Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната
Автор: Жолдасбаева Сапура Альжановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 549 раз
Библиографическое описание:
Жолдасбаева, С. А. Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната / С. А. Жолдасбаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3964/ (дата обращения: 16.11.2024).
Автор в статье раскрывает систему работы по формированию исследовательской компетенции старшеклассников школы-интерната для одаренных детей.
Ключевые слова:одаренный старшеклассник, школа-интернат, исследовательская деятельность, научный проект, проектная деятельность, творческий экзамен
Вторая половина ХХ века и начало ХХI ознаменованы глубокими переменами в процессе труда, который стал более сложным, интеллектуальным, динамичным, предъявляющим новые требования к человеку как социально зрелому и активно действующему профессионалу, направляющему технологический процесс. Современный молодой специалист должен в короткие сроки овладеть не только действующей технологией, но и той, которая появится в ближайшем будущем и в создании которой он может непосредственно участвовать. Современный специалист должен быть не только исполнителем, но и изобретателем нового, которое могло бы обеспечить развитие производства, приносило бы финансовую прибыль и способствовало психологическому удовлетворению.
В этом плане образование должно выступать средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптировался бы к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становился способным к неадаптированной активности, позволяющим выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
По нашему мнению, решение данной задачи представляется возможным в результате построения образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности, позволяющей наиболее полно и своевременно обеспечить становление операционно-деятельностных, рефлексивных и интеллектуальных механизмов старшеклассников. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [1, c. 218]. Во многих современных исследованиях, касающихся проблемы формирования исследовательских умений (Е. Д. Андреева, Г. А. Боровик, Г. Г. Гранатов, М. А. Данилов,В. Н. Донцов, В. Н. Зимин, Т. А. Ильина, В. И. Качнев, Е. А. Климов, Л. Л. Любимов, C.Д., Смирнов, А. В. Хуторской, Л. А. Яшина и др.), отмечается, что общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие, поощрение креативности и самостоятельности [2, c. 11].
Этимология слова «исследования» показывает, что это деятельность подразумевает извлечение чего — то «из следа», т. е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это принципиальная особенность мышления при исследовании, с которым сопряжено развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
Исследовательское обучение предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого старшеклассника. Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу старшеклассников, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности [3, c. 11]. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментальное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение учащихся умениям и навыкам исследовательского поиска [4, с. 16–17]. Такая деятельность осуществляется в инновационной практике школы-интерната для одаренных детей (ШОД) «Озат» г. Костаная, в которой функционирует научное общество учащихся «Эрудит», объединяющее работу 6 секций юных исследователей: краеведение, языкознания, истории, литературы; физики, математики и информатики; химии и биологии.
ШОД «Озат» г. Костаная — это инновационное образовательное учреждение, где гораздо в меньшей степени регламентирована номенклатура дидактических единиц, подлежащих усвоению, и в большей — те образовательные результаты, которые должны быть получены на выходе из образовательного учреждения.
В рамках ШОД «Озат» нами предлагается работа с содержанием образования в четырех направлениях.
Первое — поиск таких мест, точек в сложившихся учебных программах, которые позволяют старшеклассникам совершать хотя бы отдельные свободные действия с изучаемым содержанием (например, разработка маршрута путешествия по карте или плану местности).
Второе — отказ от полной формы проектирования (расширять пространство работы старшеклассников, не претендуя на полномасштабную проектную деятельность). Фактически речь может идти об отдельных заданиях со свободным пространством действия. Важно, чтобы выполнение этого задания позволяло превратить знания в средства выполнения задания, причем желательно очевидно изначально.
Третье — встраивание в содержание учебного предмета проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах учебного курса или координации нескольких учебных предметов. В этих образовательных местах (точках) учебный процесс на определенное время (от одной до трех недель) превращается в реальное проектирование определенного фрагмента учебного содержания предмета.
