Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации
Авторы: Максимова Ирина Владимировна, Шевцова Татьяна Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 5580 раз
Библиографическое описание:
Максимова, И. В. Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации / И. В. Максимова, Т. А. Шевцова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3929/ (дата обращения: 19.12.2024).
Чувство ритма является одним из важных компонентов художественных способностей, об этом говорят ученые в области педагогики, психологии, изобразительного искусства — Б. М. Теплов, С. П. Ломов, Н. Л. Стариченко и др. В художественно-эстетическом воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Функции ритма в художественно-эстетическом воспитании определяются выразительностью, эмоциональностью, творческими возможностями в создании художественного образа. В научной литературе существует немало исследований, рассматривающих особенности развития чувства ритма в детском возрасте (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Б. М. Теплов и др.). Вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников и развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства рассматриваются в работах Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой, Н. П. Сакулиной, Г. Г. Григорьевой и др.
Теоретическое и дидактическое обоснование использования занятий по рисованию и аппликации для развития чувства ритма представлено в исследованиях таких педагогов как Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова.
Младший дошкольный возраст является периодом, когда дети осваивают основы изобразительной деятельности. Развитие чувства ритма в младшем дошкольном возрасте позволит успешнее решать вопросы развития детского изобразительного творчества на последующих этапах. Это и позволило нам определить область исследования и его цель — определение педагогических условий развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации.
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста; предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятия «чувство ритма» в изобразительном искусстве.
2. Раскрыть содержание работы педагогов дошкольных учреждений по развитию чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации.
4. Выявить динамику в развитии чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования явились труды ведущих педагогов в области художественно-эстетического развития дошкольников — Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, рассматривающие обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений.
В соответствии с первой задачей исследования нами была изучена научная и методическая литература. Мы выяснили сущность понятия «ритм». Под чувством ритма следует понимать способность человека различать элементы ритмического рисунка. Так, например, П.Лернер определяет ритм в изобразительном искусстве как неодинаковые повторы, отличающиеся лишь одним или несколькими признаками. Такими признаками могут оказаться цвет, очертания фигур, объемная форма, направление линий и масс, размеры форм, расстояния между формами и др. Иначе говоря, ритм в рисовании и аппликации представляет собой чередование, повторение через определенный промежуток различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Из этих элементов составляется ритмический ряд. Пространство между элементами называется интервалом. Когда интервалы одинаковы — возникает равномерный ритм. Такой ритм часто используется при построении орнамента в декоративном искусстве [2, с.1].
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» определены задачи и содержание работы педагогов с детьми младшего дошкольного возраста в области развития детского художественного творчества. В процессе приобщения детей к декоративной деятельности предлагается учить их украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).
Также в программе отражены задачи, направленные на развитие чувства ритма у детей в процессе обучения рисованию и аппликации. Так, например, в рисовании необходимо развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки. Выполнение данной задачи целесообразно соотносить с соответствующими явлениями в природе (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап.»..) [3, с.114].
Детям предлагается изображать простые предметы, рисовать прямые лишний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Выполнения подобных заданий способствует развитию чувства ритма у дошкольников.
Рассмотрим содержание задач и образовательной работы с малышами по аппликации. Программой предлагается учить детей предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Развивать умение детей создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету [3, с.115]. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
На основе изучения теоретических источников и содержания программных требований образовательной области «Художественное творчество», мы определили основные направления и методику экспериментальной работы с детьми второй младшей группы по развитию чувства ритма в процессе обучения рисованию и аппликации.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ «СОШ с. Кузькино» Белгородской области Чернянского района в дошкольной группе «Лучик». В исследовании приняли участие 10 воспитанников второй младшей группы. Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.
Нами были определены показатели и критерии овладения ребенком чувства ритма в рисунке и аппликации, исходя из определения понятия чувства ритма. В качестве основного параметрабыл выделенритмический ряд. Затем мы определили критерии оценки для высокого, среднего и низкого уровня развития чувства ритма у младших дошкольников.
Высокий уровень — отражение четкого ритмического ряда в рисунке (аппликации) — 2 балла.
Средний уровень — наличие незначительных отклонений в передаче ритмического ряда в рисунке (аппликации) — 1 балл.
Низкий уровень — интервалы в чередовании элементов изображениянеодинаковы,нарушение ритмического ряда в рисунке (аппликации) — 0 баллов.
Детям было предложено выполнить ряд заданий (рисунков) диагностического характера: «Зашагали ножки по дорожке», «Как ходят Мишка и Зайка», «Составление ленточного узора из двух чередующихся элементов — листка и цветка», «Укрась платочек», «Укрась бабочку».
На основе анализа полученных результатов у детей экспериментальной группы были выявлены следующие урони развития чувства ритма в рисовании и аппликации: высокий уровень показали 2 ребенка (20 %); средний — 5 детей (50 %) и низкий — 3 ребенка (30 %). На наш взгляд, результаты неплохие для данной возрастной группы. У детей со средним и низким уровнем ритмический ряд в основном был нарушен из-за недостаточно уверенного владения кистью в процессе рисования. Однако эти дети неплохо справились с выкладыванием узора на плоскости круга, квадрата и бабочки.
На втором, формирующем этапе нами было определено содержание образовательной работы с детьми по развитию у них чувства ритма в процессе обучения рисованию и аппликации. Нами был составлен перспективный план, в котором была отражена тематика непосредственно образовательной деятельности по рисованию и аппликации с детьми младшей группы.
В основу развивающей работы с детьми были положены условия гипотезы, согласно которой успешному развитию чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации будут способствовать следующие педагогические условия:
- закрепление навыков владения карандашом и кистью;
- использование стихотворной формы, имеющей ритмическую основу в процессе выполнения изображения;
- использование игровых приемов в процессе выполнения изобразительной задачи.
В соответствии с первым условием гипотезы, особое внимание уделялось развитию технических навыков. Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.
Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.
Задания по рисованию в младшей группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале мы учили детей проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Мазок — самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор мы включали мазки.
Детям предлагалась самая простая композиция первых рисунков — ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
Кроме полоски, дети учились располагать узор на других формах — квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр, а у круга — край и центр. Подобные задания выполнялись детьми аппликативно.
Мы использовали игровые упражнения, чтобы сделать более эффективным процесс обучения детей созданию простейших линейных форм и развитию движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводили рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации способствовало ускорению процесса овладения детьми умениями изображать линии и простейшие формы.
Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные мы совмещали и в едином процессе обучения на занятии. Наглядность способствовала обновлению материально-чувственной основы детской изобразительной деятельности. Слово помогало созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого. В соответствии с темой непосредственно образовательной деятельности мы подбирали стихотворную форму, отражающую ритм изображаемого явления. Например, при рисовании дождика использовали такое стихотворение:
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, воду лей.
На цветок, на листок,
Кап, кап, кап!
На дорожку на лужок,
Кап, кап, кап!
Тучка в небе синяя –
Капай, дождик сильный!
Кап, кап, кап …
Первоначально с детьми проводилась беседа, в процессе которой выясняли, о чем говорится в стихотворении, какая была музыка (веселая, грустная). Далее воспитатель рисовал на листе бумаги, прикрепленном к мольберту, тучу синего цвета и дождь. Все действия воспитателя комментировались. Затем дети самостоятельно выполняли задание — рисовали дождик на своих листочках с изображением тучи. Дети по желанию рисовали сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Воспитатель побуждал ребенка озвучивать рисунок — «Кап, кап, кап». Аналогично проводились занятия и по аппликации.
По завершении второго этапа эксперимента, нами была проведена контрольная диагностика. Детям были предъявлены те же задания, но с несколько измененным сюжетом. Полученные результаты позволили выявить положительную динамику в развитии чувства ритма в рисунке и аппликации: высокий уровень показали 3 ребенка (30 %); средний — 6 детей (60 %) и низкий — 1 ребенок (10 %). Дети увереннее работали кистью, аккуратно набирали краску. При выполнении задания некоторые дети сопровождали свои действия словами, подкрепляющими выполнение ритмического ряда. Более четкими стали и рисунки детей. А в аппликативных работах прослеживался ритмический ряд, симметрия.
Таким образом, выдвинутые нами условия гипотезы нашли свое подтверждение. Проведенная нами работа по развитию чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации была эффективной.
Литература:
1. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. — М.: «Просвещение», 1995. — 236 с.
2. Лернер П. Зримая музыка ритма [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35857.php
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 336 с.