Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста
Авторы: Исламова Эльвира Римфельевна, Витушкина Людмила Петровна, Пузанова Наталья Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 3435 раз
Библиографическое описание:
Исламова, Э. Р. Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста / Э. Р. Исламова, Л. П. Витушкина, Н. Н. Пузанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3965/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная авторская разработка является результатом внедрения профилактических мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов организма ребенка младшего дошкольного возраста. Предлагаемые коррекционно-оздоровительные комплексы гимнастик, массажа, лечебных игр и остеопатической гимнастики после сна, доступны к применению в дошкольных образовательных учреждениях и семьях воспитанников.
Введение
Проживание в условиях Крайнего Севера влечет за собой малоподвижный образ жизни — гипокинезию. Неблагоприятная погода, морозы — сокращают длительность прогулок на свежем воздухе, в следствие чего, дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в статичном напряжении — за столами, у телевизора, компьютера и т. д., это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Как результат этого — функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата (согласно данных медицинского осмотра) наблюдаются более чем у 50 % 4-х летних детей. Обозначенная проблема, привела к необходимости проведения коррекционно-оздоровительных мероприятий в ДОУ, целью которых, будет повышение функциональных резервов детского организма. В нашем случае — это введение в режим дня коррекционно-оздоровительных гимнастик, направленных на формирование правильной осанки и свода стопы, начиная уже с 3–х летнего возраста.
Творческая группа педагогов и медицинского персонала Учреждения, основываясь на исследованиях ведущих ученых-педагогов (В. А. Шишкина, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина), о том, что на третьем году жизни темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются, двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног; дети овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых — разработала комплекс коррекционно-оздоровительных гимнастик, учитывающий: климатогеографические условия проживания, физиологические особенности, а также биологические ритмы жизни ребенка 3-х лет, доступные в применение как педагогами, так и родителями и имеющий обоснованные позитивные результаты.
Основная часть
I. Цель и задачи проведения коррекционно-оздоровительных гимнастик.
Предлагаемые комплексы коррекционно-оздоровительных гимнастик относятся к развивающим формам оздоровительной работы, их целью является повышение функциональных резервов организма ребенка.
Нехитрый комплекс упражнений позволяет решать множество задач, как образовательного, так и оздоровительного характера:
- развивать у детей потребность к двигательной активности и физическим упражнениям;
- способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: основных движений, общеразвивающих упражнений, участие в подвижных играх;
- развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение);
- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения;
- обеспечение двигательной активности в режиме дня.
II. Технология внедрения в образовательный процесс комплексов коррекционно-оздоровительных гимнастик
1. Начало учебного года — диагностическое обследование детей:
- скрининг — тесты для выявления нарушений осанки и для выявления плоскостопия (скрининг-тестирование по приказу МЗ № 610 и № 780);
- физиологические тесты, определяющие уровень физического развития (качество выносливости, силы, быстроты, моторно-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы).
Конец учебного года — проведение повторного диагностического обследования с целью определения результативности оздоровительно-коррекционной деятельности.
2. Разработка и планирование коррекционно-оздоровительного комплекса: включающего в себя — коррекционную гимнастику, самомассаж, лечебные игры. При проведении коррекционно-оздоровительных мероприятий, следует активно использовать музыкальное сопровождение, фольклор, детскую литературу, соответствующие тематике выбранного комплекса, а также учитывать предметно-манипулятивный, соревновательный и проблемный характер выбранных игр.
3. Проведение родительского собрания с целью мотивации родителей к совместной коррекционно-оздоровительной деятельности. Эффективность данной деятельности напрямую зависит от активности участия родителей, а также обеспечивает их валеологическую компетентность.
4. Подготовка спортивного оборудования, атрибутов для коррекционно-оздоровительных гимнастик:
- Детский крем — для самомассажа
- Гимнастическая палка, детский стульчик, маленький резиновый мяч, кубик, наклонная доска — для гимнастики.
- Шишки, бумага, карандаши, восковые мелки, платки тканевые (20x20 см)
- Теннисные мячи, мячи (весом 1 кг), кольца — для лечебных игр (из игры «Кольцеброс»), обручи, канат.
- Валик из махрового полотенца (45x110 см. скатано в трубочку).
