Некоторые особенности самореализации и саморазвития обучающихся через занятия спортом, культурой, искусством и основами научно-исследовательской работы
Авторы: Тихомиров Илья Владиславович, Козырева Ольга Анатольевна, Кошелев Алексей Алексеевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 172 раза
Библиографическое описание:
Тихомиров, И. В. Некоторые особенности самореализации и саморазвития обучающихся через занятия спортом, культурой, искусством и основами научно-исследовательской работы / И. В. Тихомиров, О. А. Козырева, А. А. Кошелев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3949/ (дата обращения: 19.12.2024).
Возможности и проблема самореализации и саморазвития современного школьника (обучающегося) значительно глубже в постановке и рассмотрении современной теории и практики педагогической науки, нежели это было в XX веке. Это происходит и из-за того, что новые средства и ресурсы информационных и социальных сред и технологий обеспечивают современных обучающихся и лучшими средствами для самореализации и саморазвития, и, так называемой, суперфикцией, располагающей все большим социальным и образовательным потенциалом в уничтожении основ продуктивной педагогики, определяющей потребность и состоятельность личности в продукте своей нефальсифицированной, личной, уникальной, востребованной, позитивной, состоятельной, гибкой, конкурентоспособной, гуманной и пр. деятельности через занятия спортом, искусством, культурой, наукой и пр.
Рассмотрим и уточним основные понятия современного социального знания, обеспечивающего целостное понимание становление личности в структуре ведущей деятельности и общении.
Под самореализацией будем понимать процесс личностной верификации постановки и достижения цели своей ведущей и сопутствующих видов деятельности, располагающих личность к выбору «акме» в различных плоскостях современного человекознания (спорт, искусство, культура, наука и пр.), располагающих личность к пролонгированной социализации и социально-профессиональной страховки через образование, труд и сопутствующие вознаграждения в материальной и духовно-моральной формах, предопределяющих в поле гуманизма и продуктивности подлинное раскрытие личности как смысла и продукта культуры, деятельности, ноосферы, цивилизации.
Под саморазвитием будем понимать ресурс антропологического пространства, располагающий потенциалом реализации условий для самостоятельного определения вектора становления личности в области ноосферного мышления и сознания, предопределяющих модификацию и детализацию моделей интеллектуального и физического совершенствования в структуре ведущей деятельности и хобби.
Для определения продуктов саморазвития и самореализации у обучающихся СОШ и ООШ можно выбрать портфолио как продукт и результат, следствие и условие формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в микро-, мезо-, макросредах.
Портфолио — совокупность объективных, систематизированных, структурно-взаимосвязанных данных о человеке как субъекте деятельности и культуры, составленных и представленных лично или заинтересованным лицом (родители, тренера, воспитатели, педагоги и пр.), отражающих достижения данного субъекта в различных областях деятельности, науки, культуры, искусства, спорта и пр. [3].
Портфолио — совокупность текстово-графических свидетельств и работ обучающегося, включенного в разноплановую профессионально ориентированную деятельность в системе среднего общего и полного, начального, среднего и высшего профессионального образования [4].
Портфолио — социально, профессионально и субъектно ориентированная модель, представленная или в классическом текстово-графическом, или в электронном ресурсе, отражает результаты деятельности обучающегося и планы личностного, социального, профессионального роста в системе социальных отношений микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, раскрывающих значимость деятельности и общения субъекта культуры, труда, государства [4].
Портфолио — механизм и фактор личностного и профессионального роста в полисубъектном пространстве, гармонично создающем предпосылки для становления, формирования и развития задатков, склонностей, предпочтений, мотивов, целей, уровня притязаний, самооценки и прочих психолого-педагогических характеристик состоятельности, самостоятельности, устойчивости и конкурентоспособности личности [4].
Портфолио — средство отслеживания личностного и профессионального роста обучающегося системы непрерывного профессионального образования в системе эталонов и предпочтений социального пространства, выдвигающего ценности, нормы, эталоны, критерии, показатели и пр. атрибуты современной культуры [4].
Подытожив выше отраженное, определим понятие портфолио как совокупность самостоятельно определяемых личностью обучающегося направлений, эталонов оценки и достижений, продуктов и формируемых качеств в структуре самореализации, саморазвития, самосовершенствования, социализации, взаимодействия и помощи, оказываемой обучающимся другим субъектам микро-, мезо- и макросред в рамках моделей гуманизма и толерантности как основ построения социальных и профессиональных отношений.
Для определения различных направлений деятельности обучающегося можно провести исследование выделяемых обучающимся и педагогами номинаций деятельности в современной социокультурной среде: 1) учеба, 2) музыка (фольк., рок, поп, транс, релакс, классика и пр.), 3) ФК и спорт, 4) ИЗО, 5) филология, поэтика, литературоведение, 6) дизайн, 7) технологии приготовления пищи (кулинария), изготовление изделий из древесины, металла, ткани и пр., 8) декоративно-прикладное искусство, 9) информационные технологии в учебе и искусстве, культуре и досуге, 10) социальные сети, общение и самореализация, 11) самоуправление, 12) здоровьесбережение в науке, спорте, культуре, искусстве и пр., 13) военно-патриотическое воспитание и основы историко-культурных социально-педагогических практик типа «Поиск», «Мемориал», «Никто не забыт и ничто не забыто» и пр., 14) музейная педагогика, 15) профессиональные, социально-педагогические и социально-профессиональные альбомы, 16) экономия и сохранение ресурсов (сбор макулатуры), 17) помощь детям, инвалидам, престарелым и пр., 18) библиотековедение и библиотерапия, 19) театроведение и игротерапия, 20) самопознание, 21) самосовершенствование, 22) самоопределение, 23) самообразование, 24) рефлексия, 25) мультипликация, 26) ОБЖ и клуб (движение) юных спасателей, 27) скауты, 28) волонтеры, 29) юные натуралисты, 30) юные геологи, 31) юные пожарники, 32) НОУ (научное общество учащихся), НОО (научное общество обучающихся), НОШ (научно общество школьников), НОЛ (научно общество лицеистов, НОГ (научное общество гимназистов) и пр., 33) архитектура, 34) техническое творчество (авиа, авто, мото и пр. моделирование), 35) пришкольное тепличное и грунтовое садоводство и пр. [2].
Определим систему принципов моделирования и презентации портфолио обучающимися образовательных учреждений:
1. Принцип научного самопознания и самовыражения в продуктах рефлексии и творчества как основ осознанного проектирования и реализации «акме» в структуре учения, труда и общения:
— принцип позитивного восприятия и отражения объективной реальности в структуре самопознания и социального взаимодействия;
— принцип объективизации результатов творчества и продуктов самореализации;
— принцип своевременного саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах социальных и профессиональных отношений;
— принцип ситуативной взаимопомощи в структуре сотрудничества и сотворчества как основ гуманно-личностных отношений в социальной и профессиональной средах;
— принцип единства воспитания, социализации, обучения, образования, самореализации и самосовершенствования;
— принцип визуализации и верификации востребованности продуктов творчества развивающейся личности;
— принцип инновативности в моделировании самопрезентаций;
— принцип формирования культуры самостоятельной работы как основы становления личности в деятельности и общении;
— принцип формирования потребности в общении и взаимодействии в социуме;
— принцип продуктивной самореализации, социализации и киберсоциализации развивающейся личности;
— принцип целенаправленной подготовки личности к социально-профессиональным отношениям.
2. Принцип оптимального, гуманно-личностного, своевременного профессионального самоопределения:
— принцип личностной и профессиональной детерминации личности, включенной в учебно-воспитательную, спортивно-оздоровительную, коммуникативно-досуговую научную и прочие виды деятельности;
— принцип иерархической постановки проблемы самореализации и самосовершенствования в контексте способов ее оптимального решения в структуре межличностных, социальных и профессиональных отношений;
— принцип единства общего и профессионального обучения и образования в структуре формирования профессиональных компетенций и реализации субъектно-средовых условий становления профессионала;
— принцип доступности, прочности, наглядности, целесообразности, последовательности, системности, систематичности, состоятельности и продуктивности в реализации основ обучения и образования, становления и взаимодействия личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредах;
— принцип пролонгированной социально-профессиональной страховки через образование и саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию;
— принцип модификации условий учения и труда в контексте изменений социального, киберсоциального, научно-технического и прочих аспектов, предопределяющих качество и специфику общения и продуктов сотрудничества и сотворчества.
3. Принцип формирования ценностно-смысловых компетенций как продуктов социальных взаимоотношений личности в учении и труде:
— принцип формирования адекватной, позитивной самооценки и необходимого уровня притязаний в структуре мотивов, целей, ценностей и смыслов;
— принцип гуманизма и антропоцентризма в постановке и решении задач и проблем социализации и самореализации личности, включенной в деятельность и общение;
— принцип дисциплинированности и ответственности, культуросообразности и природосообразности, этичности и эстетичности в становлении личности через общение и труд в микро-, мезо-, макросредах;
— принцип создания условий для позитивной, коммуникативно-нравственной среды, фасилитирующей у субъектов процессы социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и пр.
4. Принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.
В структуре отражения потребностей, склонностей, предпочтений, достижений у обучающегося формируется потребность постановки и решения противоречий субъектно-средового генеза, располагающего личность к неустанному поиску оптимальных условий общения и труда, взаимодействия и саморазвития, самореализации и социализации, обогащения личного опыта жизнедеятельности и пополнения наследия культуры и цивилизации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Литература
1. Козырева, О. А. Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей / О. А. Козырева, Т. С. Баженова, И. В. Тихомиров // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы Международной заоч. науч. конфер. (г. Пермь, май 2012). — Пермь: Меркурий, 2012. — С.9–11.
3. Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 38 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–615–9.
4. Колпаченко, Л. Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО: учеб. пособ. / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева. — Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. — 46 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–554–1.
5. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре:учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. — Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2012. — 79 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5-7148–0378–9.
6. Редлих, С. М. Профессионально-педагогический кейс как результат самореализации студента педагогического спуза и вуза / С. М. Редлих, И. А. Горбунова, О. А. Козырева // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА. ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — № 5 (264) березень, 2013. Частина ІІ. — С.207–216.
7. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. доп. и перераб. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 121 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–553–4.