Мобильное обучение в изучении иностранных языков
Автор: Сон Инна Сокдюновна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Статья просмотрена: 5162 раза
Библиографическое описание:
Сон, И. С. Мобильное обучение в изучении иностранных языков / И. С. Сон. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3844/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время мобильные технологии развиваются настолько быстрыми темпами, что они прочно вошли в нашу жизнь и ни один человек не представляет себя без компьютера и мобильного телефона. Это отражается не только на повседневной жизни, но и на всех сферах жизнедеятельности, в том числе образовании.
Мобильное обучение стало развиваться еще в прошлом веке и предпосылки для этого были заложены в 70-х годах XX в., когда Алан Кей предложил идею «компьютерного размера книги» для образовательных целей. В 90-х годах с появлением карманных персональных компьютеров начинается развитие и оценка мобильного обучения для студентов, появляются первые обучающие проекты для мобильной среды. Появляются фундаментальные исследования в области мобильного обучения зарубежных ученых: Т. Андерсон, М. Шарлз, М. Алли, Д. Аттевель, М. Рагус, Д. Тракслер.
В России только начинается зарождение и становление системы мобильного обучения. Такие ученые как А. А. Андреев, Е. Д. Патаракин, И. В. Савиных, В. В. Жуков, А. А. Федосеев, А. В. Тимофеев и С. В. Кувшинов исследуют некоторые возможности мобильного обучения и рассматривают мобильное обучение как новую реальность в образовании.
Под мобильным обучением понимается электронное обучение с помощью мобильных устройств, независимое от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов [1].
Существует много различных видов технологий, которые могут быть классифицированы как мобильные. Их можно разделить на:
1. Портативные и персональные — мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, цифровые устройства.
2. Стационарные и общедоступные — электронные доски, лингафонное оборудование, оборудование для видеоконференций [3].
Для мобильного обучения характерно следующее:
1. Преподаватель мобильного обучения не сможет научить обучаемого тому, чего сам не умеет.
2. Инновационное мышление является предпосылкой модернизации образования и внедрения мобильного обучения.
3. Образовательный эффект мобильного обучения у каждого индивидуальный, нет никакой возможности предсказать, каким он будет у конкретного человека в данной ситуации, но в среде мобильного обучения весьма высока вероятность возникновения личного интереса на основе кризиса компетентности обучаемого.
4. Мобильное обучение основано на взаимоотношениях. Обучаемый всегда включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений (родители, преподаватели, коллеги, друзья).
5. Мобильное обучение — естественный процесс передачи и восприятия информации, использующий потребность в компьютерном общении, эволюцию технических средств обучения и возможности информационно-телекоммуникационных технологий; естественные склонности человека направляются на то, что необходимо изучить.
6. Мобильное обучение связано с практикой использования технических средств обучения и возможностей информационно-телекоммуникационных технологий.
7. Мобильный компьютер, иное переносное электронное устройство с возможностью беспроводного доступа к информации и телекоммуникации — неотъемлемый инструмент образовательного процесса мобильного обучения.
8. Управлять мобильным обучением может только тот, кто владеет информацией [1].
Мобильные технологии все больше внедряются в нашу жизнь, становятся повсеместными, приобретают все более расширенные возможности социального взаимодействия и подключением к Интернету. Подобные технологии могут иметь большое влияние на весь учебный процесс. Обучение будет все больше удаляться от аудиторий и входить в личное пространство обучающегося как реального, так и виртуального, становиться больше персональным с элементами сотрудничества. Успехом будет считаться нахождение нового способа использования мобильных технологий с целью внедрения их в обучение как продолжения ежедневной жизни.
Не так давно самым увлекательным, что мы могли сделать на мобильном телефоне — это закачать и установить рингтон. В настоящее время пользователи операционных систем iOS и Android имеют выбор из сотни тысяч программ. Мобильное обучение понятие не новое, но новые устройства с расширенными возможностями явились толчком для роста уровня интереса, в том числе, и среди изучающих иностранные языки. Стали появляться различные программы для изучения английского, французского, японского и др. языков. Программы были рассчитаны на изучение лексики с прослушиванием аудио записей, отработку глагольных форм, предоставляли возможность общения с носителями языка в рамках форумов и обсуждений различных тем. Также стали популярны различные приложения, которые позволяли обмениваться информацией в режиме онлайн.
В 2003 г. были разработаны и протестированы обучающие системы для мобильных телефонов. SMS были использованы как часть курса по изучению английского языка, в рамках которого студентам часто посылались сообщения, которые были своего рода стимулом для повторения лексики.
Видео, которое поставлялось на мобильные платформы, использовалось в качестве демонстрации буквального значения и сферы использования английских идиом. Студенты находили качество видео низким, но, тем не менее, продолжали участвовать в данном эксперименте.
В декабре 2002 г. было запущено приложение Pocket Eijiro — англо-японский и японо-английский словарь. Сейчас посещаемость сайта составляет более 100 тыс. посетителей в день, а количество подписчиков исчисляется сотнями тысяч [3].
Люди используют и будут продолжать пользоваться компьютерами и ноутбуками, но с быстрым ростом мобильных устройств способ их использования изменяется.
В качестве персональных устройств смартфоны идеально подходят для индивидуального неформального учения. Пользователь самостоятельно определяет, какими программами пользоваться и как. В свою очередь преподаватели иностранных языков должны только поощрять и содействовать автономности учащегося, а также предоставлять возможности для совмещения аудиторного и внеаудиторного обучения. Но необходимо помнить, что смартфоны все еще остаются достаточно дорогим устройством, который не каждый может себе позволить. И этот факт преподаватели не могут игнорировать [2].
Мощность и маленькие размеры планшетов и мобильных устройств позволяют изучать язык практически в любом месте. Разумеется, существуют программы, использование которых будет затруднено в связи с недостаточной языковой компетенцией обучающегося, но это естественно. В настоящее время все подобные приложения нацелены на то, чтобы помочь и направить студента в его желании выучить язык.
Для того, чтобы обучение при помощи мобильных устройств было успешным, преподаватели и разработчики технологий должны учесть следующие факторы:
1. Содержание. Информация, содержащаяся в приложении, должна совпадать с интересами учащихся.
2. Мобильность. Очень важно, чтобы устройство имело маленький размер и вес. Это означает, что его можно взять с собой в любое место. Учащиеся должны иметь возможность присоединяться к учебному процессу за пределами аудитории в удобное для них время, которое не обязательно должно совпадать с расписанием.
3. Обучение сверх учебного времени. Для реализации этого фактора необходимы инструменты, которые эффективно организуют учебный процесс.
4. Неформальность. В этом случае студенты могут с еще большим энтузиазмом пользоваться определенными технологиями.
5. Право собственности. Так как любой студент хочет владеть и контролировать свое личное устройство, то этот фактор остается важным для успешной реализации мобильного обучения.
Были проведены исследования и опросы, в которых студенты делились своими впечатлениями от использования смартфонов в аудитории и вносили предложения по их использованию, как в рамках уроков иностранного языка, так и за их пределами. Результаты опросов показали следующее:
1. Не у всех студентов есть смартфоны. Несколько студентов заявили, что использование мобильных телефонов в классе является экономической дискриминацией, так как есть те, кто более финансово обеспечен и имеет возможность ими пользоваться. Однако, как говорят специалисты, данный факт не должен стать причиной для того, чтобы преподаватели отказались от использования мобильных технологий в учебном процессе. Как правило, 2/3 студентов владеют мобильными телефонами и легко могут поделиться ими или использовать их в парах.
2. Платный интернет. В данном случае преподаватели могут предложить использовать Wi-fi в университете. Либо студенты могут пользоваться своими мобильными приложениями через любой компьютер, который имеет доступ к Интернету. Это также может облегчить давление на тех студентов, у которых нет смартфонов.
3. Некоторые студенты не согласны с тем, что смартфоны могут быть использованы в качестве обучающего инструмента. Не все учащиеся знают, где найти бесплатные или доступные языковые приложения. Это означает, что студентам необходимо руководство по тому, как можно использовать мобильные технологии для изучения иностранного языка. Были внесены предложения по стимулированию учащихся преподавателями поменять языковые настройки на телефоне на изучаемый. Другие поддержали идею обмена текстовыми сообщениями на иностранном языке. Также было внесено предложение проверять и делать задания по чтению на мобильных устройствах.
Из 38 опрошенных преподавателей только 15 из них одобрили использование мобильных технологий на уроках иностранного языка.
- Большинство ответило, что они не против проведения подобного рода деятельности на уроках, но не считают это приоритетным.
- Только несколько преподавателей выразили скептицизм и неприятие в использовании мобильных технологий.
- Несколько преподавателей внесли реальные предложения по использованию мобильных телефонов в рамках учебного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что и учащиеся, и преподаватели пока не владеют подробной и точной информацией о том, как можно эффективно использовать мобильные технологии в учебном процессе.
Прогрессивные преподаватели предложили следующие формы аудиторной работы с использованием смартфонов:
- составление списка покупок или расписания на день и обмен ими с другими;
- обсуждение прогноза погоды с использованием активной лексики;
- поиск и обсуждение рецептов, написание собственных и обмен ими с другими;
- использование карт рейсов автобусов, поездов или метро и организация путешествия по международным направлениям;
- расположение ресторана в определенном районе, обсуждение меню, цен, вопросов транспорта;
- чтение и обмен интересными газетными статьями;
- просмотр трейлеров к кино, проверка расписания театральных представлений;
- просмотр курсов, которые предлагают зарубежные университеты, и составление собственного расписания на семестр.
Многие виды деятельности могут быть осуществлены при помощи, как смартфона, так и персонального компьютера за пределами аудитории.
- Преподаватели могут воодушевить учащихся на то, чтобы последние подписывались на различные программы, которые соответствуют их интересам, а затем дать им возможность поделиться впечатлениями и знаниями с группой. Также студенты могут ежедневно общаться в социальных сетях, писать заметки на изучаемом языке и делиться ими с одногруппниками [4].
- Электронная почта: одновременная передача сообщений неограниченному числу участников; обмен информацией; организация консультации, контроля; хранение информации; подготовка и редактирование текстовой информации; копирование информации на другие виды носителей; распечатка информации; вывод информации для просмотра, обсуждения и интерпретации.
- Форумы: передача и прием информации любому участнику; подготовка и редактирование текста и графики; обработка и хранение текстовой, графической информации; распечатка информации; обеспечение коммуникации между участниками в реальном или отложенном времени.
- Видеоконференции.
- Блоги [1].
Нами был проведен опрос среди студентов старших курсов с целью выявления числа тех, кто активно пользуется мобильными приложениями на своих телефонах и планшетах. Поскольку это явление стало популярным не так давно, то акцент был поставлен именно на этих технологиях. Так, в опросе участвовало — 30 человек. Из них не пользуются никакими обучающими программами — 9 человек. В качестве приложения только словарями пользуются — 10 человек, используют и другие обучающие программы — 11 человек. Результаты опроса можно представить в виде графика.
Несмотря на небольшой охват участников опроса, можно заключить, что мобильные технологии становятся популярными в обучающей среде и необходимо использовать их возможности.
Литература:
1. Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании. — Автореферат диссер. на соискание уч. степени докт. пед. наук. — Ульяновск, 2010. — 46 с.
2. Godwin-Jones R. Mobile apps for language learning. — Language learning & Technology. — June 2011, Vol.15, № 2. — pp.2–11.
3. Naismith L., Lonsdale P., Vavoula G., Sharples Literature review in mobile technologies and learning. — Futurelab. — 2004. — 44 p.
4. Using mobile learning resources in foreign language instruction [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://educausereview.edu.