Данное оборудование должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.2660–10.
4. Внедрение форм коррекционно-оздоровительного комплекса, направленного на формирование правильной осанки и формирование свода стопы, для детей 3-х летнего возраста. Коррекционно-оздоровительный комплекс состоит из двух блоков: первый направлен на формирование свода стопы и включает в себя: коррекционную гимнастику, самомассаж, лечебные игры — обновляемые ежемесячно. Второй блок направлен на формирование правильной осанки, включающий остеопатическую гимнастику после сна. Занятия по обоим блокам целесообразно начинать с начала учебного года. Эффективность вышеназванных форм оздоровительной работы, возможна лишь при соблюдении следующих принципов:
- части комплекса гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся на фоне положительного, эмоционального настроя детей;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей их состояния здоровья;
- проводятся регулярно, систематично, планомерно;
- несут оздоровительную направленность.
Коррекционно-оздоровительные мероприятия, направленные на формирование правильной осанки и свода стопы, целесообразно начинать с начала учебного года. Комплекс упражнений, направленный на формирование свода стопы, проводится в первой половине дня, а на формирование правильной осанки, во второй половине дня (после сна). Длительность проведения согласно нормам СанПиН 2.4.1.2660–10 от 5 до 15 минут. На проведение массажа требуется от 2–5 минут, т. к. некоторые дети, имеют слабый мышечный тонус кистей рук.
Примечание:
Каждый комплекс гимнастики осваивается в течение месяца, обновляется с усложнением. При выполнении упражнений, необходимо обращать внимание на степень освоения ребенком тех или иных движений. В последствие корректировать эти движения, вместе с ребенком.
Заключение.
При внедрении коррекционно-оздоровительного комплекса, были достигнуты следующие результаты: в рамках решения образовательных задач, ребенок
- проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
- Эрудирован в понимании и объяснении того, что такое здоровье, здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми
- Ребенок стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни и проявляет компетентность
- Гармонично физически развивается, с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.
- При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, быстро реагирует на сигналы педагога, переключается с одного движения на другое.
- Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в играх соревновательного и проблемного характера;
В рамках решения оздоровительных задач:
- повышение функциональных резервов организма ребенка
- снижение количества детей с нарушениями свода стопы и отклонений в осанке;
- снижение уровня заболеваемости, а соответственно увеличение количества детодней.
Сравнительный анализ заболеваемости контрольной и экспериментальной групп за период сентябрь 2011 — май 2012 года
Группы |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
% заболеваемости |
22 % |
15 % |
Фактическая посещаемость |
1776 д/дней |
2249 д/дней |
Литература:
1. Е. Ю. Александрова. «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Волгоград. 2006. Стр.61.
2. В. Г. Алямовская. «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». Раздел № 5.
3. З. И. Береснева. «Здоровый Малыш». М., 2005. Стр.20.
4. Т. И. Бабаева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». С-П.,2011, Стр. 31, 37
5. А. С. Галанов. «Игры, которые лечат». М.,2005. Стр.57.
6. М. Ю. Картушина. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3–4 лет». М.2005. Стр.18.
7. Т. Ю. Каштанова. «Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении, практическое пособие». Москва.2002. Стр.38.
8. М. Н. Кузнецова. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Москва. 2007. Стр.24.
9. В. С. Коваленко и др. Парциальная оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад». С-П. 2000г.Стр. 51, 67, 77.
10. В. С. Коваленко, К. А. Похис, К. М. Сергеева, Т. Л. Попова и др. Методические подходы к созданию экологической программы для детей (методические рекомендации). Санкт-Петербург.1997. Стр.94.
11. М. Д. Маханева. «Воспитание здорового ребенка». Москва. 2005. Стр.36.
12. О. Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей».
13. Ю. П. Мелехов «Формирование правильной осанки». Журнал Медработник. 2009год. № 5.
14. Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4/2009: стр. 60 «Комплекс упражнений для детей с нарушением осанки»;
15. В. П. Обижесвет, В. Н. Касаткин, С. М. Чечельницкая. Приложение к журналу «Обруч»: «Настольная книга медсестры детского сада»: стр. 106 «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия».
16. А. П. Чабовская «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста».