Мультимедийные образовательные технологии как современное средство воспитания музыкальной культуры у учащихся в дополнительном музыкальном образовании
Автор: Панферова Екатерина Михайловна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 5431 раз
Библиографическое описание:
Панферова, Е. М. Мультимедийные образовательные технологии как современное средство воспитания музыкальной культуры у учащихся в дополнительном музыкальном образовании / Е. М. Панферова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3830/ (дата обращения: 16.11.2024).
Процесс информатизации системы образования в данный момент находится в состоянии интенсивного развития. Современные технологии, возникающие вследствие общего процесса информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Талантом и стараниями поколений педагогов — музыкантов: В. Ф. Одоевским, С. В. Смоленским, А. Л. Масловым, В. Д. Коргановым, В. В. Медушевским, В. Н. Шацкой, Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским А. Н. Карасевым, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевским, Э. Б. Абдуллиным и т. д. было выстроено прочное здание отечественного музыкального образования, главной целью которого является воспитание музыкальной культуры, как части духовной культуры у ученика.
В настоящее время современная музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны не только с информатизацией системы образования и внедрением современного музыкального инструментария, но и с внедрением в педагогическую практику новых педагогических методов, приемов и форм работы с учащимися. Исследованиями в области внедрения в музыкальную педагогику мультимедийных технологий и разработкой современных образовательных программ занимаются многие ученые: И. М. Красильников, И. Б. Горбунова, С. П. Полозов П. Л. Живайкин, А. В. Харуто, Г. Р. Тараева, А. П. Мещеркин, А. Камерис, И. В. Заболотская, М. С. Дядченко, А. И. Марков и т. д.
По мнению кандидата педагогических наук И. В. Заболотской «накопленные на сегодняшний день теоретические и практические результаты свидетельствуют о том, что компьютеризация процесса обучения создает активные условия для воспитания музыкантов» [1, с. 5]. И. В. Заболотская выявляет в своем диссертационном исследовании «Новые информационные технологии в музыкальном образовании» повышение эффективности музыкально-педагогического процесса с внедрением в учебный процесс компьютерных обучающих технологий.
Перед музыкальной педагогикой возникает проблема внедрения мультимедийных образовательных технологий в музыкально-педагогический процесс, а именно как методически грамотно сочетать классическую методику музыкального образования и применение современных компьютеризированных средств обучения.
В своей статье доктор педагогических наук, профессор И. С. Кобозева отмечает, что успешная музыкально-педагогическая деятельность, направленная на овладение ценностями музыкальной культуры возможна только при наличии «широкого взгляда на мир, единстве теоретико-познавательного, практического, творческого, нравственного и эстетического отношения к действительности» [2, с. 296].
Н. С. Мошкарова выделяет характеристики мультимедийных образовательных технологий в музыкальном образовании, она определяет следующие характеристики: создание с помощью мультимедийных технологий однородной интерактивной образовательной среды, создание условий для развивающего обучения, обеспечение индивидуализированного подхода, учитывая задатки учащихся [3].
Из выше изложенного можно сделать вывод, что внедрение мультимедийных образовательных средств является актуальной задачей в современной музыкальной педагогике.
Кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой инновационной (экспериментальной) педагогики Г. Р. Тараева в книге «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики» представляет следующий план внедрения мультимедийных технологий в музыкально-педагогический процесс: «экспериментальная (в рамках индивидуальных опытов) электронная поддержка учебного процесса; разработка жанров и типов электронных методических ресурсов; выработка технологических рекомендаций по их созданию; универсализация электронного контента в рамках учебного заведения» [4, с. 13].
В настоящее время возникает задача подготовки специалистов нового типа — музыкантов — программистов и музыкантов — пользователей, таким образом, мы можем выявить тесную взаимосвязь музыкальной педагогики и медиаобразования.
Медиаобразование способствует расширению методов и форм работы с учащимися. Доктор педагогических наук Т. В. Надолинская в своей статье «Интегрированное медиаобразование как фактор повышения качества музыкального образования» пишет о влиянии современных средств обучения на формирование медиакультуры у учащихся. Она выделяет появление новых форм работы с учащимися: создание тематических презентаций, использование компьютерных анимаций для освоения элементов музыкальной и нотной грамоты, критический анализ музыкальных фильмов (фрагментов опер, балетов, концертов классической музыки), разработка художественных и музыкальных проектов, выполнение творческих проектов [5].
Внедрение мультимедийных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов — музыкантов медиакомпетентности, умение обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки, владение общими принципами работы с информацией.
В своем исследовании кандидат искусствоведения, доцент Краснодарского университета культуры и искусств Т. Ф. Шак отмечает, что медиатехнику необходимо внедрять в музыкально-педагогический процесс подготовки музыкантов — профессионалов.
