Симуляционные формы обучения в практике преподавания экономических дисциплин и повышения квалификации
Автор: Рышкевич Владимир Михайлович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1039 раз
Библиографическое описание:
Рышкевич, В. М. Симуляционные формы обучения в практике преподавания экономических дисциплин и повышения квалификации / В. М. Рышкевич. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3864/ (дата обращения: 16.11.2024).
Имитационные (симуляционные) формы обучения, на наш взгляд, делаются все более востребованными в дополнительном обучении. Развитие игровых образовательных технологий дало мощный импульс профессиональному обучению взрослых. Благодаря им, появляется возможность испытывать те или иные формы социальной и профессиональной деятельности в обстоятельствах, безопасных с точки зрения рисков, издержек и санкций в случаях неоптимального поведения.
Кратко остановимся на классификации этой формы обучения. Прежде всего, определим, что под симуляционный подходом подразумевается такое оформление учебного процесса, при котором обучаемый действует в нереальной (игровой) ситуации и знает об этом. При этом степень условности игры может быть различны. Видовое и «жанровое» многообразие бизнес-симуляций чрезвычайно широко, а логические основания для их классификации столь разнообразны, что осуществить их систематизацию весьма непросто. Сегодня единой, разделяемой большинством преподавательского сообщества, классификации дидактических симуляторов не существует. Зная о разнообразии бизнес-симуляторов, преподаватель сможет выбрать себе тот, который подходит для его дисциплины наилучшим образом. Так, в учебном процессе могут быть выделены обучающие (т. е. призванные обеспечить трансляцию знаний и навыков), тренировочные и контролирующие игры. На практике применяем эти виды игр для групп переобучения по экономическим специальностям и повышения квалификации. [1,2]
Отношение со стороны слушателей к имитационным ситуациям различно: одни воспринимают это как должное, другие относятся безразлично. Особое внимание педагога в данной ситуации должно быть направлено на заинтересованность последних. Игра выступает здесь как командная работа и, на наш взгляд, должен присутствовать корпоративный дух.
Для повышения квалификации мы активно используются тренировочные и контролирующие игры. Здесь отношение слушателей совсем другое: они живо воспринимают идею самого проведения игры, вступают в дискуссию. [2,4]
Таким образом, нами замечено, что природа имитационного обучения, а тем более натуры самого обучаемого, таковы, что не позволяют пока проводить обучение в строгом соответствии с той или иной классификацией. Максимум, но что можно рассчитывать, проектируя ту или иную игру, — определить, какой ее фрагмент будет относиться к познавательным, какой — к развивающим, воспитательным, диагностирующим, имитационным, поисковым и др. задачам. В силу этого классификационные схемы должны прилагаться не ко всей игре в целом, а к отдельным ее фрагментам, к каждой из игровых ситуаций. Игровое обучение- процесс малопредсказуемый и плохо управляемый: на его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения. [2]
По целям традиционно рассматривают познавательные, развивающие и воспитательные симуляторы. Впрочем, едва ли такое вычленение возможно в чистом виде, поскольку процессы познания, личностного роста и воспитания едва ли разделимы по месту и времени. По основанию креативности дифференцируют репродуктивные, продуктивные (творческие) и поисковые симуляторы. Сюда относят также игры, правила которых заранее неизвестны обучаемому и складываются непосредственно в ходе игры. В них реализуется принцип неопределенности, наличествует элемент случайности, поскольку сама человеческая жизнь, как заметил выдающийся философ и методист Людвиг Витгенштейн, есть игра, правила которой пишутся по мере ее осуществления. Создание подобных игр, назовем их «самоорганизующимися», ведется довольно активно. Предназначение учебной игры… — перестать быть игрой. Высшее игровое достижение обучаемого должно из сферы условного перейти в область реального действия. Внутренний потенциал, способности обучаемого должны достичь в симуляционной деятельности такого уровня развития, чтобы успешно перенестись в повседневную деятельность. В итоге игра перестает существовать как таковая, как нечто условное и вымышленное, перерождается в практическую деятельность. В этом состоят, на наш взгляд, назначение и смысл имитационного обучения.
Резюме
1) Массовое обучение требует технологического решения образовательных процессов
2) Эффективное обучение возможно благодаря дифференциации предмета обучения, способов деятельности (включая умения и навыки) и процедур обратной связи.
Литература:
1. Атаманова, Р.И., Толстой, Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения/Р. И. Атаманова,Л. Н. Толстой –М.,2001.
2. Ежова, Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр./Л. В. Ежова-СПб.,2006.
3. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник/ В. Я. Платов. -М.: Профиздат, 1991.
4. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: yчеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб.заведений/ Е. А. Хруцкий.- М.: Высш. шк., 1991.