Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Максимова Ирина Владимировна, Полянская Надежда Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 13768 раз
Библиографическое описание:
Максимова, И. В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Максимова, Н. В. Полянская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3934/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения подрастающего поколения. Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость. Дошкольное детство является важнейшим периодом в нравственном становлении формирующейся личности. В этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают внимание семья, детский сад, окружающая действительность. Перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Подражая взрослому человеку, ребенок начинает осваивать первые нормы общения. На протяжении всего периода дошкольного возраста пополняются и совершенствуются представления о нормах и правилах поведения, усложняются требования к поведению ребенка. К концу дошкольного возраста у ребёнка должны быть сформированы довольно устойчивые формы социально приемлемого поведения.
Усвоенные детьми знания о культуре поведения и, соответствующие им умения и навыки, позволяют поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Это навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду); с культурой игры, познавательной деятельностью, выполнением трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Проблема воспитания культуры поведения дошкольника нашла свое отражение в научных исследованиях отечественных педагогов. Так, например, в работах Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, М. Н. Сокольникова и др. подчеркивается значение культуры взаимопонимания в старшем дошкольном возрасте для развития дружеских, гуманных отношений к сверстникам; в работах Р. С. Буре, 3.С. Целенко, Е. В. Субботского, Л. С. Римашевской — вопросы сотрудничества и партнерства.
Изучение игровой деятельности старших дошкольников дает основания рассматривать культуру взаимопонимания как необходимое условие развития детских игровых и реальных взаимоотношений, так как процесс игры выступает как игровой диалог, способ понимания и проникновения в смысл действий и намерений партнера, связанные с организацией общей деятельности (А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, Н. Я. Михайленко и др.).
Приведенные аргументы подтверждают актуальность темы исследования. Цель исследованиясостояла в поиске педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой успешному воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений о правилах и этике поведения;
- формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
- использование проблемных ситуаций для закрепления усвоенных правил поведения;
- использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.
Предварительно нами были изучены материалы научных трудов отечественных педагогов и психологов, позволившие выяснить, что понятие «культура поведения дошкольника» рассматривается как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Следует отметить, что культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяют следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
В старшем дошкольном возрасте активно продолжается формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений [1,235].
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия.
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Ромашка»» п. Прохоровка Белгородского района, в старшей группе. В исследовании участвовало 12 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровней культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель формирующего этапа эксперимента состояла в апробации педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель контрольного этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении динамики в развитии культуры поведения детей экспериментальной группы.
Выявление уровней культуры поведения у старших дошкольников осуществлялась по следующим параметрам: знание правил и норм культурного поведения, отношение к правилам и нормам культурного поведения, следование правилам и нормам культурного поведения.
На основе требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» нами были определены критерии уровней культурного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень — у ребенка сформированы достаточные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует положительное отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок следует правилам и нормам культурного поведения;
Средний уровень — у ребенка сформированы поверхностные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует неустойчивое отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок не всегда следует правилам и нормам культурного поведения;
Низкий уровень — у ребенка сформированы недостаточные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует равнодушное отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок следует правилам и нормам культурного поведения только по напоминанию взрослого.
В соответствии с выделенными параметрами были использованы такие диагностические методики, как «Беседа», «Сюжетные картинки», наблюдение. По результатам диагностики нами были выявлены следующие уровни культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень культуры поведения показали 3 ребенка (25 %), средний — 6 (50 %) детей и низкий — 3 ребенка (25 %).
При проведении качественного анализа результатов диагностики мы выяснили, что дети, показавшие средний уровень культуры поведения, имеют достаточные представления о правилах и нормах культурного поведения, однако в своем поведении не всегда руководствуются ими. Дети с низким уровнем культуры поведения, по данным наблюдения, часто проявляют конфликтность в общении со сверстниками, неопрятны. Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что это дети из неблагополучных семей.
Результаты диагностики были учтены нами на формирующем этапе экспериментальной работы. В соответствии с содержанием образовательной области «Социализация» программы «Детство» в процессе организации и проведения формирующего этапа экспериментальной работы мы старались обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Нами была составлена программа развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня культуры поведения воспитанников. Целью были выделены следующие задачи:
- обогащать представления о правилах и нормах культуры поведения;
- воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры поведения;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительных навыков и привычек мы руководствовались следующими принципами: принципом единства и целостности воспитательного процесса; сочетанием требовательности с уважением и доверием к детям, принципом систематичности и последовательности.
В процессе реализации поставленных задач были использованы следующие методы: этические беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, проблемные ситуации, развивающие игры. При определении содержания воспитательной работы с детьми нами были использованы проблемные ситуации, развивающие игры, представленные в программе «Страна Добра» Е. О. Севостьяновой [2].
Для уточнения, систематизации нравственных представлений старших дошкольников нами была использована этическая беседа. Содержанием этических бесед становились в основном реальные жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель давал характеристику тем фактам и поступкам, которые дети наблюдали или совершали в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики способствовали формированию у детей объективности в оценке событий, помогали им ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Посредством этических бесед воспитатель связывал между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое — основу будущей системы нравственных оценок. Усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
Рассказ о различных ситуациях и явлениях социального мира способствовал обогащению и расширению знаний детей, дополнял наблюдения и знакомил с объектами и явлениями социальной жизни, недоступными для наблюдения. Часто рассказ воспитателя дополнялся показом картинок и рассказами самих детей. В процессе рассказа мы акцентировали внимание детей на значимых событиях общественной жизни, их деталях, особенностях проявлений. Беседы, связанные с приобретением новых знаний о социальном мире, входили как элемент во все занятия, экскурсии, игры, т. е. во все виды деятельности детей.
Мы старались учить детей выражать свое личное отношение к наблюдаемым явлениям социального мира, анализировать субъект-субъектные отношения социального мира, давать им эмоциональную оценку, самостоятельно выбирать способ правильного поведения в различных эмоциональных ситуациях.
Чтение художественных произведениймы сочеталиснаблюдением. Из художественных произведений (сказок, стихотворений, рассказов) дети получали важные сведения о взаимоотношениях людей, приобретали опосредованный опыт социального взаимодействия, знакомились с моральными качествами персонажей. У детей воспитывалось эмоциональное отношение к различным ситуациям социального взаимодействия, чувство сопереживания к персонажам литературных произведений. («Два жадных медвежонка», «Огурцы» Н.Носова, «Цветик-семицветик» и др.)
В процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями у них также формировались нравственные представления о нормах поведения, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, положительных и отрицательных качествах личности. Следует отметить, что литературные произведения служат богатым материалом для нравственного воспитания детей, поскольку описанные в художественных произведениях отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения позволяют дошкольнику активно овладеть нравственными нормами поведения, проникнуться благородными чувствами и стремлениями.
На значение раннего приобщения детей к богатствам художественного слова обращали внимание такие известные педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина,; К. Д. Ушинский и др. Чтение ребенку произведений различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорных формы — пословицы, поговорки, потешки) развивает у него чувство родного языка, внимание к художественномуслову, умение воспроизводить эти выразительные средства в своих высказываниях, а также опосредованному усвоению социального опыта взаимодействия с окружающими.
В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения мы максимально использовали любые жизненные ситуации. Дети учились не только вести систематические наблюдения за взаимоотношениями между людьми, вербально определять основные социальные нормы, но и давать им эмоциональную оценку, выражать свое эмоциональное отношение к происходящим событиям, формулируя личную точку зрения.
После непосредственного наблюдения для дальнейшего анализа жизненных ситуаций детям задавали вопросы проблемного характера. Они способствуют воспитанию умения делать самостоятельные выводы (например: «Почему Маша поступила именно таким образом?», «Чем отличается поведение Машиот поведения Дениса?»).
Для активизации познавательной деятельности при ознакомлении детей с социальным миром мы сочетали наблюдение с любой практической деятельностью. Так, знакомясь с взаимоотношениями со сверстниками, дети проигрывали значимые ситуации (Как вежливо обратиться за помощью; как поступить, если ты нечаянно толкнул кого-то; как поступить в ситуации, когда кто-то упал на прогулке и др.).
В играх и упражнениях дети закрепляли определенные правила поведения, которые в дальнейшем переносились в повседневную жизнь.
Наряду с перечисленными методами и приемами работы с детьми, проводилась работа и с родителями. Сложности в данном направлении работы были вызваны равнодушным отношением родителей из неблагополучных семей к проблеме воспитания культуры поведения их детей. Родители считали, что в современных условиях нужно отстаивать свою точку зрения силовыми приемами и грубым словом. Тем не менее, неоднократное обращение к данной теме с приведением соответствующей аргументации вызвало некоторые колебания во взглядах отдельных родителей на проблему поведения ребенка, что сказалось и на результатах воспитательной работы по формированию навыков культуры поведения.
Эффективность проведенной нами работы и выявление динамики в развитии навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста мы выявили при проведении контрольной диагностики. Полученные результаты показали наличие положительной динамики в развитии культуры поведения воспитанников: высокий и средний уровни увеличились на 8, 4 % (1 ребенок); низкий уровень составил 8, 4 % (1 ребенок).
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о необходимости и целесообразности формирования навыков культуры поведения у детей в период дошкольного детства. Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по данной проблеме должна охватывать не только когнитивный, но и эмоциональный и поведенческий компоненты. Достижению положительного результата в развитии навыков культуры поведения будут способствовать тесное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.
Литература:
1. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. — 528 с.
2. Севостьянова Е. О. Страна Добра: социализация детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 112 с.