Т. Ф. Шак выделяет два компонента, которые находятся в тесной взаимосвязи: технический и эстетический компоненты. Они проявляются в умении квалифицированно пользоваться современными техническими средствами (включающие электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, интернет технологии); умение читать медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих его компонентов; выделять жанровую и языковую специфику современных зрелищных искусств и медиажанров (мюзикл, рок-опера и т. д.); ориентироваться в современных направлениях музыкальной культуры.
Из выше изложенного мы можем сделать вывод, что мы наблюдаем в музыкальной педагогике некоторый синтез музыкальной культуры, медиаобразования и мультимедийных технологий.
Из изученной литературы нами было установлено, что музыкальная культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя: знания о музыке — знания о музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, сведения о композиторах, исполнителях, историях создания музыкальных сочинений. Также к музыкальной культуре мы можем отнести: музыкальные умения — умение воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений; музыкальные навыки — навыки игры на инструментах, чтение нот с листа и т. д. Музыкальная культура всегда связана с деятельностью композиторов, режиссеров — постановщиков оперных и балетных спектаклей, дирижеров, музыкантов — исполнителей, артистов музыкальных театров. Понятие «музыкальная культура» включает музыку различных направлений и жанров — это духовная музыка, классическая музыка; современная музыка — современные музыкальные направления XX века — поп, рок, рэп.
Компьютер может быть рассмотрен как яркое визуальное средство, с помощью которого можно произвести просмотр интерактивных презентаций, мультимедийных проектов, мультимедийных энциклопедий. Компьютер является высококачественным аудио средством, с помощью которого может осуществляться прослушивание музыкальных произведений в исполнении ведущих музыкантов и музыкальных коллективов, тем самым приобщая учащихся к лучшим образцам музыкальной культуры. Применение компьютера возможно для групповых, так и для индивидуальных форм работы с учащимися: музицирование на компьютере с помощью MIDI-клавиатуры, развитие умений и навыков в работе с музыкальными обучающими программами и тренажерами.
Развитие творческих способностей является одной из центральных проблем в музыкальной педагогике. Проблемой развития музыкально-творческих способностей с применением мультимедийных образовательных технологий занимаются ученые — музыканты: И. М. Красильников, Д. А. Семенова, И. Б. Горбунова, А. Камерис и т. д. По мнению кандидата педагогических наук А. Камериса, мультимедийные образовательные технологии позволяют управлять звуковыми ресурсами электронных инструментов и создавать с их помощью музыкально-художественный продукт.
Развитие творческих способностей рассматривают следующие виды деятельности: сочинение музыкальных произведений в различных жанрах (вальс, полька, марш), электронная аранжировка и исполнительство собственных сочинений, а также досочинение мелодий на заданный ритм, подбор аккомпанемента и аранжировка мелодии.
Доктор педагогических наук, композитор И. М. Красильников в своем диссертационном исследовании «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» раскрывает возможности компьютерного инструментария применительно к творческой деятельности учащихся. И. М. Красильников выделяет следующие виды электронного музыкального творчества — сочинение и аранжировка музыкальных произведений (под руководством педагога), а также классифицирует компьютерные программы, с помощью которых осуществляется музыкально-творческая деятельность учащихся. В своей книге «Студия компьютерной музыки: методика обучения» автор выделяет следующие программы: «музыкальные конструкторы», программы — автоаранжировщики, MIDI — секвенсеры, аудиоредакторы, виртуальные синтезаторы, нотные редакторы. Каждая программа, по мнению автора, обладает индивидуальностью, вносящей в содержание обучения значительные преобразования в методике преподавания предмета. «Обращение к той или иной компьютерной программе развивает разные виды музыкальных способностей», а именно формируются способности учащихся к нотному письму, развиваются композиторские и музыкально-исполнительские способности, а также способности к звукорежиссерской деятельности. [6, с. 111].
Таким образом, мы можем говорить об актуальности использования мультимедийных образовательных технологий. Современные технологии могут оказывать положительное педагогическое воздействие на воспитание музыкальной культуры у учащихся, а именно воспитанию музыкального мышления, развитию музыкальных знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности учащихся. Также мы можем говорить о формировании медиакультуры учащихся, осуществление диагностики результатов музыкально-образовательной деятельности, организации самоконтроля и усиление мотивации учения.
Литература:
1. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании, дис. кан. пед. наук: 13.00.01, Санкт-Петербург, 2000. — 196 с.
2. Музыкальное образование в контексте современной культурной политики / И. С. Кобозева // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 3 Том I. — с. 295–297.
3. Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального образования / Н. С. Мошкарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4 (106). — С. 119–122. (п.л.).
4. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. — 128 с.
5. Интергированное медиаобразование как фактор повышения качества музыкального образования / Т. В. Надолинская // Международный интегративный сетевой семинар «Социакультурная доминанта современного образования» 2010.
6. Красильников И. М. Студия компьютерной музыки: методика обучения. — М.: Экон-информ, 2011. — 192 с.