также классифицирует компьютерные программы, с помощью которых осуществляется музыкально-творческая деятельность учащихся. В своей книге «Студия компьютерной музыки: методика обучения» автор выделяет следующие программы: «музыкальные конструкторы», программы — автоаранжировщики, MIDI — секвенсеры, аудиоредакторы, виртуальные синтезаторы, нотные редакторы. Каждая программа, по мнению автора, обладает индивидуальностью, вносящей в содержание обучения значительные преобразования в методике преподавания предмета. «Обращение к той или иной компьютерной программе развивает разные виды музыкальных способностей», а именно формируются способности учащихся к нотному письму, развиваются композиторские и музыкально-исполнительские способности, а также способности к звукорежиссерской деятельности. [6, с. 111].

Таким образом, мы можем говорить об актуальности использования мультимедийных образовательных технологий. Современные технологии могут оказывать положительное педагогическое воздействие на воспитание музыкальной культуры у учащихся, а именно воспитанию музыкального мышления, развитию музыкальных знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности учащихся. Также мы можем говорить о формировании медиакультуры учащихся, осуществление диагностики результатов музыкально-образовательной деятельности, организации самоконтроля и усиление мотивации учения.

Литература:

1.                 Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании, дис. кан. пед. наук: 13.00.01, Санкт-Петербург, 2000. — 196 с.

2.                 Музыкальное образование в контексте современной культурной политики / И. С. Кобозева // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 3 Том I. — с. 295–297.

3.                 Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального образования / Н. С. Мошкарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4 (106). — С. 119–122. (п.л.).

4.                 Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. — 128 с.

5.                 Интергированное медиаобразование как фактор повышения качества музыкального образования / Т. В. Надолинская // Международный интегративный сетевой семинар «Социакультурная доминанта современного образования» 2010.

6.                 Красильников И. М. Студия компьютерной музыки: методика обучения. — М.: Экон-информ, 2011. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс, электронное музыкальное творчество.

Похожие статьи

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Похожие статьи

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования