Осуждение тоталитарного режима в рассказе В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (интегрированный урок литературы и истории России), 11-й класс | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковпак, Л. А. Осуждение тоталитарного режима в рассказе В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (интегрированный урок литературы и истории России), 11-й класс / Л. А. Ковпак, Т. В. Шолохова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3882/ (дата обращения: 16.11.2024).

Тип урока — комбинированный. Технология сотрудничества (урок- диалог).

Цели урока: 1) прививать навык работы с историческим и литературным материалом и обучать умению давать правовую оценку советского режима; 2) формировать у учащихся чувство гражданской ответственности; 3) способствовать сохранению памяти о жертвах политических репрессий.

Задачи: помочь учащимся достаточно полно представить тоталитарный режим 30–50-х гг ХХ-го века за счет детального изучения исторических материалов и анализа прозы В.Шаламова.

Оборудование: 1) фрагменты художественного фильма «Завещание Ленина» (по рассказам В. Шаламова); 2) исторические документы 1920–30-х гг; 3) текст рассказа «Последний бой майора Пугачева»; 4) портреты В. Шаламова, А. Солженицына, А. Сахарова; 5) карта ГУЛАГа.

Форма проведения: класс разделен на две группы — на историков и литературоведов, у каждого на груди бэйдж; урок ведут два учителя — истории (далее- У И) и литературы (У Л).

Ход урока.

Звучит музыка из х/ф «Завещание Ленина».

У И. Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим об одной из самых печальных страниц нашей истории – об эпохе тоталитаризма, проанализируем правительственные документы того времени и расскажем суровую правду о тех, кто прошел все круги ада сталинских лагерей.

У Л. Обратимся к словарю. Что обозначает прилагательное «тоталитарный»?

(Тоталитарный - характеризующийся насилием, полным подавлением демократических свобод и прав личности.)

У И.. 1. Что такое тоталитарный режим? Тоталитарное государство?

2. Назовите основные признаки тоталитаризма.

3. Как вы думаете, зачем Сталину нужна была система массовых репрессий?

(Террор был необходим тоталитарному государству для создания всеобъемлющей репрессивной системы — «лагерной империи», «архипелага ГУЛАГ».)

Государство истребляло не только тех, кто противодействовал его политике, или от кого можно было ожидать противодействия и «противомыслия», но и тех, кто был ему предан — для создания «подсистемы страха». Репрессии, «оформленные» как уголовные наказания за мнимые, несуществующие преступления или проступки, несоразмерные наказаниям, стали с тех пор главным методом функционирования «подсистемыстраха» в рамках общей системы сталинской власти.

4. Какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина?

(1-й историк: Сталин облегчал себе путь к власти, выступая в роли ученика и последователя Ленина. «Обожествление» Сталина произошло в 30-е годы. Он стал богом ещё при жизни. Повсюду были его портреты и памятники. Его именем назывались города, улицы, школы, заводы, колхозы, полки.

2-й историк: Вот строки со страниц «Правды» 19З5–19З9 гг.:

«Да здравствует тот, чей гений привёл нас к невиданным успехам, — великий вождь, друг и учитель — наш Сталин!»;

«Пусть живёт и здравствует вечно наш отец родной — Сталин — Солнышко»;

«Благородный образ Сталина — человека с головой учёного, с лицом рабочего, в одежде простого солдата — дорог и близок каждому».

Перечень заслуг Сталина перед историей: Сталин — Вождь и Учитель трудящихся всего мира; Отец народов; Мудрый и прозорливый Вождь Советского народа; Величайший гений всех времен и народов; Величайший полководец всех времен и народов; Корифей науки; Верный соратник и продолжатель дела Ленина, Ленин сегодня, Лучший друг всех детей и т. д.

3-й историк: Миллионы советских людей эти слова воспринимали как соответствующие действительности. В этом выражался культ личности — феномен массового сознания, для которого характерно наделение личности сверхъестественными способностями, преклонение перед личностью).

У Л. Вопреки всему, возникало сопротивление сталинщине. Выдающиеся деятели советской культуры и науки не могли примириться с утвердившимся режимом. Поэтому такие деятели, как Н. И. Вавилов, М. Е. Кольцов, В. Э. Мейерхольд, каждый в своей области героически отстаивали свои убеждения и погибли в застенках сталинских лагерей. Среди тех, кто смог достойно выдержать все круги колымского ада и написать о нем кистью мастера, был большой художник, автор глубокой психологической и философской прозы Варлам Тихонович Шаламов. Слово нашим литературоведам.

1-й литературовед. Варлам Шаламов родился в 1907 году в тихом городе Вологде, в семье священника. В 1917–1918 годах отец, уже слепой и выселенный из своей квартиры, ходил «сражаться за бога»- на диспуты, такие популярные тогда. Мальчиком Варлам сопровождал слепого отца, учась твердости душевной, неустрашимости.

2- йлитературовед.В 1924-м году, блестяще окончив школу, Шаламов не получил направление в университет от РОНО, т. к. был сыном священника. Когда же в 1926-м году был, наконец, объявлен свободный конкурс для поступления в МГУ, Шаламов становится студентом 1-го курса факультета советского права.

3-й литературовед. Через год он в рядах оппозиции, участвовал в демонстрации к 10-летию Октября под лозунгом «Долой Сталина!».19 февраля 1929-го года его арестовали за «распространение фальшивки»- известного «Письма к съезду» В. И. Ленина. Варлам Шаламов получил срок- 3 года исправительно-трудовых лагерей и отправился по этапу на Вишеру, в Северный Урал.

У И. В. И. Ленин в «Письме к съезду» (4 января 1923 г.) дал характеристики деятелей из своего окружения: Сталину, Троцкому, Зиновьеву, Каменеву, Бухарину, Пятакову: Сталин, «слишком груб», «сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Ленин предлагал переместить его с поста генсека, заменив более терпимым, лояльным, вежливым человеком.

Во время болезни Ленина и после его смерти в верхах большевистской партии началась ожесточенная борьба за власть.

3-й историк. Все члены Политбюро объединились против Троцкого, постепенно оттеснив его от руководства Красной Армией, а затем добившись вывода и из Политбюро. Однако уже в 1924 г. между союзниками Каменевым, Зиновьевым и Сталиным произошел раскол. Каменев и Зиновьев образовали «новую оппозицию», которая подверглась разгрому на XIV съезде партии в 1925 г. В 1926 г. Зиновьев и Каменев вошли с Троцким в «объединенную левую оппозицию», больше известную как троцкистско-зиновьевский блок. Оппозиционеры были исключены из партии XV съездом в 1927г. В1929 г. Троцкий Л. Д. был выдворен из страны. Победителем в персональной борьбе за власть стал Сталин.

4- й литературовед. В 1937-м году Шаламов был арестован снова и осужден за контрреволюционную троцкистскую деятельность на 5 лет заключения в лагерях с «использованием на тяжелых физических работах». Литера «КРДТ» была фактически смертным приговором.

5- й литературовед. В золотых и угольных забоях человек мог прожить несколько недель: 50-градусный мороз, голод, побои блатных и конвоиров… Он понимал, что жить ему остались дни.

У И. Такие жуткие, нечеловеческие условия были не только в этом лагере.

1-й историк: Заключенные выполняли самые тяжелые виды работ: лесоповал, земляные работы, добыча полезных ископаемых в труднодоступных районах, строительство важных военных и народнохозяйственных объектов. Лагерные заключенные не имели никаких прав, даже естественных для человека в любом обществе, обеспечивались жизненными ресурсами ниже уровня биологического выживания. Тяжело работающие заключенные получали от 1100 до 1300 калорий в день при выполнении ими нормы на 90–100 % (на рудниках норма была 1,5 тонны руды в смену). А физиологическая норма составляет 3100–3900 калорий в сутки. Заключенные не имели выходных, никаких праздников, дней отдыха. Продолжительность рабочего дня — 11,5 часов круглый год.

Просмотр фрагментов х /ф «Завещание Ленина».

У И. и учащиеся анализируют документы 1929-1937 гг., пытаясь оценить правовую ситуацию в стране и понять, кому это было выгодно.

5 декабря1936 г. была принята Конституция СССР — «Конституция победившего социализма». Она провозглашала существование в СССР двух дружественных классов — рабочего класса и колхозного крестьянства — и социалистической интеллигенции. Конституция гарантировала гражданам в соответствии со статьей 127 неприкосновенность личности, в соответствии со статьей 125- свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций; в соответствии со статьей 126 — право объединения в общественные организации, которые по статье 141 могли выставлять кандидатов в депутаты на выборах Советов всех уровней. Статья 134 провозглашала всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

1)        1929 г. Постановление ЦК: директор промышленного предприятия как единоличный начальник получает право увольнения рабочих без уведомления профсоюзов. Рабочие теряют возможность социальной защиты, отстаивания своих прав на производстве.

2)        1932 г. Закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической) собственности» предписывал: к врагам народа, покушающимся на социалистическую собственность, применять «в качестве меры судебной репрессии» расстрел с конфискацией всего имущества или лишение свободы на 10 лет. Вскоре Закон был распространен на «обширный круг преступлений», в том числе спекуляцию и саботаж сельскохозяйственных работ.

3)        1932 г. Постановление ЦИК и СНК «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов» применялось для учета населения городов, рабочих поселков и новостроек, «разгрузки» их от лиц, не связанных с общественно полезным трудом и «очистки» их от «укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Паспорт ограничивал свободу передвижения граждан, обеспечивая тем самым наиболее эффективный контроль за ними со стороны государства. Колхозники, лишенные права на получение паспортов, не имели возможности покинуть село.

4)        1934 г., 8 июня. Введение «высшей меры социальной защиты» за измену Родине, ответственности всех взрослых членов семьи за преступление одного из них. Наказание для тех, кто знал о намерении родственника, — от 2 до 5 лет лагерного заключения, для тех, кто не знал, — ссылка на 5 лет.

5)        1934 г., ноябрь. Создание Особых совещаний для упрощения системы судопроизводства при наказании «врагов народа» и членов их семей.

6)        1934 г., 1 декабря. Постановление ЦИК о рассмотрении дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти: следствие ограничивается десятидневным сроком, слушание дела идет без участия прокурора и адвоката, ходатайства о помиловании не допускаются, приговор о высшей мере наказания приводится в исполнение немедленно.

7)        1935 г. Установлена уголовная ответственность вплоть до смертной казни для детей, начиная с 12 лет.

8)        1937 г. Постановление от 1 декабря1934 г. распространено на дела о вредительстве и диверсиях.

9)        1937 г. — разрешение ЦК ВКП (б) на применение в практике НКВД методов физического воздействия против врагов народа.

— Кого защищало советское законодательство? (Ответы учащихся)

У Л. Среди тех, кто был неугоден властям, -Варлам Шаламов. 20 лет будущий писатель провел в лагерях, в ледяном аду Вишеры и Колымы. По сфабрикованному «делу юристов» его везли в Магадан на расстрел; его судили в поселке Ягодном по делу № 9646 и дали срок 10 лет за «антисоветскую агитацию»: он назвал И. Бунина русским классиком. Стихи и рассказы самого Шаламова стали печататься лишь с 1987-го года, т. е. через 5 лет после его смерти.

6-й литературовед. Главной книгой его жизни стали «Колымские рассказы».Они были написаны в 1954–1973 годах. «Колымские рассказы» -это судьба мучеников. Неважно, что многие рассказы несюжетны, главное, что отмечали все, кто читал их,- это сильнейшее впечатление, которое они производят на читателей.

У Л. Как определить жанр этого произведения? Какое впечатление на вас оно произвело?

(Это и эссе, и плач, и реквием. В правдивости написанного никто не сомневается. Говорят, что лагерь –это противоестественно, он никого не делает лучше, сильнее. Это растление для всех: и для заключенных, и для конвоиров.(Зачитывают отрывки из текста)

У И. зачитывает выведенные на экран официальные данные о количестве жертв политических репрессий:

В период 1930–1953 годов по возбужденным органами ОГПУ, НКВД, НКГБ-МГБ 2 578 592 уголовным делам были подвергнуты репрессиям 3 778 234 человека, в том числе осуждены к высшей мере наказания (расстрелу) 786 098 человек. Среди лиц, подвергнутых репрессиям, осуждены судебными органами 1 229 828 человек (в том числе к расстрелу — 656 548 человек).

Этими данными не исчерпывается число пострадавших… Тысячи из них просто не попали в сводки органов госбезопасности (например, коллективизация, по подсчетам В. Д. Данилова, обернулась бедой для7–8 млн. человек, а голод 1932–1933 гг. унес от 3 до 15 млн. жизней). Многие историки считают, что репрессировано в 1930–1941 гг. около 20 млн. человек.

У Л — Что можно сказать о героях рассказа? За что они были осуждены?

(Это заключенные в лагере: культорг майор Пугачев, повар Солдатов, механик Иващенко, лейтенант танковых войск Георгадзе, капитан Хрусталев, Иващенко- оружейный мастер, летчики Левицкий и Игнатович, танкист Поляков, фельдшер Малинин, санитар Яшка из Белоруссии, весельчак Ашот.)

— Что поразило вас больше всего в истории майора Пугачева?

(Поражает то, за что он оказался в лагере. Бежал из немецкого плена, обвинен в шпионаже, приговор- 25 лет тюрьмы. Не верил власовцам, говорившим, что пленные не нужны своей стране, от них отказалась власть. Все: и французы, и американцы, и англичане- получали посылки, письма от родных, о них помнили на родине, а «у русских не было ничего, кроме голода и злобы на все на свете»).

— Какие особенности творчества В. Шаламова проявляются в рассказе?

(Отмечают документализм, психологизм, антипатетичность, лаконизм, автобиографичность. Приводят примеры, доказывающие, что Шаламов – мастер детали, что он чужд ригоризма (никому не навязывает своего мнения), сводит до минимума лагерный сленг, не отказывается от сатирических красок. Цитаты:

«Аресты тридцатых годов были арестами людей случайных. Это были жертвы ложной и страшной теории о разгорающейся классовой борьбе по мере укрепления социализма»; «…они умирали в белой колымской пустоте от голода, холода, многочасовой работы, побоев и болезней»; «Он (майор Пугачев) обещал им свободу, они получили свободу. Он вел их на смерть — они не боялись смерти»).

— Покажите, как автор с документальной точностью описывает побег из лагеря. Какие качества заключенных проявились накануне побега? (В первую очередь человечность: многие знали о готовящемся побеге, но никто не выдал, «никто не бежал на вахту с доносом»).

— Почему автор говорит, что все одиннадцать умерших товарищей были «лучшими людьми его жизни»?

— Почему рассказ называется «Последний бой майора Пугачева»? (В результате обсуждения приходят к выводу, что главный герой вел бой не только с лагерной охраной, конвоирами, но и с самой сталинской системой).

У И. Подводя итог сегодняшнему разговору о судьбе человека в тоталитарном обществе, нам хотелось бы понять, какие же ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «тоталитарное общество».

Задание групповое — для «историков» и «литературоведов».

Варианты записи: репрессии, отсутствие свобод, культ личности, сталинизм, ГУЛАГ, террор…

У Л. И самый главный вопрос сегодняшнего урока: нужно ли говорить об этом, ведь прошло столько лет, может, не стоит ворошить прошлое и все забыть?

(Вопрос дискуссионный, но все же приходят к общему мнению о том, что о репрессиях 30–50-х гг нельзя молчать, чтобы этот ужас никогда не повторился. Называют Солженицына, Сахарова, которые посвятили этому жизни).

Основные термины (генерируются автоматически): враг народа, лагерь, Последний бой майора Пугачева, тоталитарный режим, тоталитарное общество, тоталитарное государство, социальная защита, репрессия, рассказ, Пугачев, постановление ЦИК, быль, литературовед, культ личности, заключенная, жертва политических репрессий, высшая мера наказания, власть.

Похожие статьи

Комедия «Горе от ума» - зеркало эпохи, картина русского общества (Интегрированный урок истории и литературы, 9 класс)

Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Уроки нравственности в пьесе Виктора Розова «В добрый час!» (11 класс)

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы»

Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России»). 2-й класс

Методическая разработка урока истории в пятом классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (урок-исследование)

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Похожие статьи

Комедия «Горе от ума» - зеркало эпохи, картина русского общества (Интегрированный урок истории и литературы, 9 класс)

Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Уроки нравственности в пьесе Виктора Розова «В добрый час!» (11 класс)

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы»

Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России»). 2-й класс

Методическая разработка урока истории в пятом классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (урок-исследование)

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)