Проблема школьной дисциплины в педагогическом наследии В.Сиповского
Автор: Заболотная Инна Андреевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1733 раза
Библиографическое описание:
Заболотная, И. А. Проблема школьной дисциплины в педагогическом наследии В.Сиповского / И. А. Заболотная. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3916/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрыты взгляды В. Сиповского на суть, значение, условия поддержания школьной дисциплины у школьников; определена роль учителя в реализации поддержания школьной дисциплины в условиях школьного образования.
Ключевые слова:школьная дисциплина, условия, учитель.
В современный период проблема школьной дисциплины не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение учащихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызывают серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебно-воспитательном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности и воспитанности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины во взглядах прогрессивных педагогов прошлого, а именно В. Сиповского.
Особенную роль в организации учебного процесса В Сиповский отводил школьной дисциплине. Он считал, что под школьной дисциплиной понимают исполнение со стороны учащихся требований школы относительно их поведения в школе. Дисциплинарные требования, не соответствующие детской натуре и силам, более всего и ведут к тому, что между наставниками и учениками образуется пропасть, и они обращаются как бы в два враждебных лагеря. Явление это, как известно, почти обычное в школе: обмануть учителя, проделать ему какую-либо неприятность, совершить дерзкую шалость за его спиной, нагрубить ему — все это ученику приносит только удовольствие и повышает его авторитет в глазах его товарищей. По мнению педагога: «Истинное воспитание никоим образом не может удовлетвориться одним лишь пассивным послушанием из-за страха наказания» [2].
Для истинного воспитателя, который должен наблюдать, изучать своих питомцев и направлять их к добру, прежде всего надо позаботиться о доверии их, откровенности, и поэтому он на дисциплину, основанную только на страхе должен смотреть как на врага, мешающего ему делать свое дело.
Но тем не менее стремление к самостоятельности в начале обучения очень сильно в детях. Лишь постепенно влияние школы нивелирует, сглаживает и уничтожает всякое проявление индивидуальности, самодеятельности и собственной инициативы в ребенке. Первое время после поступления в школу детей трудно заставить сидеть в классе тихо: они часто вскакивают, тянутся ко всему новому, отвечают, когда их не спрашивают, просят разрешения рассказать интересные случаи или отвечать урок. Все знают, как трудно бороться с хоровыми ответами детей, с громкой подсказкой; нередко приходиться слышать обидные слова: «ее вы уже третий раз спрашиваете, меня совсем не спрашиваете». Это все обычно называется отсутствием дисциплины, и педагоги борются всеми силами против таких нарушений. Безусловно все упомянутые выше проявления детской живости в высшей степени вредят правильному ведению урока и утомляют преподавателя, но нельзя на них смотреть, как на шалости; это вполне законное и присущее всякому человеку стремление к активности, проявлению своей самодеятельности [2].
«Воспитания в настоящем смысле этого слова в наших школах нет, — дело же сводиться к тому, что даются определенные правила для воспитанников, и дело воспитателя заключается в наблюдении, чтобы правила эти соблюдались. Иногда руководства воспитателям даются некоторые инструкции. Средством к достижению дисциплины служит ряд наказаний. Дело сводится исключительно к строгой дисциплине» — писал педагог [1,c. 113].
«Внимание, прилежание и хорошее поведение, соблюдение школьных порядков и предписаний, — вот, что обыкновенно требует школьная дисциплина» — говорил педагог [1,c. 115].
Остановимся прежде всего на классной дисциплине.
Учащиеся: 1) должны быть внимательны и прилежны на уроке; 2) должны сохранять тишину и спокойствие. Так обычно выражаются необходимые условия при классных занятиях. Второе условие выставляется вполне напрасно, так как оно неизбежно при наличии первого. Ученик, внимательно слушающий объяснения или прилежно работающий над решением задачи не может нарушать тишину и спокойствие в классе. Прилежание, т.е. усердный умственный труд при правильно поставленным учителем направлении, обусловливается прежде всего сосредоточенным вниманием; следовательно, внимание учащихся — вот основное условие прилежания и хорошего поведения учеников в классе. Возбудил учитель это внимание, значит ему не приходится думать ни о какой дисциплине; не сумел вызвать внимание, тогда приходится позаботиться о различных дисциплинарных мероприятиях [1, c.119–121].
