Контроль на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)

Статья просмотрена: 16147 раз

Библиографическое описание:

Образцова, Т. И. Контроль на уроках русского языка / Т. И. Образцова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3979/ (дата обращения: 16.11.2024).

В системе профессионального образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми преподаваемыми предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Важной особенностью преподавания русского языка сегодня является то, что на первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Кульmуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Таким образом, вся работа на уроках русского языка направлена на формирование общекультурного уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение в различных образовательных учреждениях: в техникумах и институтах

Каждый педагог, независимо от предмета преподавания, знает, что постоянный контроль на уроке — это один из главных элементов в системе урока, т. к. он является резервом повышения качества обучения.

На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

В работе с учащимися я использую следующие виды контроля результатов обучения:

-                   текущий контроль: сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности ключевых компетенций учащихся. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. В этот период обучающийся должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с преподавателем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

-                   тематический контроль:заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.

Специфика этого вида контроля:

1)        ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку;

2)        при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

3)        возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.

-          итоговый контроль: проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. При выставлении переводных отметок предпочтение отдается более высоким.

Методы и формы организации контроля:

устный опрос;

письменный опрос — заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ а) диктант (контрольный словарный диктант, контрольный диктант); б) комплексная контрольная работа (диктант и дополнительное задание (фонетическое, грамматическое, орфографическое, лексическое); в) сочинение; г) изложение; д) самостоятельная работа; е) обучающая работа (упражнения и диктанты неконтрольного характера).

тестовые задания, которые позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, а также помогают выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи и т. д.

Большое внимание на своих уроках я уделяю внимание контролю за формированием связной речи. На этапе текущего контроля использую следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант. При проведении названных контрольных упражнений диагностирующего характера получаю сведения о том, как протекает формирование отдельных речевых умений учащихся: правильно строить предложения; определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно; соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста; подбирать доказательства при рассуждении; связывать части высказывания определенными языковыми средствами и т. п.

Контроль за формированием речевых умений учащихся в данном случае осуществляется одновременно с проверкой сформированности других умений, прежде всего правописания, о чем свидетельствует общее название работы — диктант. В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и грамматическими формами, синонимичными конструкциями. Речевые умения проверяются в ходе записи, обогащения и изменения текста.

Творческий диктантна этапе контроля проводится без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельно анализируют задачу, поставленную учителем (что следует включить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно решают ее.

Свободный диктантдает преподавателю возможность проверить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контролируется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, правильно применять нормы русского литературного языка. Наряду с этим проверяется и правописание учащихся. Контрольный свободный диктант проводится без предварительного анализа текста, без предварительной подготовки.

Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются: 1) умение раскрыть тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания; 2) умение соблюдать нормы русского литературного языка; 3) умения правописного характера. Именно поэтому любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками. Первая ставится за содержание и речевое оформление работы, вторая — за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Не менее важна на уроке и организация различных форм самоконтроля, взаимоконтроля. Я считаю, что эта форма работы нелегкая, потому что она не дает сиюминутных результатов. Более того, самоконтролю нужно обучать ребят постоянно. Эта форма работы может вызвать на уроке и лишний шум, и обиды ребят друг на друга, а, следовательно, и на учителя. Таким образом, самоконтроль на уроке требует собранности, терпения и настойчивости, прежде всего от педагога, а потом уже от обучающихся.

На уроках русского языка я использую следующие формы самоконтроля:

1.      При письменной работе на уроке:

а) Словарно-орфографическая работа.

Эта работа связана с тем, что учащиеся самостоятельно ищут в словарях нужные слова, объясняют их лексическое значение и запоминают правописание.

Ребята, которые приходят к нам в училище, чаще всего слабы в русском языке, поэтому для них очень важно, чтобы они научились пользоваться орфографическими словарями, а также и другими видами словарей. Трудности этой работы для меня заключаются в том, что у нас нет словарей столько, чтобы положить один хотя бы на каждую парту.

б) Словарный диктант «Проверь себя».

Это небольшая по объему работа, которая включает в себя 5–6 строк. Заранее слова, словосочетания или предложения написаны на доске учителем и закрыты до конца диктанта. После записи диктанта учащиеся 3–4 минуты сверяют свою работу с доской, только после этого диктант проверяет учитель(выборочно или у каждого учащегося).

в) Графический диктант.

Такая форма работы приемлема только при изучении темы «Синтаксис и пунктуация». Преподаватель читает предложения, а учащиеся чертят их схемы, соответствующие постановке знаков препинания. Эти схемы заранее записаны педагогом на доске, но закрыты до окончания работы.

При такой форме контроля учащиеся могут проверить свои знания самостоятельно, практически никогда не получают двоек, повышают самооценку и с удовольствием идут на следующий урок!

2.      При устной работе на уроке:

а) Работа по плану.

На доске записывается план ответа, составленный преподавателем или учащимися под руководством преподавателя. Пользуясь этим планом, учащиеся рассказывают выученный теоретический материал.

Так как ребятам зачастую тяжело воспроизвести в памяти лингвистический текст, то план помогает им выстроить свой ответ логически грамотно, не сбиться с мысли. Такая работа благодатно влияет на развитие логического мышления, правильной монологической речи, а значит, и на общее развитие учащихся.

3.      При письменной и устной работе на уроке:

а) Работа со схемами и таблицами обобщающего характера.

Учащиеся, используя данную преподавателем схему или таблицу, рассказывают правило и применяют его на практике. Такая работа помогает ребятам контролировать свою работу. Разобравшись в схемах и научившись ими пользоваться, учащиеся не делают ошибок при письме (примеры таблиц прилагаются).

б) Обучение самоанализу.

Обучившись самоанализу, учащиеся могут анализировать не только собственные ответы, но и ответы товарищей. На одном из первых уроков мы записываем памятку «План анализа ответа», которой и пользуемся во время анализа ответа (пример «Памятки» прилагается).

Все эти формы работы я использую на уроке, т. к. в училище мы не изучаем русский язык заново, а повторяем, обобщаем и систематизируем ранее пройденный материал. Но нельзя не отметить, что есть группы, в которых невозможно проводить такие формы самоконтроля из-за сложной психологической обстановки в коллективе.

И еще один момент считаю важным при контроле на уроке — это формирование у обучающихся умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам различного характера. Работа педагога состоит в создании определенного общественного мнения в группе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.

Литература:

1.         Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку [Текст] / Т. М. Воителева. — М.: Дрофа, 2006. — 320с.

2.         Голуб, И. Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко [Текст]: учебное пособие / И. Б. Голуб. — М.: Логос, 2002. — 160с.

3.         Малюшкин, А. Б. Тематические зачеты по русскому языку: 10 -11 класс [Текст]: рабочая тетрадь с печатной основой / А. Б. Малюшкин. — М.: Сфера, 2005. — 128с.

4.         Розенталь, Д. Э. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов [Текст]: учебное пособие / Д. Э. Розенталь. — М.: Оникс, 2011. — 448с.

5.         Сборник нормативных документов. Русский язык [Текст] / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2008. — 144с.

6.         Хоркина, Е. Н. Тесты по русскому языку [Текст]: учеб.пособие / Е. Н. Хоркина. — Ростов н /Д: Феникс, 2001. — 192с.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, работа, урок, учащийся, форма работы, умение, умение учащихся, речевое умение учащихся, русский литературный язык, устная работа.