Критериально-уровневая характеристика организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов
Автор: Зайцева Оксана Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 378 раз
Библиографическое описание:
Зайцева, О. Н. Критериально-уровневая характеристика организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов / О. Н. Зайцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3923/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тенденция на увеличение самостоятельной учебной нагрузки студентов медицинских специальностей в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, несомненно, влияет на форму организации их самостоятельной работы. Именно поэтому появляется необходимость изменить методы организации самостоятельной работы студентов и усилить выработку у них навыков самостоятельной деятельности. Это повышает качество обучения студентов медицинских специальностей, позволяет формировать уровень теоретической и практической подготовленности будущего специалиста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам вуза.
Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов представляет собой систему функционально взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, технологического и критериально-оценочного. Целевой блок предполагает уточнение и конкретизацию целей обучения математическим дисциплинам — практические, образовательные, воспитательные и развивающие. Следует отметить, что целевой блок теоретической модели определяется социальным заказом общества и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к подготовке будущих медиков. Он предопределяет наполнение остальных блоков модели и создает предпосылки для их объединения в целостное единство. Содержательный блок предусматривает отбор содержания учебного материала в контексте модульного подхода. Технологический блокреализуется посредством технологии дистанционного обучения математическим дисциплинам. В данном исследовании считаем целесообразным создание целостного автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, который будет использоваться в рамках проектируемой технологии.
Выделение критериально-оценочного блока связано с разработкой критериев и показателей успешного функционирования модели организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.
Важным этапом в разработке внутреннего содержания критериально-оценочного блока теоретической модели является выбор и обоснование критериев, показателей и уровней сформированности умений самостоятельной деятельности студентов медицинских специальностей. В связи с этим, считаем уместным остановиться на сущности понятий «критерий» и «показатель», учитывая, что единый подход к их определению в настоящее время до сих пор отсутствует.
Понятие «критерий» (от греч. kriterion — средство для суждения) в различных библиографических источниках имеет различные трактовки, например: мерило оценки, суждения [?1]; показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения [?2]; признак истинности, «на основании которого производится оценка качества объекта, процесса» [3] и др.
Многообразие терминологических значений понятия «критерий» находит свое выражение в их системном толковании, например, в научных исследованиях не редко прибегают к использованию системы критериев.
По мнению ряда исследователей, критерии должны устанавливать связи между всеми компонентами исследуемой системы, отражать динамику измеряемого качества во времени, а также сочетать количественные и качественные показатели. Кроме того, критерии должны учитывать предъявляемые к ним требования: адекватность тем явлениям, измерителем которых они являются; соответствие дидактическим целям и результатам обучения; выражение в таких понятиях, которые можно подвергнуть количественному анализу; обеспечение относительной простоты измерений, легкость расчетов, доступность и удобство в обращении; возможность оценивания не только объема, но и качества знаний, навыков, умений и компетенций [4].
В ходе теоретического этапа диссертационной работы были выделены и обоснованы следующие критерии и соответствующие им показатели:
мотивационно-целевой: мотивационная готовность к эффективной профессиональной деятельности; позитивная ценностная установка на будущую профессиональную медицинскую деятельность, способность к рефлексии в процессе самостоятельной работы характеризуется формированием познавательного и профессионального интереса будущих медиков, их мотивационной сферы, самостоятельности и активности; умение творчески пользоваться приобретенными знаниями, способность к варьированию знаниями.
когнитивно-деятельностный характеризуется объемом и качеством приобретенных знаний в соответствии с требованиями учебных программ математических дисциплин, сформированностью умений, навыков и способностей применять их в решении профессионально-ориентированных заданий, а также отражает уровень владения приемами приобретения, накопления и усвоения информации, методами ее переработки и логически последовательным мышлением.
контрольно-оценочный, который характеризуется осознанием студентами собственных действий, приемов и способов при решении типовых профессиональных задач во время самостоятельной работы, уровнем знаний, умений, навыков и профессиональной компетентности в целом, сформированных в процессе самостоятельного изучения математических дисциплин.
Далее считаем необходимым осуществить выбор и обоснование уровней сформированности умений самостоятельной деятельности студентов медицинских специальностей.
В различных педагогических исследованиях, как правило, количество выбранных уровней для оценки результатов какой-либо деятельности находится в пределах от двух до пяти, но чаще всего педагоги-исследователи выделяют три- четыре уровня. Для объективного проведения экспериментального исследования, а также с учетом необходимости качественной оценки, считаем целесообразным согласиться с позицией ряда исследователей (П. В. Гуменюк [?5] и др.) и выделить четыре уровня сформированности умений самостоятельной деятельности студентов медицинских специальностей: высокий, средний, достаточный и критический.
Высокий (необходимый) уровень характеризуется: наличием системных, исчерпывающих математических знаний в объеме учебных программ, позволяющих творчески решать типовые задачи; способностью обеспечить максимальную продуктивность деятельности; положительной мотивацией достижения успеха в профессиональной и познавательной деятельности, проявлением инициативы, активности в самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а также выраженностью других профессионально значимых личностных качеств.
Средний (достаточный) уровень характеризуется: наличием твердых и достаточно полных математических знаний в объеме учебных программ и незначительных ошибок при ответах на заданные вопросы; уверенным применением полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности, связанной с решением типовых задач; способностью обеспечить относительно высокую продуктивность самостоятельной учебно-познавательной деятельности, но в то же время недостаточной самостоятельностью и недостаточной гармоничностью в проявлениях мыслей и поведения, а также преобладанием внешней мотивации.
Низкий (допустимый) уровень характеризуется: наличием ограниченных, нетвердых и несистемных математических знаний в объеме учебных программ; способностью обеспечить частичную продуктивность деятельности; наличием значительных ошибок и недостаточной быстротой при решении типовых задач; проявлением зависимости поведения от внешних обстоятельств.
Критический(недопустимый) уровень характеризуется: отрывочными знаниями, проявляющимися на уровне знакомства с учебным материалом; слабой развитостью профессиональных умений; отсутствием познавательной активности и способности в осуществлении продуктивной профессиональной деятельности; непониманием сущности изучаемого материала; подверженностью влияния конкретной ситуации, а также отсутствием мотивов положительного поведения.
Следует заметить, что границы выделенных уровней подвижны. Обусловлено это противоречием между современными требованиями к медицинским работникам и недостаточным умением студентов медицинских специальностей осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
Выделенные уровни позволяют в достаточной мере дифференцировать группы обучающихся, производить диагностику и прогнозирование формирования у них умений самостоятельной деятельность. В целом данные уровни соответствуют традиционным, причем меньшее их количество, на наш взгляд, явилось бы причиной слишком большой разнородности состава той группы, которая была бы отнесена к одному уровню, большее же их число слишком раздробляло бы наблюдаемую группу студентов, что, в свою очередь, создавало бы дополнительные трудности как для проведения исследования, так и для обработки его данных.
Литература:
5. Гуменюк, П. В. Развитие культуры мышления будущего специалиста в процессе изучения в вузе общепрофессиональных дисциплин: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гуменюк Павел Владимирович. — Орел, 2006. — 210 c.