Сказать: «Слушай внимательно, сиди смирно, не шали!» очень легко, наказать за неисполнение этих требований тоже не особенно трудно, но создать условия, при которых не потребуется никакого наказания, но даже и словесных напоминаний гораздо труднее.
Педагог подчеркивал, что старая школа, стараясь наделить учащихся всевозможными знаниями, в своей сущности приводила лишь к тому, что ученики кое-как по учебникам и записям учителя заучивали, усваивали по памяти различные обрывки всевозможных знаний, не понимая их, как следует и не проникаясь ими. «Удивительно, как у нас мало ценится воспитание в школе, и как не понимают всей недостаточности и даже вреда одной лишь внешней дисциплины, основанной на страхе наказания» — отмечал педагог [1, c.127].
Вопрос о том, как ведется преподавание по отношению к воспитанию и дисциплине, важен не менее, чем вопрос о содержании урока. Приемы преподавания также важны, как и сущность его. Виртуоз-преподаватель, мастер по части приемов, может вызвать внимание учащихся к уроку крайне бедному и скучному по своему содержанию. Особенно важно придерживаться двух условий, от которых зависит интерес урока: 1) самодеятельность учеников; 2) разнообразие.
Огромное значение, по мнения В. Сиповского, имеет сама личность учителя на класс в дисциплинарном отношении. «Дети обычно чутки к личному влиянию. Если они видят перед собою человека, который полон знаний, относящего серьезно и сердечно к своему предмету и неподдельно желающего передать свои знания ученикам, то к такому преподавателю они относятся с уважением и послушанием. Такой учитель, если он и не мастер по части методических приемов, может быть уверен, что его преподавание даст блестящие результаты и о классной дисциплине ему не придется думать. Но горе преподавателю с большими претензиями и с малыми знаниями, сухо относящемуся к ученикам, небрежно объясняющему уроку, — тут ученики превращаются в тиранов, и о дисциплине можно просто забыть» — писал ученый [1,c.125].
Педагог считал, что указав на главнейшие условия хорошей и дурной дисциплины в классе, которые состоят из урока, личности учителя, следует заметить, что помимо того могут быть обстоятельства, которые мешают правильному ходу обучения и вызывают на первый план дисциплину со всеми ее атрибутами, — обстоятельства, в которых виновата школа. К ним относятся: 1) заваливание учеников непосильным домашним заданием, с которым они могут возится до глубокой ночи и ученики приходят в школу без надлежащей умственной свежести и энергии; 2) неправильно составленное расписание уроков; 3) незначительные по времени перемены, которые не дают возможности отдохнуть умственно от урока и физически от часового сидения в душном классе; 4) запрет на шум во время переменяя, что само о себе является просто инстинктивной потребностью некоторых детей [1, c.129].
Из всего сказанного можно сделать вывод, что при соблюдении всех разумных требований заботы о дисциплине в классе, если не совсем, то почти упразднятся. Если содержание урока само по себе содержит внутренний интерес и соответствует силам учеников, если преподавaние ведется так, что вносится наглядность, разнообразие и вызывается самодеятельность учеников и, наконец, если учитель, владея своим предметом, относится к урокам с живым интересом, а к детям доброжелателен и справедлив, то не придется жаловаться на недостаток внимания и прилежания учеников, и не нужно будет заботиться о их поведении и применять к ним различные наказания.
Все это необходимо учитывать прежде, чем думать о дисциплине и приступать к детям с дисциплинарными высказываниями, которые часто являются возмутительно несправедливыми, которые приносят только вред нравственности учеников.
Литература
1. Сиповский В. Д. Избранные педагогические сочинения / В. Д. Сиповский, 1911. — 314 с.
2. Сиповский В. Д. О школьной дисциплине / В. Д. Сиповский // Вестник воспитания. — 1913. — № 2. — С. 121–135.