Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шалин, М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника / М. И. Шалин. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/ (дата обращения: 17.10.2024).

Ключевые слова: конкурентоспособность, организационные условия, педагогические условия.

В современном школьном образовательном пространстве проблема формирования конкурентоспособной личности старшеклассника способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Развивающийся рынок труда предъявляет к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность. Именно образование выполняет важную общественную функцию — формирует самосознание человека, от уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.

Из этого следует что, проблема создания организационно-педагогических условий для формирования конкурентоспособности личности современного школьника актуальна, так как все острее осознается необходимость смены образовательной парадигмы в школе, модернизации действующей системы. Необходимо создавать такие организационно-педагогические условия образовательного процесса, которые обеспечат формирование компетенций, позволяющих обучающимся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности.

В ходе нашего исследования были разработаны следующие понятия педагогических и организационных условий.

Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

Организационные условия — это совокупность условий обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организация, координация, регулирование и контроль над образовательным процессом.

В ходе анализа работ современных ученых, мы пришли к выводу, что для формирования конкурентоспособности личности старшеклассника необходимы следующие условия:

1)                 Развитие положительной мотивации старшеклассника к формированию конкурентоспособности личности;

2)                 Актуализация старшеклассником субъектной позиции в процессе формирования конкурентоспособности личности;

3)                 Дифференциация учащихся по группам в зависимости от уровня развития конкурентоспособности личности и одновременно с выстраиванием индивидуального плана для каждого;

4)                 Педагогическое обеспечение смены одного этапа формирования конкурентоспособности личности старшеклассника другим, последовательное продвижение от простых этапов к сложным;

5)                 Доступность восприятия преподаваемого материала для каждого старшеклассника на максимальном уровне;

6)                 Введение разработанного автором курса «Развитие конкурентоспособности личности»;

Проведенный анализ исследовательских работ, по теме данной диссертации привел к выводу, что мотивация — это сложная система потребностей, мотивов, интересов, желаний стремлений, которая формируется под влиянием среды на основе имеющихся у человека врожденных качеств и задатков. Мотив как осознанное побуждение для определенной деятельности формируется по мере того, как старшеклассник учитывает, оценивает, взвешивает, обстоятельства среды, в которой он находиться и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности. Важное значение имеет оценка деятельности, поскольку именно она приводит к возникновению положительной или отрицательной мотивации к ней.

Таким образом, мы выявляем значение «мотивации», как предпосылку к формированию конкурентоспособности личности и рассматриваем как внутренний фактор побуждающий старшеклассника развивать все аспекты входящие в структуру конкурентоспособности личности.

Субъект — это прежде всего носитель активности, свободный в выборе целей и способов своего развития, имеющий определенную точку зрения на явления и действия, не просто усваивающий информацию, а преобразующий ее наполняя значимыми для себя смыслами» [1]. Поскольку субъектность старшеклассника проявляется в его поведении в социальной среде (школа, дом), то применительно к старшекласснику целесообразнее говорить о субъектной позиции, как системы его доминирующих избирательных отношений, определяющих последующую его жизненную позицию и социальную роль, и активный характер его личностного саморазвития в процессе формирования конкурентоспособности. Особенность отношений в организационно-педагогических условиях, предполагает, что учитель и ученик выступают в роли субъектов, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность другого (осознающего свою деятельность), сохраняя своеобразие своих действий.

Но стать субъектом — еще не означает сформированности конкурентоспособности личности. Для этого, необходимо уметь обеспечить субъектную позицию (позицию осознающего свою деятельность) другого. Именно непрекращающихся взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные и заключены механизмы формирования лидерского потенциала.

В любой группе старшеклассников не может существовать одинакового уровня развития конкурентоспособности личности. Каждый отдельно взятый индивид обладает присущими только ему задатками конкурентоспособности, и развивать их необходимо в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. И здесь педагог находиться перед сложной задачей дифференцированного обучения. В связи с этим возникает проблема поиска путей организации образования учеников по их индивидуальным способностям.

Организация такого рода обучения требует особой методики и технологии. В ходе исследования было обнаружено два способа решения данной задачи:

1)                 дифференциация обучения, согласно которой изучаемый материал распределяется по степени сложности, направленности или другим параметрам, для чего учащихся обычно делят на группы по разным признакам;

2)                 созданием собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин для каждого ученика

Период педагогически управляемого развития конкурентоспособности личности учащихся ограничивается соответствующим периодом обучения. Развитие конкурентоспособности личности учащегося предполагает, что уровень конкурентоспособности старшеклассника должен с течением времени возрастать, обеспечивая возможность участия в высших формах её проявления. Для того чтобы осуществлялся рост творческой активности учащихся, нужно, чтобы процесс педагогического воздействия не прерывался, был поступательным. Необходимо, чтобы педагог управлял им, создавал благоприятные условия, правильно согласовывал начальные этапы развития с последующими, добивался их соответствия индивидуальным особенностям ученика, учебной нагрузке и т. п. Развитие конкурентоспособности личности должно выступать как продукт не отдельного акта, а целостной взаимосвязанной системы педагогических действий.

Для развития конкурентоспособности личности и повышения их эффективности необходимо учитывать многогранные проявления аспектов понятия конкурентоспособности. Важно учитывать неразрывную связь деятельности педагога и учащегося. Психологией установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему «шаг» личностного развития. Замедление развития, а тем более ускорение приводят к нежелательным последствиям.

Таким образом, в данном аспекте организационно-педагогических условий это является основополагающим критерием. Такое понимание развития конкурентоспособности личности предполагает педагогическое обеспечение смены одного этапа становления активности другим, последовательное продвижение от простых этапов к сложным, обеспечивающим приобретение новых знаний, обогащение индивидуального опыта старшеклассников, образование, закрепление и развитие конкурентоспособных качеств личности.

Процесс выявления, реализации и развития способностей учащихся происходит в ходе их движения по индивидуальным траекториям. Исходя из этого предположения, для развития конкурентоспособности личности старшеклассника необходимо подобрать такой методико-педогагический материал, который будет доступен для понимания каждым учеником. Причем задача педагога обеспечить, с одной стороны, посильность решения задачи для каждого, а с другой стороны, подобрать их на максимальной высоте сложности, но с таким расчетом, чтобы у учащегося хватило сил взять эту высоту.

Таким образом, обеспечение доступности восприятия преподаваемого материала должно быть для каждого старшеклассника на максимальном уровне.

Главным, но не единственным организационным педагогическим условием развития конкурентоспособности личности старшеклассника, можно считать введение авторского курса «Развитие конкурентоспособности личности». Данный курс позволяет на практике реализовать принцип гуманизации образования. Центральным стержнем разработанного нами курса является инновационный подход в педагогике, основу которого составляют новые целевые установки, которые делают приоритетом, прежде всего, человеческую личность. Главенствующим принципом здесь является изменение отношения к ученику, подход к нему как к личности со своими интересами и способностями.

Ведущая сущность образовательной программы «Развитие конкурентоспособности личности» в том, что она выступает как индивидуальный образовательный маршрут ученика, проектируемый с учетом его индивидуальных возможностей. С процедурной точки зрения — это продуманная последовательность мероприятий, представляющая собой формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, направленных на развитие каждого конкретного аспекта общего понятия конкурентоспособности личности.

Разработанная образовательная программа призвана на практике реализовывать формирование и развитие конкурентоспособности личности старшеклассника, а также вооружить учащихся социально-ориентированными технологиями, помогающими им устойчиво реализовывать свой личностный потенциал конкурентоспособности личности в различных видах деятельности с учетом конкретных условий социокультурной среды. Данная программа должна реализовываться в совокупности с остальными организационно-педагогическими условиями.

Подводя итог выше изложенного, хочется отметить, что только реализация в совокупности всех организационно-педагогических условий, может способствовать формированию конкурентоспособности личности старшеклассника.

Литература:

1.                 Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учебник для студентов и магистрантов. — // Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. — Ч. 1–12 с. Ч. 2–132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Развитие конкурентоспособности личности, развитие конкурентоспособности личности старшеклассника, конкурентоспособность личности, образовательный процесс, субъектная позиция, ученик, формирование конкурентоспособности личности.

Похожие статьи

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Теоретические предпосылки профессиональной подготовки будущего социального педагога к формированию досуговых интересов ребенка

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Индивидуально-психологические особенности будущих специалистов военного профиля

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Похожие статьи

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Теоретические предпосылки профессиональной подготовки будущего социального педагога к формированию досуговых интересов ребенка

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Индивидуально-психологические особенности будущих специалистов военного профиля

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков