К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности в художественно-творческой деятельности в период детства
Автор: Бутенко Наталья Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1502 раза
Библиографическое описание:
Бутенко, Н. В. К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности в художественно-творческой деятельности в период детства / Н. В. Бутенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3904/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается один из редких принципов эстетического развития личности — принцип эстетической универсальности. Анализируются взгляды учёных с античных времён до настоящего времени, раскрывается авторская трактовка особенностей реализации принципа эстетической универсальности в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: художественное творчество, принцип универсальности, эстетический опыт, эстетическая деятельность, эстетическое отношение, художественно-творческая деятельность, продуктивная деятельность, дети дошкольного возраста.
Во все времена существования человека мир культуры был представлен продуктами человеческого творчества. Творчество присутствует всюду, где человек изображает, комбинирует, видоизменяет и создаёт что-либо новое, как бы малым оно не казалось в сравнении с искусством прошлого. Создание нового ценностного продукта происходит в различных видах творческой деятельности человека. Характеризуя творчество как способность одержимости, Платон [3, с. 33] отмечал, что оно невозможно на основе обучения и правил, так как рождается из сверхчувствительного источника. Тенденции гуманизации современного образования и возрастающая потребность общества в творческих личностях обуславливают актуальность проблемы художественно-эстетического развития в период дошкольного детства. Огромное значение художественного творчества в эстетическом развитии ребёнка не требует особых доказательств. В этом вопросе важно подумать о создании необходимых условий и особенностях реализации поставленных перед педагогом задач в образовательном процессе с учётом модернизации дошкольного образования через культурно- опосредованные формы отношений ребёнка с действительностью.
В условиях современного дошкольного образования наиболее важными для решения педагогических задач в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста выступают следующие принципы: принцип эстетической универсальности, принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, принцип эмоциогенности и эстетизации среды, принцип интенциональности, принцип комплексности. В рамках исследования рассмотрим более подробно особенности реализации принципа универсальности в художественно-творческой деятельности в период детства.
Универсальность является одним из основных принципов эстетического освоения действительности, однако, среди характеристик творческой личности универсальность называют очень редко. Принцип универсальности заключается в том, что эстетическая деятельность, пронизывающая все сферы деятельности человека, проявляется в каждой из них. В эстетическом освоении мира человеком, как отмечает Р. А. Куренкова [6, с. 93], различают три основных типа эстетической деятельности:
- универсальная, как эстетическая деятельность, связанная с материальным духовным производством, с практическими отношениями человека в мире;
- родовая, порождающая собственно эстетическое начало, самостоятельно существующая в ремесле, в народном искусстве и фольклоре;
- художественная или творческая, в области искусства является высшим, концентрированным, свободным от утилитарного начала видом эстетической деятельности, так как главная цель художника не связана с задачами пользы, а подчинена лишь одной цели — созданию красоты.
Эстетическая деятельность, объединяющая простые и возвышенные человеческие потребности, включает в себя интуицию, вдохновение, творческое самовыражение, органически сливающиеся с рационализмом и самоограничением. Эстетическая деятельность субъекта в процессе творческой деятельности через акт традиционного эстетического восприятия приобретает опыт художественного освоения действительности. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в прото-эстетической практике архаического человека, в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь предметами утилитарного употребления. В дальнейшем эстетический опыт наиболее полно воплощался в искусстве, культовых практиках и в обыденной жизни человека. Эстетический опыт находил выражение в зачаточных формах древнего искусства. С ним была неразрывна и интуитивная эстетическая оценка на основе ещё слабо развитого чувства удовольствия или неудовольствия. Как отмечают В. В. Бычков [1, с. 456] эстетический опыт помогает человеку обрести своё место в Универсуме, ощутить себя органической частью Природы, обладающей своей личностной самобытностью в общей структуре бытия. Дж. Дьюи, оказавший колоссальное влияние на теорию эстетического воспитания (книга «Искусство как опыт»), представил категорию эстетического опыта как модель всякого опыта вообще. Развивая идеи Дж. Дьюи, Р. Циммерман выделил основные характеристики эстетического опыта, при актуализации которых происходит эстетизация объектов: способность доставлять бескорыстное наслаждение и наличие восприятия формы.
Понятие эстетического опыта занимает центральное место в категориальной структуре рецептивной эстетики. Обращаясь к эстетическому опыту, философы (Э. Гуссерль, Р. Ингарден, Х. Яусс и др.) отмечали его формообразующую черту — переживание событий встречи с необходимостью адекватного выражения акта этой встречи [4, с. 215]. Феменологический аспект эстетического опыта исследовал французский эстетик М. Дюфрен («Феноменология эстетического опыта» 1953). Он относил эстетический опыт исключительно к искусству, художественному освоению действительности и видел в нём «начало всех путей, которыми проходит человечество». М. Дюфрен был убеждён, что только эстетический опыт делает человека настоящим человеком, порождая из себя познавательные и нравственные отношения. Эстетический опыт в философии И. Канта трактовался как опыт сознания, или как опыт переживания. В научных исследованиях (M. Beardsley) выделяются следующие признаки эстетического опыта, представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Признаки эстетического опыта (по М. Бердсли)
Итак, приобретенный эстетический опыт гармонизирует в человеке все противоположные интенции [от лат. intention — намерение, стремление; как «направленность сознания на предмет»], выявляя сущностные основания бытия на глубинном, не поддающемся вербализации, уровне [9, с. 266]. Всякий опыт есть опыт переживания, а у переживания всегда есть результат или продукт, который обладает формой — то есть выражением, поэтому всякий опыт — есть опыт эстетический.
В дошкольном возрасте эстетический опыт (эмоционально-ценностное отношение к миру) составляет основу художественно-творческой деятельности ребёнка, направленной на эстетическое освоение мира культуры через мир художественных образов. Этот опыт, рассматриваемый как компонент социального опыта, по мнению И. Я. Лернера [7, с. 15], определяет направленность личности к жизни, отбор его действий и объектов в соответствии с потребностями и мотивами. Художественная деятельность как основная педагогическая ценность представляет не результат этой деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс и творческое действие (А. В. Бакушинский, Н. Н. Поддъяков); В процессе развития ребёнка воспитательный и эстетический опыт, проявляющие в эстетическом отношении личности к художественным образам, переплетаются и вступают во взаимодействие. По мнению И. А. Лыковой [8, с. 121], одним из компонентов модели эстетического отношения выступает художественный опыт как эстетическая апперцепция, который способствует самостоятельной творческой деятельности ребёнка, его саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). В процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста эстетический опыт рассматривается как совокупность интуитивно-действующих отношений ребёнка к реальности, имеющих созерцательный, игровой, выражающий, изображающий, преображающий, творческий характер. При этом эстетический опыт выражается: а) как опыт отдельного ребёнка, сопровождающийся или завершающийся духовным и эстетическим наслаждением субъекта (красиво, выразительно и т. п.); б) позитивной ценностной реакцией ребёнка на продукт собственной творческой деятельности (на основе чувства удовольствия). Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведениях искусства, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат творческой деятельности.
Детям дошкольного возраста более характерна деятельность, чем созерцательность. Мы соглашаемся с мнением Е. Т. Кудрявцева, В. И. Слободчикова, Л. В. Школяра и др. [5, с. 8], что содержание деятельности, как человеческой формы активного отношения к жизни, составляет познание и созидание на основе освоения и наличия начальных форм культуры. Итак, реализация принципа универсальности рассматривается в аспекте продуктивной (эстетической и художественно-творческой) деятельности ребёнка:
- продуктивная деятельность предполагает специфическую детскую активность, в которой ребенок обретает «господство» (И. А. Лыкова) над материалами, овладевает художественными инструментами, создает оригинальный субъективно новый продукт, реализует и познает свое «Я», и тем самым выражает эмоционально-ценностное отношение к миру и самому себе;
- в эстетической деятельности действительность отражается и оценивается через художественный образ, который концентрирует определённую взаимосвязь содержания мира и изобразительно-выразительный способ его передачи (Р. М. Чумичева).
С позиции эстетики художественное творчество ребёнка должно быть направлено на создание продукта деятельности, с которым будет связано осознание возможностей ребёнка и её социальной ценности (Б. М. Теплов). Продуктом художественно-творческой деятельности ребёнка является новый художественный образ как обобщённое видение и особый вид освоения окружающего мира. У ребёнка, воспринимающего художественные образы искусства, эстетическая реакция может меняться в зависимости от накопления собственного эстетического опыта и знаний специфики разных видов искусства.
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» (Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.) содержание области «Художественное творчество» включает в себя изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование — традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединённые общим понятием «продуктивная деятельность детей»). Как отмечают авторы программы, продуктивная деятельность, в результате которой создается некий продукт — может быть не только репродуктивной (рисование по образцу), но и творческой (рисование по замыслу, воображению и т. п.) [10, с. 8]. Приобретение эстетического опыта ребёнком в процессе художественно-творческой деятельности возможно: а) в процессе создания собственного творческого продукта; б) через познание искусства, раскрывающее действительность посредством художественных образов, когда ребёнок получает необычайно многообразные и многоплановые впечатления и знания, которые его обогащают.
Произведения искусства вызывают у детей эстетические чувства не просто своей формой, сочетанием красок, звуков, слов, но и тем, что в этих произведениях через своеобразный художественный язык отображается окружающий мир и действительность. Благодаря этому художественное изображение предметов и явлений волнует детей, вызывает у них чувства симпатии, радости, огорчения и т. п. При изучении влияния произведений искусства на формирование эстетического вкуса и развитие детского изобразительного творчества большое значение приобретает вопрос об эстетическом восприятии искусства. Исследования советских педагогов (Н. А. Ветлугина, В. Езикеева, А. Запорожец, Н. Карпинская, Е. Флёрина и др.) свидетельствуют о способности детей дошкольного возраста к эстетическому восприятию искусства. Учёные подчеркивают, что именно в старшем дошкольном возрасте отношение детей к художественному произведению достигает довольно сложных форм эстетического восприятия, отмечаются проявления эстетического характера и в оценке произведений искусства.
Интерпретируя основные требования к выбору произведений искусства, влияющих на формирование эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста, выделенные Н. А. Ветлугиной [2, с. 135], отметим следующее:
- художественное произведение должно быть реалистическим и высокохудожественным, ибо только произведение, обладающее образной выразительностью, может оказать влияние на поиски выразительного отражения образа в детском творчестве;
- по своей тематике произведения искусства должны быть близки и понятны детям, что способствует пополнению представлений, знаний о явлениях и предметах; что содействует нахождению и обогащению способов передачи детьми своих замыслов в продуктах творческой деятельности;
- произведение должно быть понятно своей художественностью, то есть производить эстетическое воздействие на ребёнка (эстетическое воздействие оказывают только те произведения, выразительные средства которых доступны восприятию детей);
- в выбранных произведениях искусства особенно отчетливо должно быть показано использование художником отдельных средств изображения для воплощения содержания;
- показ произведений искусства следует проводить таким образом, чтобы обеспечить эстетическое восприятие произведений, при этом важно сохранить осознанное восприятие с эмоциональным отношением к ним.
Использование произведений искусства в работе с дошкольниками даёт возможность посредством образцов искусства содействовать накоплению зрительных впечатлений ребёнка, развитию творческого воображения и фантазии. Внимание к приёмам передачи формы, колорита, композиции в используемых образцах искусства даёт детям возможность понять и найти выразительные средства для воплощения своего творческого замысла.
На основе представленной логики мы приходим к пониманию того, что при реализации принципа эстетической универсальности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста важными педагогическими условиями выступают следующие:
- создание эстетической художественно-творческой среды для свободы выбора содержания и средств передачи художественного образа путём взаимодействия разных видов деятельности (творчество детей синкретично);
- накопление ребёнком опыта художественных впечатлений от образов искусства и выявление связей с искусством в процессе ежедневной жизни;
- знакомство детей с искусством в увлекательном процессе доверительного отношения между ребёнком и педагогом, «погружая» в мир красоты и творчества, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- организация творческой художественной деятельности средствами различных видов искусства (художественные произведения) через «включение» эстетического опыта дошкольника, что будет способствовать более широкому смысловому и эмоциональному обогащению ребёнка к формированию эстетического отношения к миру, к созданию продукта собственной творческой деятельности;
- использование системы творческих заданий, проблемных ситуаций, художественно-эстетических проектов, направленных на формирование и развитие способностей у ребёнка создавать новые творческие образы;
- педагогическая деятельность должна быть направлена на овладение ребёнком навыками, умениями, способами художественно-творческой деятельности, что способствует приобщению детей в начале к простой, а затем всё более усложняющейся творческой деятельности.
Многолетняя практика работы в ДОУ показывает, что вышеназванные педагогические условия способствуют формированию у детей дошкольного возраста эстетической универсальности, которая выступает как характеристика творческой личности ребёнка, реализующаяся в процессе освоения произведений искусства через эстетическое восприятие и трансформации полученной информации в продукты собственного художественного творчества. Вышеизложенное позволяет нам понимать под художественно-творческой деятельностью ребёнка отражение его эстетического развития, которое формируется в процессе освоения художественных образов и накопления эстетического опыта на уровнях: активного восприятия, формирования эстетического отношения и личностных смыслов, реализацию творчества в продуктивной деятельности, результатом чего является формирующаяся в период детства эстетическая универсальность личности.
Литература:
1. Бычков, В. В. Эстетика: Учебник [Текст] / В. В. Бычков. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
2. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок»: Монография [Текст] /
3. Гилберт, К., Кун Г. История эстетики [Текст] / К. Гилберт, Г. Кун. Кн. 1., пер. с англ. 2-е изд. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. — 307 с.
4. Гилберт, К., Кун Г. История эстетики [Текст] / К. Гилберт, Г. Кун. Кн. 2., пер. с англ. 2-е изд. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. — 348 с.
5. Кудрявцев, В. Т., Слободчиков, В. И., Школяр, Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания [Текст] / В. Т. Кудрявцев, В. И. Слобдчиков, Л. В. Школяр // Известия РАО. — 2001. — № 4. — С.4–54.
6. Куренкова, Р. А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Р. А. Куренкова. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 367 с.
7. Лернер, И. Я. Система дидактических знаний и её значение для построения учебно-воспитательного процесса [Текст] / И. Я. Лернер; под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва // Современная дидактика: теория — практике. — М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. — 288 с.
8. Лыкова, И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / И. А. Лыкова: дис. … д-ра пед. наук. — М., 2009. — 350 с.
9. Психология. Полный энциклопедический справочник / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
10. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 303 с.под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: «Педагогика», — 1972. — 285 с.