Четвертое — организация проектной деятельности старшеклассников за пределами учебного содержания (социальное проектирование). Фактически на сегодняшний день полноценное проектирование возможно только вне учебного содержания. Тогда содержанием проектирования становится некоторый социальный контекст.
В 8-х классах изучается курс «Основы научного исследования», цель которого — овладение учащимися основными правилами, принципами и закономерностями исследовательской деятельности, основами научного мировоззрения, практикой эффективного использования ресурсов и организацией работы. Именно в данный момент формируются навыки поиска информации, структурирования, преобразования.
На старшей ступени образования учащиеся ШОД «Озат» выполняют персональный проект в течение года, который выносится на защиту в рамках «творческого экзамена». Персональный проект (в большинстве случаев) принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации проекта, учащиеся могут выполнять его и другими способами (учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству и т.д).
Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям:
1) наличие социально или личностно значимой проблемы;
2) наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»;
3) самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося;
4) проект межпредметный, надпредметный, т. е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины.
По итогам творческого экзамена, как правило, более 25 % проектов выполненных старшеклассниками рекомендуются к участию на республиканских научных соревнованиях школьников. Следует отметить недостаточный диапазон предметных направлений в республиканских научных соревнованиях по общеобразовательным предметам среди одаренных учащихся. Востребованными являются проекты учащихся на секциях психологии, социологии, политологии, права, экономики, рекламы, педагогики, философии, культурологии, искусствоведения, менеджмента, маркетинга, медицинские науки, мода и дизайн одежды, дизайн интерьера и др.
Социальные (практико-ориентированные) проектыотличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный вид проектов реализовывается в рамках внеучебной деятельности через организацию индивидуальных занятий — личностно-ориентированного компонента, во второй половине дня.
Научно-исследовательские проекты учащихся ШОД «Озат», представленные на республиканских научных соревнованиях отличаются яркой социально выраженной направленностью. Тематика проектов отражает социальную востребованность в контексте форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан: «История становления и развития железной дороги Костанайской области», «Индустриально-инновационное развитие макаронной фабрики «Корона», «Влияние климатических условий поселка Варваровка на количество и качество меда» и др.
Мы трактуем учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников школы-интерната как учебную деятельность, нацеленную на овладение субъективно новым знанием и наиболее характерными, продуктивными для данной предметной области методами его получения, осуществляемую в соответствии с логико-методическими нормами научного познания.
Признаками учебно-исследовательской деятельности являются соответствие структуры исследовательского метода научному методу мышления, самостоятельность и познавательная активность учащихся. Анализ деятельности естествоиспытателя позволил нам выделить следующую структуру учебно-исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната: ориентировочная деятельность, поисково-аналитическая деятельность, экспериментально-опытная деятельность, рефлексивная деятельность.
Развитие учебно-исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната определяется нами как процесс последовательного изменения ее стадий, характеризующийся усложнением способов выполнения этой деятельности, в результате которого формируются качественные новообразования личности. Показателями развития учебно-исследовательской деятельности учащихся являются рефлексия этого способа деятельности, становление исследовательской направленности, развитие теоретического мышления, личностные достижения учащихся и их самоопределение на основе профильных интересов.
С помощью исследовательской деятельности соединяются, скрепляются все виды учебной, внеучебной, деятельности и опыт практической деятельности старшеклассника в единое целое. Именно такое соединение способствует воспитанию личности, найти свое место в жизни, решать сложные творческие и профессиональные задачи.
Литература:
1. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие [Текст]/А. И. Савенков. — М.: «Ось-89», 2006. — 480 с.
2. Любимов Л. Л. Школа и знаниевое общество в России [Текст]/Л. Л. Любимов// Вопросы образования. 2007. — № 4,. — с. 11–14.
3. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников./Текст/ Савенков А. И. Школьные технологии. № 1, 2008 год. с. 184.
4. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я. Л. Коломинский. –СПб.: Питер, 1999. — с. 54–63.