Пути формирования семейной принадлежности старших дошкольников в условиях реализации ФГТ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Киндерова, О. И. Пути формирования семейной принадлежности старших дошкольников в условиях реализации ФГТ / О. И. Киндерова, Л. А. Шевченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3928/ (дата обращения: 17.10.2024).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода) представлена в системе базовых национальных ценностей, осознанное принятие которых определяет духовно-нравственное развитие личности. Положения Концепции находят отражение в федеральных нормативных документах, регламентирующих содержание современного образования. Так, в ФГТ к структуре ООП ДО (2009 г.) среди задач образовательной области «Социализация» выделена задача формирования семейной принадлежности дошкольников. Задача дошкольного образовательного учреждения — актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Семья и дошкольное учреждение — это социальные институты, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения, школы. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Результаты проведенной нами диагностики показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не смогли охарактеризовать значимость семьи для человека. После проведения анкетирования среди родителей, выявилось, что в семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности — одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции.

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности, семейных ценностей у старших дошкольников, мы наметили цели: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании; привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:

-          Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.

-          Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

-          Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.

-          Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека.

-          Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей группе, мы строили работу, учитывая следующие принципы:

-          опора на личный опыт детей, полученный ими в семье

-          доступность материала для детей дошкольного возраста

-          максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи

-          интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Совместно с родителями, мы разработали план-программу формирования у старших дошкольников семейных ценностей, который включал разные формы работы, как с детьми, так и с родителями.

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В рамках семейных художественно — творческих проектов были реализованы такие проекты, как «Ты взрослый, я — ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи». Основная цель таких проектов — укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.

После бесед с детьми, мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют дома»), генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях.

Семейные праздники — особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей — помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью — это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер — это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Дали рекомендации родителям, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» и т. д.

Традиционную форму родительского собрания мы заменяем новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», «Семейное Ток шоу», презентации «Мой дом — моя крепость», в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях. Такие формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Активно используем метод игрового моделирования поведения Арнаутовой Е,П. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может поставить под сомнение собственное представление о ребенке, его семейной принадлежности. Применяя этот метод, организовываем по пятницам «Вечерние игралки — заседалки», на которых предлагаем родителям различные задания в проигрывании ситуаций: «Успокойте плачущего ребенка, не желающему уступить место пожилому человеку», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д., либо ситуации, возникшие между детьми.

Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Очень любимы в нашей группе такие праздники-досуги как: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Папа, мама и я- спортивная семья» и др.

Мы создали в группе семейный музей. Музей семьи — специально спроектированная интерактивная образовательная среда, в пространстве которой решаются задачи формирования у детей направленности на мир семьи; содержит предметы (экспонаты), несущие определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности. Созданы мини-экспозиции: «Вот оно какое, семейное лето!», «Большая книга сказок о маме», семейные сказки «Из уст — в уста», выставки «Игрушки детства родителей», «Бабушкины куклы», «Семейные реликвии» и др. Также в музее выставляются семейные коллекции: «Марки России», «Календарики», «Монеты», «Новогодние игрушки» и др. Совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию музея семьи.

Пользуются успехом у нас в группе такие формы работы, как «Фото-коллажи», «Фото — репортажи» на темы: «Мир детства мам и бабушек» (пап и дедушек), «Активный отдых с внуками», «Папа, мама и я — вазовская семья», «Папа, мама, брат (сестра) и я- здоровая семья!» и т. д.; ежемесячные выпуски тематических «Семейных журналов»: «Хобби моей семьи», «Традиции моей семьи», «Самый интересный семейный выходной», «Самая дружная семья — моя!» и др.

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.

Проведенная нами работа с родителями по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности способствовала:

-          Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.

-          Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.

-          Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Восстановлению преемственности семейных поколений.

-          Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

-          Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций.

-          Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Литература:

1.         Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2.         Бардинова Е. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Бардинова Е., Иванова Н.,Калинина А./ серия Приложения к журналу «Управление ДОУ» — М.: Сфера,2008.

3.         Григорьева Г. Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г. Г. Григорьева, Ю. А. Тишкина, С. Б. Касаткина. — Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4.         Дыбина О. В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи: практико-ориентированная монография /Анфисова.С.Е., Еник О. А.,Пенькова Л. А., Щетинина В. В./-Ульяновск,2010.

5.         Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Реализация технологий формирования у ребенка направленности на мир семьи.- Тольятти: ТГУ,2010.

6.         Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

7.         Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

8.         Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. — М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

9.         Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. — М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, Ребенок, родитель, детский сад, ценность, дошкольное учреждение, моя семья, дошкольное образовательное учреждение, практическая помощь, семейная принадлежность.

Похожие статьи

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Похожие статьи

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО