Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Максимова, И. В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Максимова, Н. В. Полянская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3934/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения подрастающего поколения. Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость. Дошкольное детство является важнейшим периодом в нравственном становлении формирующейся личности. В этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают внимание семья, детский сад, окружающая действительность. Перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Подражая взрослому человеку, ребенок начинает осваивать первые нормы общения. На протяжении всего периода дошкольного возраста пополняются и совершенствуются представления о нормах и правилах поведения, усложняются требования к поведению ребенка. К концу дошкольного возраста у ребёнка должны быть сформированы довольно устойчивые формы социально приемлемого поведения.

Усвоенные детьми знания о культуре поведения и, соответствующие им умения и навыки, позволяют поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Это навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду); с культурой игры, познавательной деятельностью, выполнением трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

Проблема воспитания культуры поведения дошкольника нашла свое отражение в научных исследованиях отечественных педагогов. Так, например, в работах Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, М. Н. Сокольникова и др. подчеркивается значение культуры взаимопонимания в старшем дошкольном возрасте для развития дружеских, гуманных отношений к сверстникам; в работах Р. С. Буре, 3.С. Целенко, Е. В. Субботского, Л. С. Римашевской — вопросы сотрудничества и партнерства.

Изучение игровой деятельности старших дошкольников дает основания рассматривать культуру взаимопонимания как необходимое условие развития детских игровых и реальных взаимоотношений, так как процесс игры выступает как игровой диалог, способ понимания и проникновения в смысл действий и намерений партнера, связанные с организацией общей деятельности (А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, Н. Я. Михайленко и др.).

Приведенные аргументы подтверждают актуальность темы исследования. Цель исследованиясостояла в поиске педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой успешному воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:

-          обогащение представлений о правилах и этике поведения;

-          формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;

-          использование проблемных ситуаций для закрепления усвоенных правил поведения;

-          использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.

Предварительно нами были изучены материалы научных трудов отечественных педагогов и психологов, позволившие выяснить, что понятие «культура поведения дошкольника» рассматривается как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Следует отметить, что культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяют следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

В старшем дошкольном возрасте активно продолжается формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений [1,235].

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Ромашка»» п. Прохоровка Белгородского района, в старшей группе. В исследовании участвовало 12 детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровней культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель формирующего этапа эксперимента состояла в апробации педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель контрольного этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении динамики в развитии культуры поведения детей экспериментальной группы.

Выявление уровней культуры поведения у старших дошкольников осуществлялась по следующим параметрам: знание правил и норм культурного поведения, отношение к правилам и нормам культурного поведения, следование правилам и нормам культурного поведения.

На основе требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» нами были определены критерии уровней культурного поведения детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень — у ребенка сформированы достаточные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует положительное отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок следует правилам и нормам культурного поведения;

Средний уровень — у ребенка сформированы поверхностные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует неустойчивое отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок не всегда следует правилам и нормам культурного поведения;

Низкий уровень — у ребенка сформированы недостаточные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует равнодушное отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок следует правилам и нормам культурного поведения только по напоминанию взрослого.

В соответствии с выделенными параметрами были использованы такие диагностические методики, как «Беседа», «Сюжетные картинки», наблюдение. По результатам диагностики нами были выявлены следующие уровни культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень культуры поведения показали 3 ребенка (25 %), средний — 6 (50 %) детей и низкий — 3 ребенка (25 %).

При проведении качественного анализа результатов диагностики мы выяснили, что дети, показавшие средний уровень культуры поведения, имеют достаточные представления о правилах и нормах культурного поведения, однако в своем поведении не всегда руководствуются ими. Дети с низким уровнем культуры поведения, по данным наблюдения, часто проявляют конфликтность в общении со сверстниками, неопрятны. Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что это дети из неблагополучных семей.

Результаты диагностики были учтены нами на формирующем этапе экспериментальной работы. В соответствии с содержанием образовательной области «Социализация» программы «Детство» в процессе организации и проведения формирующего этапа экспериментальной работы мы старались обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Нами была составлена программа развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня культуры поведения воспитанников. Целью были выделены следующие задачи:

-          обогащать представления о правилах и нормах культуры поведения;

-          воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры поведения;

-          формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

-          учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительных навыков и привычек мы руководствовались следующими принципами: принципом единства и целостности воспитательного процесса; сочетанием требовательности с уважением и доверием к детям, принципом систематичности и последовательности.

В процессе реализации поставленных задач были использованы следующие методы: этические беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, проблемные ситуации, развивающие игры. При определении содержания воспитательной работы с детьми нами были использованы проблемные ситуации, развивающие игры, представленные в программе «Страна Добра» Е. О. Севостьяновой [2].

Для уточнения, систематизации нравственных представлений старших дошкольников нами была использована этическая беседа. Содержанием этических бесед становились в основном реальные жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель давал характеристику тем фактам и поступкам, которые дети наблюдали или совершали в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики способствовали формированию у детей объективности в оценке событий, помогали им ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Посредством этических бесед воспитатель связывал между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое — основу будущей системы нравственных оценок. Усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

Рассказ о различных ситуациях и явлениях социального мира способствовал обогащению и расширению знаний детей, дополнял наблюдения и знакомил с объектами и явлениями социальной жизни, недоступными для наблюдения. Часто рассказ воспитателя дополнялся показом картинок и рассказами самих детей. В процессе рассказа мы акцентировали внимание детей на значимых событиях общественной жизни, их деталях, особенностях проявлений. Беседы, связанные с приобретением новых знаний о социальном мире, входили как элемент во все занятия, экскурсии, игры, т. е. во все виды деятельности детей.

Мы старались учить детей выражать свое личное отношение к наблюдаемым явлениям социального мира, анализировать субъект-субъектные отношения социального мира, давать им эмоциональную оценку, самостоятельно выбирать способ правильного поведения в различных эмоциональных ситуациях.

Чтение художественных произведениймы сочеталиснаблюдением. Из художественных произведений (сказок, стихотворений, рассказов) дети получали важные сведения о взаимоотношениях людей, приобретали опосредованный опыт социального взаимодействия, знакомились с моральными качествами персонажей. У детей воспитывалось эмоциональное отношение к различным ситуациям социального взаимодействия, чувство сопереживания к персонажам литературных произведений. («Два жадных медвежонка», «Огурцы» Н.Носова, «Цветик-семицветик» и др.)

В процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями у них также формировались нравственные представления о нормах поведения, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, положительных и отрицательных качествах личности. Следует отметить, что литературные произведения служат богатым материалом для нравственного воспитания детей, поскольку описанные в художественных произведениях отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения позволяют дошкольнику активно овладеть нравственными нормами поведения, проникнуться благородными чувствами и стремлениями.

На значение раннего приобщения детей к богатствам художественного слова обращали внимание такие известные педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина,; К. Д. Ушинский и др. Чтение ребенку произведений различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорных формы — пословицы, поговорки, потешки) развивает у него чувство родного языка, внимание к художественномуслову, умение воспроизводить эти выразительные средства в своих высказываниях, а также опосредованному усвоению социального опыта взаимодействия с окружающими.

В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения мы максимально использовали любые жизненные ситуации. Дети учились не только вести систематические наблюдения за взаимоотношениями между людьми, вербально определять основные социальные нормы, но и давать им эмоциональную оценку, выражать свое эмоциональное отношение к происходящим событиям, формулируя личную точку зрения.

После непосредственного наблюдения для дальнейшего анализа жизненных ситуаций детям задавали вопросы проблемного характера. Они способствуют воспитанию умения делать самостоятельные выводы (например: «Почему Маша поступила именно таким образом?», «Чем отличается поведение Машиот поведения Дениса?»).

Для активизации познавательной деятельности при ознакомлении детей с социальным миром мы сочетали наблюдение с любой практической деятельностью. Так, знакомясь с взаимоотношениями со сверстниками, дети проигрывали значимые ситуации (Как вежливо обратиться за помощью; как поступить, если ты нечаянно толкнул кого-то; как поступить в ситуации, когда кто-то упал на прогулке и др.).

В играх и упражнениях дети закрепляли определенные правила поведения, которые в дальнейшем переносились в повседневную жизнь.

Наряду с перечисленными методами и приемами работы с детьми, проводилась работа и с родителями. Сложности в данном направлении работы были вызваны равнодушным отношением родителей из неблагополучных семей к проблеме воспитания культуры поведения их детей. Родители считали, что в современных условиях нужно отстаивать свою точку зрения силовыми приемами и грубым словом. Тем не менее, неоднократное обращение к данной теме с приведением соответствующей аргументации вызвало некоторые колебания во взглядах отдельных родителей на проблему поведения ребенка, что сказалось и на результатах воспитательной работы по формированию навыков культуры поведения.

Эффективность проведенной нами работы и выявление динамики в развитии навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста мы выявили при проведении контрольной диагностики. Полученные результаты показали наличие положительной динамики в развитии культуры поведения воспитанников: высокий и средний уровни увеличились на 8, 4 % (1 ребенок); низкий уровень составил 8, 4 % (1 ребенок).

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о необходимости и целесообразности формирования навыков культуры поведения у детей в период дошкольного детства. Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по данной проблеме должна охватывать не только когнитивный, но и эмоциональный и поведенческий компоненты. Достижению положительного результата в развитии навыков культуры поведения будут способствовать тесное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Литература:

1.                 Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. — 528 с.

2.                 Севостьянова Е. О. Страна Добра: социализация детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, социальный мир, экспериментальная работа, ситуация, сверстник, старший дошкольник, уровень культуры поведения, Детский сад.

Похожие статьи

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Особенности экологического воспитания дошкольников среднего возраста

Похожие статьи

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Особенности экологического воспитания дошкольников среднего возраста