Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Филиппова, Ю. О. Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения / Ю. О. Филиппова, Н. А. Чурин, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3944/ (дата обращения: 19.12.2024).

Предметно-педагогические презентации в структуре общепедагогического и дидактико-гносеологического знания представляют интерес с позиции накопления знаний студентами, подготовки их к демонстрации средствами новых информационных технологий и современного программного обеспечения, а также визуального, объективного определения степени и возможностей изучаемого материала в микро- и мезосредах образовательного, учебно-воспитательного, воспитательно-образовательного, свободного культурно-образовательного пространства, предопределившего качество моделирования педагогической инновации и дальнейшую ее судьбу в копилке дидактико-гносеологического знания.

Под предметно-педагогической презентацией мы будем понимать информационно-презентационный, образовательно-гносеологический, акмеолого-аксиологический, социально-стилистический продукт деятельности педагога, включенного в систему изучения социально-педагогического наследия микро-, мезо-, макро- и мегасред, трансформацию изученного в социально-педагогический опыт, предопределяющий качество и нюансы ретрансляции социального или социально-педагогического знания через продукты системно-педагогического моделирования, формы представления коих могут сводиться к мультимедийным и гипертекстовым отчетам; электронным, компьютерным, компьютеризированным, гипертекстовым учебникам; карточно-слайдовым докладам и презентациям, электронным портфолио и профессионально-педагогическим кейсам и пр.

Кроме того, под предметно-педагогической презентацией будем понимать дидактическое средство, фасилитирующее получение знаний, умений, навыков, формирование компетенций у субъектов воспитательно-образовательной или свободной культурно-информационной среды, включенных в личностно-деятельностные, культурно-просветительские, профессионально-деловые, досуговые и пр. отношения, где средства информационных технологий и ресурсы образовательных систем создают условия для гармонизации отношений, чувств, поступков и творчества, определяющего человека в его подлинном, неподдельном, природном смысле, предназначении и многоплановых ролях, связанных с будущей профессионально-педагогической деятельностью, антропологическим полем и ноосферой в целом.

Первым продуктом предметно-педагогических презентаций является презентация «Я — профессионал», моделируемая студентами факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) в структуре заданий курса «Введение в педагогическую деятельность».

Следующим этапом — в структуре продуктивной составляющей изучения курса «Теоретическая педагогика» (раздел «Управление образовательными системами») является моделирование организационно-педагогической структуры образовательного учреждения. Это может быть любое образовательное учреждение (ОУ) системы среднего и профессионального образования.

Требования, предъявляемые к моделированию предметно-педагогических презентаций, определяются потребностями и возможностями среды и субъектов образовательного учреждения. К основным требованиям можно отнести:

1) общепедагогические:      

Практика создания любого продукта современной педагогики непосредственно связана с определяемыми категориями педагогического знания — это воспитание, обучение, образование, развитие, самоопределение, самовоспитание, самообучение, самообразование, саморазвитие, самореализация, самосовершенствовании и пр.

В структуре общепедагогического знания особое внимание уделяется методологии и методам исследования педагогической науки, фасилитирующим постановку и решение выявленных, сформулированных и заявленных противоречий ситуативного, субъектного, средового и прочих генезов в контексте законодательной политики современного образования, идей гуманизма и гуманитаризации в практике работы учителя и педагога, мастера и тренера-преподавателя.

Кроме того, общая и частные структуры исследования предопределяют качество и вариативность идей научных исследований в педагогике как области научного знания, где субъектность и субъективность предопределяют выбор и исход заявленных характеристик, широту действия педагогических условий, качество и востребованность системно-педагогического и педагогического моделирования, сводимых к продуктам педагогического знания и дидактико-гносеологических новообразований, которые в свою очередь влияют на процесс и качество формирования общей культуры, культуры самостоятельной работы, информационной культуры, профессионально-педагогической культуры.

Таким образом, общепедагогические требования сводятся к соблюдению норм и правил, традиций и специфики преемственности знания в структуре дисциплин, образовательных учреждений, государственно-региональной, нормативно-правовой, экономико-социальной политики в области моделирования и апробации педагогических инноваций и дидактических разработок.

2) гносеолого-герменевтические и дидактико-информационные:       

Теория познания и разъяснения в поле информационных и дидактических ресурсов предопределяют специфические нижнюю и верхнюю границы познания, связанные с качеством и количеством изучаемого материала, возможностью его визуализации и структурирования, сворачивания и разворачивания, упрощения и детализации.

Любой активный пересказ и субъектно ориентированный перифраз решают ряд проблем субъектного и средового генеза в понимании изучаемого и ретранслируемого материала, его качественно-количественного состава, сложности, удобочитабельности, благозвучия, структурированности, ясности, логичности, связи с жизнью и практикой и пр.

Представление информации в логически точном, грамотно определенном содержании и сообразной форме представления — одно из наиболее важных условий в структуре моделирования профессионально-педагогического кейса. Логически, ситуативно и авторски отражаемая идея о способности и возможности самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК представляет собой интерес в предметно-педагогических презентациях («Я — профессионал», профессионально-педагогический кейс и пр.) с позиции формирования ценностей будущего педагога, выстраиванию иерархии заслуг и достижений, способности анализировать и представлять результаты своего будущего профессионального труда и возможности оценивать перспективы своей будущей профессиональной деятельности в выбранном ракурсе педагогического и социально-педагогического взаимодействия.

Таким образом, это направление предопределяет специфические ограничения в возможностях моделирования предметно-педагогических презентаций как продуктов субъектного и образовательного поля смыслов, ценностей, моделей культуры, отношений, поведения и познания объективного в среде и человеке как ресурсе и продукте Цивилизации и Культуры, образования и науки, спорта и искусства.

3) эргономико-эстетические:       

Оптимизация представления внешнего и внутреннего материала или продукта относится к эргономическим факторам и условиям моделирования. Эстетика как наука о прекрасном налагает ряд ограничений на выбор цвета, формы, качества, специфики продукта, речевого стиля самовыражения педагога, включенного в процесс создания продуктов и пополнения ресурсов среды, определяющей и профессиональные, и социальные основы сосуществования; выбора и представления цены и ценности продукта деятельности и общения субъектного и личностного генеза.

Таким образом, эргономико-эстетические требования сводятся к соблюдению оптимального, рационального и эстетического отображения историко-культурного и дидактико-гносеологического материала.

4) субъектно значимые:     

Каждый человек вправе определять и отражать свою субъектную позицию, которая в продуктах профессионально-педагогического творчества не должна идти в разрез политики государства, нормативно-правовой базе современного образования, общечеловеческим ценностям.

В предметно-педагогических презентациях (выбор тематики и формы представления дидактического материала) система отображения смысловых и гносеолого-дидактических единиц определяется в зависимости от уровня обученности, сформированности общеучебных ЗУН-ов и компетенций в согласованном пополнении арсенала профессионально-педагогических средств, методов, технологий и гибкого регулирования всех составных целостной педагогической системы в определении и уточнении принципов, пед. условий, закономерностей, тенденций и прочих внешних проявлений мультисредового преобразования, связанного с функционированием и развитием педагогической системы, а также исследования и коррекции пространственно-временных и субъектно-личностных значимых и изменяемых единиц, определяющих качество и результат профессионально-педагогической деятельности.

5) социально и профессионально определяемые:

Среда как основа зарождения общественных отношений, функций и ценностей в продуктах взаимодействия отражает и пополняет все составляющие наследия той или иной культуры в той мере, которую может оплатить и ресурсами антропологического генеза, и ситуативно-этическими дополнениями всех процессов, которые имеют и субъектную, и субъективную характеристики как системы и вектора преобразования среды и человека в поле гуманистической парадигмы образования и воспитания.

Профессия педагога — одна из важных профессий любого общества, зачастую к субъектам данной профессии складывается не объективное отношение, строящееся не в пользу общечеловеческого достояния, социального и профессионального предпочтения, высоты сформированных чувств, мыслей, знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей и пр., а в угоду ситуативным, деформированным смыслам лиц, получивших определенную психологическую травму в детстве (А. Адлер), которая не дает успокоения всю жизнь. Поиск решения акмеологизации ценностей, компетенций, знаний педагога — задача полисредового генеза, специфика решения зависит и от государства, стимулирующего профессиональный рост педагога и материально, и морально, и от среды образовательных учреждений, создающих и реализующих в поиске спрос-предложение вариативный спектр решений нами поставленной задачи, и от самого педагога, являющегося частью мультисреды, и определяющего себя в пространстве с позиции норм и ценностей субъектно-личностного генеза, располагающих разнообразными видами и формами отношений и спецификой, и качеством преобразований объективного как формы и механизма среды, сохраняющей свою целостность и уникальность.

Таким образом, социально и профессионально определяемые требования сводятся к постановке задачи, выявляющей пространственно-временные, субъектно-средовые и профессионально-педагогические ограничения, определяемые в форме различных возможностей и предпочтений того или иного поля или антропологического пространства в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, располагающих своей уникальной и общей культурой как формой объединения всех позитивных преобразований множества единиц единой системы, описывающей нашу задачу.

6) ценностно-смысловые:  

Человек как ценность и смысл преобразований выделяет различные направления сохранения и преумножения богатств и наследия народа и культуры. В структуре своей деятельности эти механизмы и ресурсы имеют пролонгированный характер, итог данной деятельности определяется в период старения личности, в таком контексте если условия и нормы были соблюдены — то личность в период своего пенсионного возраста или нетрудоспособности получает выращенные в полном смысле этого феномена блага и вознаграждения. Если качество деятельности и вклад были низкими, то и ответ в определяемом возрасте не всегда может быть высок, даже в поле гуманизма и антропоцентризма.

Ценности и смыслы определяют и результаты преобразований, и самих себя как ситуативно, социально, профессионально изменяющихся феноменов и единиц, определяемых и отображаемых в составляющих поля деятельности отдельной личности и микро-, мезо-, макросред.

В процессе моделирования предметно-педагогических презентаций студент поставлен в условия формирования внутренней мотивации деятельности и взаимодействия в коллективе, должный уровень требований и уровень притязаний студентов обеспечивает формирование профессионально-педагогической культуры, в ресурсах общей и информационной культуры, а также культуры самостоятельной работы.

Все культурологические составляющие являющейся результатом многовекового опыта нашего многонационального народа и Цивилизации в целом.

Литература:

1.                          Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, презентация, продукт, ценность, форма представления, требование, структура, современное образование, самостоятельная работа, ресурс, профессионально-педагогический кейс, профессионально-педагогическая культура, будущий педагог, предметно-педагогическая презентация, педагогическое знание, общая культура, культура, качество, информационная культура, дидактико-гносеологическое знание.

Похожие статьи

Особенности взаимосвязи понятий «самореализация обучающихся» и «культура самостоятельной работы обучающихся» в структуре общепедагогического знания

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Технология использования учебно-исследовательских задач разных типов в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к дидактическому исследованию

Развитие профессионального сознания педагогов в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Похожие статьи

Особенности взаимосвязи понятий «самореализация обучающихся» и «культура самостоятельной работы обучающихся» в структуре общепедагогического знания

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Технология использования учебно-исследовательских задач разных типов в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к дидактическому исследованию

Развитие профессионального сознания педагогов в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов