Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, май 2013)

Статья просмотрена: 3315 раз

Библиографическое описание:

Казаков, Р. С. Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений / Р. С. Казаков. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3899/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования.

Внедрение компетентностного подхода в образовании предполагает внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов.

Общепедагогической целью профессионального образования является профессиональная модель выпускника. То есть, к девятнадцати-двадцати годам (возраст выпускника) средней профессиональной образовательной системой должен быть подготовлен компетентный в своей профессиональной области специалист. Специалист такой квалификации, которая удовлетворяет не только требованиям государственного образовательного стандарта, но и требованиям рынка труда и позволяет быстро адаптироваться в изменяющихся условиях профессиональной среды. Преимуществом среднего профессионального образования является продолжительная практика (25–30 учебных недель), в процессе которой студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и освоить профессиональные компетенции.

Однако сегодня во время прохождения профессиональной практики студентами учреждений среднего профессионального образования наблюдается противоречие между содержанием функциональной насыщенности деятельности во время прохождения практики и профилем будущей профессиональной деятельности. В силу различных причин производственного и экономического характера работодатели часто не допускают студентов, проходящих практику, до выполнения функциональных обязанностей, соответствующих фактическому учебному плану.

В системе прохождения профессиональной практики действуют следующие негативные факторы:

-          — Недостаток в базах производственной практики. Отсутствие социальных партнерских отношений у учреждений среднего профессионального образования с предприятиями вынуждает студентов самостоятельно искать места для прохождения практики, которые часто не соответствуют профилю специальности. Слабая материально-техническая оснащенность учебно-производственных мастерских, оборудование которых исчерпало ресурс или сильно устарело морально;

-          — Низкая взаимосвязь и преемственность между всеми видами практики, в результате чего часто во время прохождения всех видов практики студенты выполняют одинаковые функциональные обязанности. Кроме того в период практики студенты, как правило должны занимать последовательно несколько рабочих мест с учетом того, чтобы за время практики пройти полный цикл основных видов работ;

-          — Отсутствие заработной платы во время прохождения практики. Наличие финансовой незаинтересованности часто заставляет студентов работать во время прохождения практики не по профилю специальности;

-          — Слабый индивидуальный подход руководителей практики, как от учреждений среднего профессионального образования, так и от предприятия.

Перечисленные выше факторы, действующие во время прохождения профессиональной практики, вызывают у студентов учреждений среднего профессионального образования снижение интереса к будущей профессиональной деятельности.

С целью решения выше перечисленных проблем на базе Кемеровского кооперативного техникума открыта учебная фирма ООО «Специалист». Считается, что одной из прогрессивных форм организации учебного процесса является имитационная технология обучения. Учебная фирма позволяет проектировать элементы образовательной деятельности на рабочем месте, создавать имитацию будущей реальной профессиональной деятельности студента, показать на практике межличностные отношения в рыночных условиях, а так же самореализоваться, развить творческий потенциал.

Деятельность учебной фирмы предполагает сочетание практического и теоретического обучения студентов, проведение всех видов практик, а так же совершенствование интегрированных профессиональных знаний студентов, обучение деятельности на рабочем месте при помощи внедрения реальной ситуации, возможности студентам получения опыта работы с участием в реальном бизнесе, совершенствование профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Содержание профессиональных компетенций в свете научных подходов формируется под влиянием внешних и внутренних факторов:

-          социального заказа рынка труда;

-          требований государственного образовательного стандарта к квалификации специалиста,

-          требований работодателей к профессиональной квалификации выпускника;

-          организационных и педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование профессиональных компетенций студентов.

Вопросы оценивания уровня освоения профессиональных компетенций сейчас активно обсуждаются в педагогической литературе.

Мы считаем, что любой материал может быть освоен на 3х уровнях.

1 уровень — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 уровень — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 уровень — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

По мнению специалистов ФИРО компетенция может быть либо освоена, либо нет.

Другие ученые предлагают выделять три уровня сформированности профессиональных компетенций: базовый, повышенный, творческий либо репродуктивной, частично-поисковой, поисковой и, соответственно, формулируют идентификаторы, описывающие признаки достижения этих уровней.

В основу каждого из уровней положены понятия познавательной деятельности: воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Мы предлагаем следующую шкалу оценки уровня освоения профессиональных компетенций: не освоено; освоено на репродуктивном уровне (студенты пользуются подробными инструкциями при выполнении того или иного вида профессиональной деятельности, работают по заданному алгоритму, не проявляют аналитических и творческих способностей); освоено на продуктивном уровне (студенты не пользуются подробными инструкциями при выполнении того или иного вида профессиональной деятельности, проявляют способности к анализу и творчеству при выполнении профессиональных задач, самостоятельно выбирают те или иные профессиональные действия).

Формирование профессиональных компетенций является важным условием социального партнерства учебного заведения и работодателя.

Слабое социальное партнерство с работодателями, то есть отсутствие системы централизованного распределения специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, отсутствие подготовки студентов по целевому заказу, часто приводит к невозможности дальнейшего трудоустройства и отсутствию рабочих мест для прохождения производственной практики, в результате чего будущий специалист не получает практических навыков.

Для того чтобы наглядно проиллюстрировать этот процесс, мы предлагаем следующие статистические данные: в 2003 г. квалификационный уровень выпускников учреждений СПО и НПО работодатели оценивали как отвечающий требованиям современного производства на 100 и 92 % соответственно, то в 2007 г. — лишь около на 46 и 42 %. Значительно уменьшилось и количество работодателей, отмечающих соответствие действующих государственных образовательных стандартов профессионального образования (более чем с 73,8 % в 2003 г. до 60 % в 2007 г.) требованиям современному производству.

В связи с этим возникает необходимость в построении состава профессиональных компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей, и формируемых на всех этапах получения специальности. С целью преодоления недостаточного соответствия качества и содержания практической подготовки будущих выпускников запросам работодателей, были определены профессиональные компетенции по данной специальности СПО «организация обслуживания в сфере сервиса» на основе отраслевых квалификационных стандартов.

Далее был проведен опрос социальных партнеров: работодателей сферы сервиса — системы потребительской кооперации Кемеровской области, предприятий других форм собственности: ООО «Фалар», ООО «Провинция» и др. Работодателям было предложено определить значимость профессиональных компетенций по пятибалльной шкале. В результате анкетирования был определен рейтинг профессиональных компетенций специалистов сферы сервиса на текущий момент (Таблица 1).

Таблица 1

Определение рейтинга профессиональных компетенций на текущий момент

Профессиональные компетенции менеджера сферы сервиса

Средний балл

Анализировать возможности организации по производству продукции или услуг в соответствии с заказами потребителей

4,5

Организовывать выполнение заказов потребителей.

5,0

Участвовать в оценке эффективности деятельности организаций сферы сервиса.

4,0

Контролировать качество выполнения заказа.

4,5

Контролировать соблюдение требований нормативных и технических документов при отпуске продукции и оказании услуг.

4,5

Проводить контроль качества продукции и услуг организаций сферы сервиса.

4,0

Наибольший балл получила профессиональная компетенция «Организовывать выполнение заказов потребителей». Известно, что менеджер сферы сервиса дожжен заниматься организационно-управленческой деятельностью такой как организация приема заказов на оказание услуг; участие в управлении деятельностью предприятий сферы сервиса; принятие управленческих решений по оказанию услуг; планирование и организация процесса оказания услуг. В эту сферу деятельности входит и такая профессиональная компетенция как «Анализировать возможности организации по производству продукции или услуг в соответствии с заказами потребителей». Следующие компетенции, получившие высокие баллы, это «Контролировать качество выполнения заказа» и «Контролировать соблюдение требований нормативных и технических документов при отпуске продукции и оказании услуг» относятся к производственно-технологической сфере деятельности менеджера.

Анализ перечня необходимых компетенций послужил поводом для дальнейшей работы.

Далее проводился эксперимент по формированию профессиональных компетенций. На базе учебной фирмы ООО «Специалист» НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» посредством внедрения имитационной технологии обучения. В эксперименте участвовали студенты групп 7 МнС (12 человек) и 8 МнС (20 человек) в процессе прохождения учебной практики.

Профессиональная компетенция «Анализировать возможности организации по производству продукции или услуг в соответствии с заказами потребителей» не вызывала сложностей в освоении. Уже в первый месяц прохождения практики в учебной фирме ее освоили на репродуктивном уровне более половины обучающихся. К концу эксперимента на большинство студентов освоили ее на продуктивном уровне.

Профессиональная компетенция «Организовывать выполнение заказов потребителей» так же не вызвала сложностей в освоении. Необходимо отметить, что группа 8МнС демонстрировала более высокие уровни освоения данной компетенции, что вызвано тем, что большая часть студентов данной группы дополнительно освоила рабочую профессию «официант».

Профессиональная компетенция «Участвовать в оценке эффективности деятельности организаций сферы сервиса» оказалась сложна для освоения как для студентов группы 7 МнС так и 8МнС. На конец эксперимента она была освоена на репродуктивном уровне 60 % и 70 % соответственно. Никто не продемонстрировал продуктивный уровень освоения. Данная компетенция требует наличия развитых аналитических способностей, отсутствующих у большинства обучаемых.

Профессиональная компетенция «Контролировать качество выполнения заказа» не вызвала сложностей в освоении у студентов обеих групп. Однако студенты группы 8МнС продемонстрировали более быстрый и высокий уровень освоения, что связанно с наличием у большинства из них рабочей профессии «официант».

Динамика освоения профессиональной компетенции «Контролировать соблюдение требований нормативных и технических документов при отпуске продукции и оказании услуг» у студентов двух групп почти полностью совпадала, однако к концу эксперимента студенты группы 8МнС продемонстрировали более высокий уровень освоения данной компетенции.

Профессиональная компетенция «Проводить контроль качества продукции и услуг организаций сферы сервиса» заключается во владении методами контроля продукции и услуг в организациях сферы сервиса. Группа 8МнС продемонстрировала более высокий уровень овладения данной компетенцией. При этом они ищут оптимальный способ решения возникающих проблем методом проб и ошибок.

В целом профессиональная практика служит одним из основных средств формирования интересов к будущей профессии у студентов учреждений среднего профессионального образования. Расширение ее роли как этапа индивидуальной целевой подготовки студента учреждения среднего профессионального образования можно рассматривать как стимул для формирования профессионального интереса. Прохождение практики на базе учебной фирмы ООО «Специалист» посредством внедрения имитационной технологии обучения способствует формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. Учебная фирма является развивающей средой, где каждый студент имеет возможность реализоваться и апробировать приобретенные во время теоретического курса знания, трансформировать знания в умения, получить в готовом виде или самостоятельно сформулировать новые понятия, наблюдать ролевые модели в реальной жизни, возможность исправлять ошибки, а также получать помощь и поддержку других людей, рефлексировать относительно результатов своей деятельности.

Во время работы в учебной фирме происходит реаранжировка в сознании студентов структуры приоритетов (субъективное перераспределение знаний, умений и профессиональных компетенций по шкале значимости по результатам приобретения практического профессионального опыта).

Проведенная опытно — экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений позволяет сделать следующие выводы:

Выявлено, что активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побуждает учебные заведения пересматривать подход к подготовке профессиональных кадров: необходимо осуществлять имитацию будущей профессиональной деятельности для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда и привлекать к формированию перечня профессиональных компетенций работодателей для развития механизма социального партнерства.

На наш взгляд процесс формирования профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования будет успешным, если будет проходить на базе учебной фирмы с использованием имитационной технологии обучения. Прохождение практики на базе учебной фирмы позволяет избежать многих негативных факторов, существующих в традиционных системах прохождения практик учреждениях среднего профессионального образования. Учебная фирма эффективна и актуальна в повышении уровня практической направленности обучения студентов всех специальностей для формирования профессиональных компетенций и развития интеллектуальных способностей будущих специалистов в условиях рыночной экономики.

Полученные теоретические и практические результаты работы позволили разработать условия, необходимые для формирования профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования. мы полагаем что эти условия можно представить следующим образом: как группу педагогических и группу организационных.

Соответственно, к первой группе можно отнести следующие условия:

1.                          Разработка форм контроля и выявление основных показателей оценки результата освоения профессиональных компетенций студентами учреждений среднего профессионального образования.

2.                          Определение уровней сформированности профессиональных компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования.

3.                          Экспериментальная проверка формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в имитационной среде.

Ко второй группе можно отнести условия:

1.         Формирование перечня профессиональных компетенций специалистов в конкретных ситуациях с учетом требований работодателей к трудовой деятельности.

2.         Определение того факта, что освоение профессиональных компетенций происходит на более высоком уровне, если дополнительно обучающимися освоена рабочая профессия.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетенция, компетенция, учебная фирма, оказание услуг, учреждение среднего, имитационная технология обучения, профессиональная практика, студент, студент учреждений среднего.

Похожие статьи

Медико-биологическое моделирование как способ формирования исследовательской компетенции на первой ступени высшего образования в медицинских вузах

Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Системы управления контентом и использование их функционала при обучении информационным технологиям студентов гуманитарных и экономических специальностей в высших учебных заведениях

Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Похожие статьи

Медико-биологическое моделирование как способ формирования исследовательской компетенции на первой ступени высшего образования в медицинских вузах

Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Системы управления контентом и использование их функционала при обучении информационным технологиям студентов гуманитарных и экономических специальностей в высших учебных заведениях

Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования