Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике
Автор: Пудова Наталья Васильевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 2040 раз
Библиографическое описание:
Пудова, Н. В. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике / Н. В. Пудова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3967/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для начала нужно обдумать, что подразумевается под словом нетрадиционная медицина. Это знания, накопленные нашими прародителями, о пользе и вреде разных растений, о минералах и о многих факторах влияющих на здоровье и человека в целом. Знания, собранные по крупицам методом проб и ошибок в течение огромного промежутка времени. Знания, которые совершенствовались по мере развития человека, тем более, что медицина стала существовать с появлением человека. Поэтому этот опыт, эти знания ценны для человечества.
Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
Фитотерапия — это оздоровление организма при помощи лекарственных растений. Это лечение имеет глубокие корни, как в нашей стране, так и за рубежом. В столице Ассирии Нивении был найден сад лекарственных растений. Ещё четыре тысячи лет назад египтяне составили подобие фармакологии с описанием применявшихся тогда растений. Важно привлечь внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей к необходимости использования лекарственных растений (за отсутствием аллергии на компоненты) как эффективного лечебно профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, расстройства памяти, устранение бессонницы, нервозности, восстановление мышечного тонуса.
При спастической форме дизартрии (речь отличается фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью) фитотерапевты советуют использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, отвары из донника лекарственного. Хороши ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток. Эффективны следующие сборы: Сбор № 1: брусника, лист — 50 г, зверобой продырявленный, трава — 50 г, клевер шуршащий, трава — 50 г, тысячелистник обыкновенный, трава — 50 г. 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, затем настоять 30 минут, процедить, выпить за два раза в день — через час после еды (в обед) и перед сном. Сбор № 2: тмин обыкновенный, плоды — 100 г, ромашка аптечная, соцветия — 60 г, валериана лекарственная, корни — 40 г, пустырник пятилопастный, трава — 100 г, толокнянка обыкновенная, лист — 100 г. 2 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, настоять 30 минут, процедить и выпить в два приёма за день через час после еды (обеда) и перед сном.
При паретической форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, гречихи посевной; ванны из отвара трав: пшеницы, донника. Для беспокойных детей — отвары смеси трав чертополоха и подмаренника мягкого. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно сок капусты. Рекомендуют следующие сборы: Сбор № 1: душица обыкновенная, трава — 40 г, зоря лекарственная, трава — 20 г, зверобой продырявленный, трава — 10 г, василёк луговой, розовый, соцветия — 20 г. 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, затем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день в 3–4 приёма до еды. Сбор № 2: синюха лазурная, трава или корни — 10 г, чернобыльник, трава — 20 г, первоцвет весенний, цветы — 20 г, мята перечная, лист — 20 г, прострел раскрытый, трава — 10 г, донник лекарственный — 10 г, чернокорень, корни — 10 г. 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, затем настаивать 20 минут, процедить выпить за день в 3–4 приёма до еды.
При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием. Сбор № 1: вереск обыкновенный, трава — 40 г, сушеница топяная, трава — 40г, пустырник пятилопастный, трава — 40г, язвенник многолистный, трава — 40 г, валериана лекарственная, корни — 40г. 1 ст.л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4 -5 приёмов перед едой и перед сном. Сбор № 2: шиповник коричневый, плоды — 60 г, чернобыльник, трава — 60 г, вереск обыкновенный, трава — 40 г, подкаменник настоящий, трава — 40 г, пшеница широколистная, трава — 40г. 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать30 минут, процедить и выпить за день в 4–5 приёмов — за 10–15 минут до еды и перед сном. Сбор № 3: клевер горный, трава — 20 г, душица обыкновенная, трава — 20 г, буквица лекарственная, трава — 20 г, одуванчик лекарственный, трава — 20, череда трёхраздельная — 20 г, мята перечная, лист — 20г. 1 ст.л. смеси заварить 0,5 кипятка, настаивать 30 минут, процедить и выпить за день в 4–5 приёмов — за 10–15 минут до еды и перед сном. Сбор № 4: чернобыльник, корни — 20 г, мать — и — мачеха, лист — 20 г, синюха лазурная, корни — 10 г, донник лекарственный, трава — 10 г, сирень обыкновенная, цвет — 10 г. 1 ст. л. смеси на 0,5 л воды, кипятить 5 минут, настоять 30 минут, процедить и выпить за 4 приёма — за 15–30 минут до еды и перед сном.
В результате комплексной коррекционной работы удаётся с помощью лекарственных трав не только нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией.
Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
Исследования учёных и народные опыты доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. В Японии фирмой «Сумицу» разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений для повышения производительности труда и снижения уровня утомляемости. Число ошибок у программистов и машинисток снижается: при вдыхании запаха лаванды — на 20 %, жасмина на — 30 %, лимона на — 54 %. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерианы, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает снотворный эффект. Английский врач Р.Бах создал в 1930 — х гг. целую серию лечебных цветочных эссенций (около 40 разновидностей), которые оказывают воздействие на нервную систему. Р. Бах был глубоко убеждён, что результат реабилитации в первую очередь зависит от состояния психики пациента. Он рекомендовал: настойку ивы, которая снимает напряжение, раздражительность, плаксивость, жалость к себе, приводит человека в состояние равновесия; настойку остролиста, при вдыхании которой уменьшается злобность, раздражительность. Для того чтобы проверить, подходит ли настойка ребёнку, достаточно втереть несколько капель в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц. Это должно занять достойное место в лечебной педагогике, особенно в работе с гиперактивными детьми.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20–30 мин. Курс лечения — от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетённых или, наоборот перевозбуждённых лиц.
Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в Древней Греции. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: способствуют расширению сосудов, стимулируют пищеварение, повышают аппетит, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Агрессивная музыка даёт прямо противоположный эффект. Учёные заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от инструмента, на котором исполняется произведение. Например, игра на кларнете влияет на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает, расслабляющий эффект.
Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно — психических заболеваний. По библейской легенде царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе. Известную французскую писательницу Ж.Санд музыка лечила значительно эффективнее, чем доктора. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка сподчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы, но музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми и паретичными детьми. Восприятие музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий. Было замечено, что лёгкая спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, а вот «Каприз № 24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната»Бетховена. Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, так как абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, это нужно учитывать в повседневной практике. Музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Музыкальная ритмика и логоритмика широко используется при коррекции двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности), чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими и логоритмическими упражнениями и играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Музыка может использоваться во время выполнения самостоятельной работы, когда исключено речевое общение. Громкость звучания должна быть строго дозированной, звук не громкий и не чрезмерно тихий. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического характера оказалось оправданным и перспективным. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмичные движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений). Способствует: коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, ритм, тембр, выразительность интонации). Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:
1) Использовать для прослушивания можно только, то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
2) Лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание новизной, отвлекая от главного;
3) Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия, должно звучать одно произведение.
Вода в коррекционной и лечебной педагогике.
Вода — одно из самых распространённых на Земле соединений. Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет Солнечной системы и их спутников. Роль воды в жизни нашей планеты удивительна и, как ни странно раскрыта не до конца. Большая часть поверхности Земли покрыта океанами и морями. Океан является огромным термостатом — летом не даёт Земле перегреться, а зимой постоянно снабжает континенты теплом. В атмосфере вода находится в виде капель малого размера, в облаках и тумане и в виде пара. Выводится из атмосферы в виде осадков (дождь, роса, град, снег). Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. Вода на Земле существует в трёх состояниях — жидком, твёрдом, газообразном. Вода способна растворять в себе многие вещества, приобретая тот или иной вкус. «Вода дороже золота» — утверждали бедуины всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. В живом организме вода — это среда, в которой осуществляются химические реакции. Тело взрослого человека состоит на 65 % из воды. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов.
Скорая помощь при заикании.
В случае остро возникшего заикания у ребёнка, это чаще всего происходит в случаях сильного психологического потрясения (сильный стресс, внезапный испуг, напряжённая обстановка в семье). Родителей охватывают растерянность и отчаяние. Как вести себя в подобной ситуации? Чем можно помочь малышу? Главное не паниковать, не проявлять крайнее беспокойство, особенно в присутствии ребёнка. Такое поведение взрослых может способствовать закреплению неправильной судорожной речи у ребёнка.
Заикание — речевой недостаток ребёнка, при котором речь говорящего, прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, слогов, слов.
Методы, которыми не стоит пренебрегать:
1. Устранить травмирующую ситуацию.
2. Не упоминайте при ребёнке о начавшемся заикании.
3. Изолируйте ребёнка от окружающих, сведя до минимума любое влияние на его эмоциональное состояние.
4. Постельный режим и одно игрушка.
5. Организуйте его режим так, чтобы он меньше говорил. Поиграйте с ним в «молчанку».
6. Помните! Дети подражают речи окружающих взрослых. Говорите в замедленном темпе.
7. Исключите прогулки во избежание нежелательных контактов.
8. Важно, как можно раньше показать ребёнка психоневрологу. Если есть возможность, то обеспечьте приход на дом.
Такой подход рационален в случаях «свежего» заикания (давность от 1 недели до 2–3 недель). Чем быстрее вы примите необходимые меры, тем благоприятнее прогноз: заикание пройдёт и больше не возобновиться. Острое заболевание легче преодолеть, чем хроническое.
Игра
«Играем с водой»
Переливание воды из ёмкости в ёмкость оказывает успокаивающее действие на нервную систему. И совсем не страшно, если ребёнок замочит рубашку или штаны. Занятия по системе М.Монтессори: ребёнку дают ёмкости различной величины, и он занимается переливанием воды до тех пор пока не надоест. Ребёнок выполняет манипуляции без всяких вопросов и комментариев со стороны взрослых. Действуя, он самостоятельно должен делать выводы о свойствах воды, о разности объёма, сколько воды умещается в ту или иную ёмкость.
Литература:
1. М. А. Поваляева. Справочник логопеда. Изд.9-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
2. Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. Логопедия. Изд.3-е. Москва: ВЛАДОС, 2003.
3. Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. Учителю о детях с нарушением речи. Москва: «Просвещение», 1976
4. Журнал «Учимся играя» № 3 2013 Изд. ЗАО «Газетный мир», Нижний Новгород.